Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 21:53, реферат
Считая себя наследниками античного могущества римской державы, византийские императоры стремились восстановить ее территорию, вкладывали большие средства в строительство и укрепление Константинополя - второго Рима. Наивысшего экономического и культурного расцвета Византия достигла в VI в. при императоре Юстиниане, наемная армия которого утвердила византийское господство на всем Средиземном море. Однако это были последние крупные военные успехи централизованной монархии. Развитие феодальных отношений, усиление местных правителей в дальних провинциях, восстания рабов и крестьян, стремление молодых феодальных государств овладеть центром мировой торговли приводят к сокращению территорий Византии и. наконец, к падению Константинополя.
Архитектура Византии |
Возникновение
Считая себя наследниками античного могущества
римской державы, византийские императоры
стремились восстановить ее территорию,
вкладывали большие средства в строительство
и укрепление Константинополя - второго
Рима.
Наивысшего экономического и культурного
расцвета Византия достигла в VI в. при
императоре Юстиниане, наемная армия которого
утвердила византийское господство на
всем Средиземном море. Однако это были
последние крупные военные успехи централизованной
монархии. Развитие феодальных отношений,
усиление местных правителей в дальних
провинциях, восстания рабов и крестьян,
стремление молодых феодальных государств
овладеть центром мировой торговли приводят
к сокращению территорий Византии и. наконец,
к падению Константинополя.
Историческая характеристика
В архитектуре Византии хорошо прослеживаются
этапы накопления и слияния опыта римской
и восточной школ. Здесь, как и повсюду
в периоды централизации власти, строятся
крупнейшие официально - культовые сооружения.
И, наоборот, междоусобная борьба феодалов
и нашествия отражены в сокращении масштабов
строящихся объектов, усилении разницы
в художественном и конструктивном подходе
к архитектуре в разных частях империи.
Византийская архитектура прошла в своем
развитии три этапа:
Строительные
особенности
Константинополь всегда оставался центром
архитектурной деятельности византийских
императоров. Мощные крепостные стены,
прикрывающие город с моря и суши, были
возведены еще в V в. Мосты, дороги, маяки,
укрепленные гавани, замки и башни на подступах
к столице показывают, какое значение
придавалось оборонительному строительству
в Византии.
Лучевая планировка улиц, сходившихся
к площади с императорскими дворцами,
собором и ипподромом, подчеркивала абсолютизм
императорской власти. Город не имел проточной
воды, поэтому для его водоснабжения сооружались
акведуки и подземные водохранилища -
цистерны, служившие позднее складами
и убежищами. Возведение сводчатых перекрытий
над цистернами было хорошей школой мастерства
для византийских строителей. О гражданской
застройке раннего Константинополя известно
мало, но, по описаниям современников,
существовали дворцы, кварталы ремесленников
и купцов, рыночные площади, строились
крупные мастерские, гостиницы, цирки,
театры, библиотеки. С укреплением позиций
христианской церкви и возникновением
монашеских общин главными объектами
строительства становятся монастыри (с
Х в.).
Удлиненная в плане раннехристианская
базилика и округлый в плане мавзолей,
получившие впоследствии распространение
в строительстве Западной Европы, преобразуются
в Константинополе в различные типы храмов
центричной композиции. Особенность ранних
византийских церквей - выделенное центральное
пространство, перекрытое куполом. Символизируя
небесную сферу, купол осенял императора,
восседавшего во время богослужений среди
своих приближенных.
Византийской архитектурой был решен
целый ряд технических и конструктивных
проблем.
Стены зданий в Константинополе возводились
кирпичной кладкой на толстых слоях известкового
раствора с добавлением толченого кирпича
- цемянки. Кирпич имел вид тонкой, около
5 см, широкой пластины - плинфы. Таким образом,
основной массив стены составлял раствор,
из которого плинфы отсасывали воду и
корректировали направление кладки. Такая
кладка с широкими розовыми полосами раствора
и слоями кирпича (иногда - рядами камня)
получила название византийской. Позднее
в самой Византии и странах, испытавших
влияние ее архитектуры, этот технический
прием даст начало декоративной обработке
фасадов фигурной кирпичной кладкой, чередующимися
светлыми и темными полосами облицовок.
Характерные черты
Камень включался в конструкцию стен преимущественно
при строительстве в горных районах. Особенностью
сирийской архитектурной школы была кладка
без раствора из хорошо пригнанных каменных
блоков. На эту технику опиралось развитие
и армянской архитектуры - в раннее средневековье
Киликийская Армения располагалась на
побережье Средиземного моря рядом с Сирией.
Бетонная техника была забыта: природный
цемент - пуццолана - добывался только
в Италии, а дешевой рабской силой для
производства бетонных работ Византия
уже не располагала.
Деревянные
стропильные фермы
С переходом и строительству зданий центричной
композиции ведущее место в Византии занимает
разработка купольных и сводчатых конструкций.
Восточные строители возводили своды
и купола без применения опалубки монолитной
кладкой наклонными рядами. Для такой
техники кирпичная плинфа была наиболее
подходящим материалом. Низкие прочностные
качества раствора вынуждали делать своды
очень толстыми, что нередко приводило
к их обрушению, особенно при больших пролетах.
Основными формами византийских перекрытий
были полусфера и полуцилиндрический
свод, удобные для возведения с применением
приспособления в виде рейки или веревки
постоянной длины, закрепленными одним
концом в геометрическом центре пролета;
другим концом отмечалось положение каждого
ряда кладки.
