Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:35, реферат
Арабо-мусульманская культура как единство многообразия обладает своими потенциями и изъянами, составляет культурное своеобразие, занимая соответствующее место в общемировой цивилизации. Арабо-мусульманская культура – культура, определившаяся в своих характерных чертах в VII – XIII вв. и получившая свое первоначальное развитие на Ближнем Востоке на обширной, населенной разными народами Арабского халифата и объединенная теократической государственностью, мусульманской религией и арабским языком, основным языком науки, философии и литературы.
Введение.......................................................................................................................3
1.Возникновение ислама.............................................................................................4
1.1.Коран. Основные направления в ислама.....................................................4-6
1.2. Ислам как фундамент арабо-мусульманской культуры. Мусульманское вероучение................................................................................................................6-8
1.3. Философия арабо-мусульманского Востока.............................................8-10
2. Исламская словесность. Художественная культура Востока......................11-12
3. Новое возрождение культуры арабо-мусульманского Востока...................13-14
Заключение.................................................................................................................15
Список использованной литературы................
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Альметьевский Государственный Нефтяной
Институт
Кафедра Гуманитарного образования и социологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «История мировой культуры»
на тему: Арабо-исламская культура
Выполнил студент группы №42-73
Шайдуллина Н.Р.
Проверил к.п.н., Данилова И.Ю.
Альметьевск 2013
Содержание
Введение......................
1.Возникновение ислама........
1.1.Коран. Основные направления
в ислама........................
1.2. Ислам как фундамент арабо-мусульманской
культуры. Мусульманское вероучение....................
1.3. Философия арабо-мусульманского
Востока.......................
2. Исламская словесность. Художественная
культура Востока......................
3. Новое возрождение культуры
арабо-мусульманского Востока...................13-
Заключение....................
Список использованной литературы....................
Введение
Арабо-мусульманская культура
как единство многообразия обладает
своими потенциями и изъянами, составляет
культурное своеобразие, занимая соответствующее
место в общемировой
Изучение арабо-мусульманской
культуры как целостного социокультурного
феномена со всей своей структурой,
ядром и периферией - всегда актуальная
исследовательская задача, вызывающая
пристальный интерес как
1.Возникновение ислама
До того как в Аравии появились первые мусульмане, там уже были приверженцы монотеистических религий. Наиболее ранней из них был иудаизм, который исповедовали еврейские эмигранты из Римской империи, населявшие города Йемена, оазисы Хиджаса. В Йемене в начале VI в. он даже был объявлен государственной религией, но, как и христианство, распространившееся в Аравии несколько позже, иудаизм не был принят арабами в качестве господствующей религий. И все же в Аравии были стихийные монотеисты, схожие с древними пророками Палестины, ханифы. Они не принимали полностью ни иудаизма, ни христианства, хотя и испытали на себе их влияние. В их проповедях звучали призывы к аскетизму, к отказу от идолопоклонства, к признанию единого Бога, с которым иногда отождествлялся доисламский Аллах, пророчества о конце света и страшном суде. Ханифы были близки к идеям мусульманства, но они неясно сознавали, в какой мере их идеи согласуются с древними обычаями. Вопрос о новизне религии имеет принципиальное значение только для исповедующих ее, а для ученого-исследователя данный вопрос может быть решен лишь в связи с тем влиянием, которое она оказывает на народы.
1.1. Коран. Основные направления в исламе
Отличительной особенностью
богатой арабо-мусульманской
Главной особенностью исламского
мировоззрения явилась идея о
неразделимости религиозного и светского,
священного и земного начал, и
ислам не стремился, в отличие
от христианства, выработать такие
особые институты, как церковь или
Вселенские соборы, призванные официально
утверждать догматы и руководить
жизнью людей наряду с государством.
Коран имел всеобъемлющее общекультурное
значение: он способствовал формированию
и распространению арабского
языка, письменности, различных жанров
литературы и богословия, оказывал
влияние на развитие философии, эпизоды
из Корана стали основой для сюжетов
и образов персоязычной и тюркоязычной
литературы классической эпохи. Коран
явился фактором западно-восточного культурного
взаимодействия, примерами чего может
служить «Западно-восточный
Исламская религиозность
содержала в себе отдельные положения,
которые могли иметь различное
философское значение и толкование.
