Арабо - исламская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:35, реферат

Краткое описание

Арабо-мусульманская культура как единство многообразия обладает своими потенциями и изъянами, составляет культурное своеобразие, занимая соответствующее место в общемировой цивилизации. Арабо-мусульманская культура – культура, определившаяся в своих характерных чертах в VII – XIII вв. и получившая свое первоначальное развитие на Ближнем Востоке на обширной, населенной разными народами Арабского халифата и объединенная теократической государственностью, мусульманской религией и арабским языком, основным языком науки, философии и литературы

Содержание

Содержание
Введение.......................................................................................................................3
1.Возникновение ислама.............................................................................................4
1.1.Коран. Основные направления в ислама.....................................................4-6
1.2. Ислам как фундамент арабо-мусульманской культуры. Мусульманское вероучение................................................................................................................6-8
1.3. Философия арабо-мусульманского Востока.............................................8-10
2. Исламская словесность. Художественная культура Востока......................11-12
3. Новое возрождение культуры арабо-мусульманского Востока...................13-14
Заключение.................................................................................................................15
Список использованной литературы....................................................

Вложенные файлы: 1 файл

арабо ис.docx

— 30.63 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

2. Исламская словесность. Художественная культура

В связи с ограничениями, которые накладывал ислам на изобразительные  искусства, развитие арабо-мусульманской  и арабоязычной художественной культуры было связано с архитектурой, орнаментальной живописью, книжной иллюстрацией, каллиграфией, музыкой, но особенно высокого уровня достигла словесность. Однако поистине вершиной арабо-мусульманского словесного искусства стала поэзия, получившая характер самобытности классической традиции в мировой литературе и духовной культуре. Основными жанрами арабской и персидско-таджикской поэзии были касыды – небольшие поэмы канонизированной формы и разнообразного содержания, рубаи – четверостишия, ставшие  образцами философской лирики, связанной  с суфизмом, а для лирической поэзии были характерны газели – небольшие  стихотворения, состоящие из нескольких двустиший. В литературе арабо-мусульманского Востока получили распространение  поэтические эпические поэмы  и прозаический эпос, основанный на восточных, главным образом, индийских  фольклорных традициях. На почве  городской культуры формируется  жанр макамы – плутовской новеллы. Арабо-мусульманская научная, философская  проза и классическая поэзия внесли свой выдающийся вклад в становление  западно-европейской духовной и  художественной культуры Средних веков.

В исламе существует запрет на изображение людей и животных, чтобы у правоверных не возникало  соблазна поклоняться делам рук  человеческих — кумирам. Поэтому  изобразительное искусство в  арабо-мусульманской художественной культуре не получило широкого развития. Проза чередуется со стихами.

Музыкальное искусство в  арабо-мусульманской культуре получило свое развитие главным образом в  виде пения. В поисках религиозно-культовой  самобытности, подчеркивая свое отличие, в частности, от христианства, ислам  не допускал инструментальную музыку в сферу культа. Уже сам Пророк учредил — азен — призыв к  молитве, исполненный гармоничным  человеческим голосом. Позже он завещал «украшать чтение Корана благозвучным голосом», что положило начало искусству таджвида – мелодической рецитации Корана.

Мусульманская религиозная  традиция развивала и другие виды духовной музыки. В период Рамадана (месяца поста) ночами исполнялись специальные  мелодии — фаззайзист, а по случаю дня рождения Пророка (мавлед) —  гимны и песнопения, повествующие о его рождении и жизни. Музыкой  сопровождались торжества, посвященные  знаменитым святым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Новое возрождение культуры арабо-мусульманского Востока