Таким образом, в исламе появились
отдельные направления: во 2-й пол.
VII в. – шиизм, во 2-й пол. VIII в. –
исмаилизм, в X в. – суннизм. Особое место
среди них занял возникший
в конце VIII в. суфизм, породивший обширную
философскую и художественную литературу
и оказавший существенное влияние
на всю духовную культуру мусульманского
Востока вплоть до современности. Суфизм
(или исламский мистицизм), определяемый
в самых общих чертах как мистико-аскетическое
течение в исламе, представляется
субкультурным компонентом
Для многих мусульманских
народов суфизм – неотъемлемая часть
их духовных культур, отражающая внутреннее
эзотерическое состояние
Мусульмане, по меньшей мере,
являются обитателями двух культурных
сфер. Первая из них позволяет им
осознать свою принадлежность к нации
или местной этнической группе, а
вторая служит источником религиозно-духовной
идентичности. Этнокультурный контекст
и ислам тесно взаимосвязаны
и прошли в своем развитии длительный
этап сосуществования и
1.2. Ислам как фундамент арабо-мусульманской культуры
Ислам как тотальная система
регуляции составляет фундамент
арабо-мусульманской культуры. Основополагающие
принципы этой религии формируют
новый культурно-исторический тип,
придающий ему общечеловеческий
характер. Приобретя широкий размах,
этот тип культуры охватывает многие
народы мира с их многообразными этнокультурными
системами, определяя их поведение
и образ жизни. Опираясь на исламские
доктринальные положения и
В самом исламе сегодня
существуют две парадигмы, связанные
с реформаторством и
Ислам, возникший в доисламской
аравийской культуре, взаимодействуя
с инокультурными традициями, расширял
границы своего культурного поля.
На конкретном примере распространения
арабо-мусульманской культуры на Северном
Кавказе выявляются особенности
преломления универсальных
Особую ценность в арабо-мусульманской культуре имеют такие труды, как «Райхан хакаик ва бустан ад-дакаик» («Базилик истин и сад тонкостей»), «Адабуль-Марзия», «Асар», «Тарджамат макалати... Кунта-шейх» («Речи и высказывания шейха Кунта-Хаджи») и «Халасатул адаб» («Суфийская этика»), «Сокровищница благодатных знаний», принадлежавших суфийским мыслителям Северного Кавказа: Фараджу ад-Дарбанди, Джамал-Эддину Казикумухскому, Мухаммаду Ярагскому, Кунта-Хаджи Кишиеву, Хасану Кахибскому, Сайду Черкейскому. Эти местные культурные памятники, будучи религиозно-философскими произведениями, раскрывают мистические и духовно-нравственные аспекты суфийской культуры, распространившейся в регионе Северного Кавказа.
1.3. Философия арабо-мусульманского Востока
Важнейшим явлением и фактором
духовной жизни, высшим ее выражением
в арабо-мусульманской культуре
стала философия, которая развивалась
в обстановке глубокого уважения
к книжной мудрости и знаниям.
Философия арабо-мусульманского Востока
зарождалась на основе интенсивной
переводческой деятельности, одним
из знаменитых центров которой стал
Багдад, где во времена халифа аль-Мамуна
(818-833) был создан «Дом мудрости», богатейшая
библиотека, содержавшая тысячи рукописных
книг на греческом, арабском, персидском,
сирийском и других языках. К концу
IX в. в арабоязычном мире были известны
большинство главных
При рассмотрении вопросов
культивирования прекрасного
Добродетель, в соответствии
с учением средневековых
В арабской философии распространялась
вера в преобразующую силу просвещения,
развивалось уважение к опытному
знанию и человеческому разуму. Все
это нашло воплощение в больших
достижениях математики, медицины,
астрономии, географии, эстетики, этики,
литературы, музыки и свидетельствовало
об энциклопедичности арабо-