В дальнейшем исторические судьбы народов и государств, населявших громадную территорию Ближнего и  Среднего Востока, Средней Азии, оказались  связаны с войнами, завоеваниями, распадом империй, бурными процессами ломки традиционного уклада жизни  под напором западной цивилизации, неуклонно осуществляющий колонизацию  восточных регионов. С точки зрения развития культуры, эту эпоху принято  называть «постклассической», в частности, временем «духовного бесплодия» (Х. Джебран). В этих условиях важным оказалось  наличие самобытной основы – историко-культурной общности, единой арабо-мусульманской  традиции. Начало процессов нового возрождения культуры арабо-мусульманского Востока принято относить ко 2-й  пол. XIX-XXвв. Этот период характеризовался все более последовательными  и углубляющимся взаимодействием  между западной и восточной типами цивилизаций, что проявилось в общественной, экономической, политической и идеологической областях и способствовало поступательному  развитию светской культуры. С конца XIX в. на фоне все возрастающего противодействия  народов Востока колониальной политике западных держав наступает период просветительства, связанный со стремлением приобщиться  к высшим духовным достижениям западной цивилизации. Идеология просветительства считалась с идеями необходимости  мусульманской реформации. Просветительские и религиозно-реформатские идеалы находили свое выражение в философских  сочинениях и литературе. Большой  вклад в духовную культуру и литературу ираноязычных народов внес Мухаммад Икбал (1877-1938), выдающийся индийский  поэт, мыслитель, религиозный реформатор. Имея в среде мусульманской интеллигенции  громадный авторитет духовного  наставника и поэта, Икбал преобразовал традиционный суфизм в философию, утверждающую идеи совершенствования человека и  миротворчества во имя всех людей. Свидетельством возрождения арабской культуры было творчество Х. Джебрана (1833-1931) – писателя, философа, художника, эмигрировавшего  из Сирии в США. Выдающийся представитель  литературно-философского арабского  романтизма Джебран утверждал идеал человека, который сочетает в себе приобщение к духовному наследию арабо-мусульманской традиции с постижением окружающего мира и самопознанием в духе суфизма. Опираясь на умозаключение «самопознание – мать всякого познания», Джебран призывал к духовному диалогу с великими представителями западной и русской культуры (У. Шекспир, Вольтер, Сервантес, О. Бальзак, Л.Н.Толстой). в 1977 г. в Мекке состоялась 1-я Всемирная конференция по мусульманскому образовании., на которой указывалось на необходимость в условиях XX в. дальнейшего развития исламской культуры, воспитания молодежи путем освоения духовных богатств и достижения мировой цивилизации. В 70-е годы XX в. укореняется идея о вызове Запада исламскому миру, которую, в частности, обосновал С.Х. Наср, автор книг по истории мусульманской философии, бывший ректор Тегеранского университета. Он утверждал, что на фоне господствующих на Западе атеизма, нигилизма и психоанализа исламский мир должен обратиться к ценностям суфизма и Корана, который должен стать источником рассмотрения актуальных социологических, исторических и гуманитарных проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Известно, что французский  писатель и мыслитель Р. Генон, родившийся в 1886 т., происходивший из католической семьи, в 1912 г. перешел в ислам, а  в 1930 г. навсегда оставил Европу и  уехал в Каир. Он хорошо знал и  европейскую, и арабо-мусульманскую  культуры, мог объективно судить об их взаимном влиянии. Р. Генон изложил  свое мнение о влиянии исламской  цивилизации на европейскую в  небольшой статье с аналогичным  названием, в которой указывает  на бесспорные факты этого влияния  в истории обеих культур.

Европейская философия и  культура в целом испытывали сильное  влияние творчества арабских мыслителей, художников, поэтов. Все это говорит  о необходимости изучения богатого наследия арабо-мусульманской культуры, значение которой в сегодняшнем  мире далеко выходит за границы «исламского  мира».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.Батунский М.А. Ислам как тотальная система регуляции // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. - М., 1999. – 579с.

2. Грюнебаум Г.Э. фон. Основные черты арабо-мусульманской культуры. - М., 1981.

3. Фехретдин Р. Ислам  дине нинди дин / Р. Фехретдин  // Мирас. – 1994. – № 2. – Б.57-60.

4. Федоров А.А. Введение  в теорию и историю культуры: Словарь / А.А. Федоров. – Уфа:  Гилем, 2003. – 320с.

5. Степанянц М.Т. Философия  зарубежного Востока ХХ века // История Восточной философии.  – М.: ИФРАН, 1999.

6. Степанянц М.Т. Философские  аспекты суфизма. — М.: Наука, 1987. — 190 с. 

7. Юзеев А.Н. Татарская  философская мысль конца XVIII –  XIX веков. – Кн.2. – Казань: Иман, 1998. – 123 с. 

8. Микульский Д.В. Арабо  - мусульманская культура в сочинении  ал - Мас‘уди «Золотые копи и  россыпи самоцветов» («Мурадж  аз - захаб ва ма‘адин ал - джаухар») : X век. – Изд-во «Восточная  литература», 2006. – 175 с. 

9. Галаганова С.Г. Восток: традиции и современность // Запад  и Восток: традиции и современность.  – М.: Знание, 1993. – С.47 - 53.

Сайты:

http://www.bestreferat.ru

referat.deport.ru

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Арабо - исламская культура