Использование вороба позволило перейти
от крестовых римских сводов н парусному,
имеющему вид обрубленного с четырех сторон
купола, форму, близкую к полному куполу,
дало увеличение числа опор, например
до восьми.
Результатом поисков было сочетание парусного
свода с венчающим его куполом. В этой
схеме удачно решались вопросы перехода
от квадратного плана помещения н круглому
куполу с обеспечением равномерности
нагрузки его основания на паруса и сокращением
числа опор. Причем венчающий купол для
сокращения размеров опасного участка
почти горизонтального завершения (скуфьи)
должен иметь более крутой профиль.
Чтобы уравновесить систему парус - купол,
в пространственную схему здания вводили
дополнительные объемы, завершенные сводами
или полукуполами, погашающими распор
центральной конструкции. Так сложились
ведущие конструктивные системы Византии.
На их основе были разработаны разнообразные
типы христианских культовых сооружений:
церкви, мавзолеи, баптистерии центричной
композиции, купольные базилики, крестовокупольные
храмы.
Типы сооружений
Первые центричные сооружения христианской
церкви в Византии свидетельствуют только
о начале поиска конструктивных средств
выражения идеи единства церкви и государства
в лице императора.
Собор св. Софии в Константинополе, задуманный
как идеологический центр огромной империи,
должен был своим великолепием затмить
римский Пантеон. Но смелый конструктивный
замысел и продуманная композиция храма
(архитекторы Исидор из Милета и Анфимий
из Тралл) воплощались в жизнь с большими
трудностями из - за отсутствия опыта возведения
таких грандиозных сооружений, несовершенства
строительной техники и массивности конструкций.
Здание собора размером в
плане 75x72 м и высотой до верха купола 57
м представляет собой купольную базилику
со средним нефом шириной 31 м. Центральный
купол опирается посредством парусов
на мощные опоры каждая размером 5,3x7,5 м
в плане.
В продольном направлении распор от купола
погашается системой полукуполов, в поперечном
- мощными контрфорсами и двухъярусными
боковыми нефами.
Обширное пространство главного нефа
отделялось от боковых арочными колоннадами,
придающими масштабность интерьеру и
привлекательность различным ракурсам
живописных перспектив внутреннего пространства.
Собор пронизан лучами света от расположенных
вверху окон, а гигантский купол кажется
парящим в воздухе без опоры - свет, проникающий
сквозь частые окна барабана, как бы дематериализует
его простенки.
В византийской
архитектуре V - VIII вв. главным объектом
художественной разработки
становится интерьер. Пышной отделке интерьеров
дорогими облицовками, мозаичными картинами
или фресками противопоставлялся суровый
наружный вид замкнутого пирамидального
объема храма, стены которого украшали
только арочные завершения проемов.
Крестовые походы, соперничество Венеции,
набеги турок подрывают могущество Византийской
империи и масштабы строительства здесь
сокращаются. Резче выявляются особенности
местных архитектурных школ в Малой Азии,
Греции, самом Константинополе. Основной
объем культового строительства приходится
теперь на монастыри, где жилые и хозяйственные
постройки, примыкающие к прочным стенам,
окружали небольшие церкви.
В этот период, средневизантийский, наиболее
широкое распространение получает крестовокупольный
тип храма, в котором центром здания по
- прежнему остается купол на парусах;
его распор погашался примыкающими к парусам
с четырех сторон сводами. Перекрытая
таким образом конструктивная ячейка
имела вид креста, вписанного в прямоугольный
объем церкви, дополненный апсидами. Слиянием
нескольких крестово - купольных церквей
на затесненных монастырских дворах достигалась
живописная асимметричная композиция
объемов с разновысокими куполами. Уделяется
больше внимания декоративной обработке
фасадов аркатурными поясами, ложными
проемами, пилястрами.
|
Формирование византийских систем перекрытий: а - римский крестовый свод: б - вспарушенныи свод на четырех опорах: в - вспарушенный свод на восьми опорах, г - купол на парусах; д - купол на парусах с погашением распора боковыми полукуполами; е - крестовокупольная система перекрытия |
Крупные
крестовокупольные храмы могли
иметь несколько куполов. Собор
Сан - Марко в Венеции объединяет в одном
здании пять крестово - купольных систем.
Его купола, вначале пологие, были надстроены
вытянутыми вверх сложными луковичными
объемами.
К середине XIV в. Византия сохранила за
собой только Балканский полуостров и
последний этап развития ее архитектуры
связан с южной Грецией. Здесь уже не строили
монументальных храмов. Небольшие церкви
и часовни живописно располагались на
естественном рельефе горных склонов
вместе с многочисленными пристройками.
Возведение миниатюрных и изящных построек
по хорошо отработанной крестовокупольной
системе не представляло конструктивных
проблем и все внимание зодчих сосредоточилось
на решении композиционных и декоративных
задач. Фасады украшались фигурной кладкой
из кирпича или тесаного камня; тесные
интерьеры, вытянутые вверх, расписывали
фресками и отделывали мозаикой.
С утратой Константинополем всех своих
обширных территорий многие христианские
церкви оказались на землях, захваченных
турками, - их превратили в мечети, они
были перестроены соответственно требованиям
ислама, росписи и мозаики на библейские
сюжеты были уничтожены и заменены арабской
вязью текстов из Корана. После падения
Константинополя к собору св. Софии пристроили
минареты.
С разделом христианской церкви на католическую
(западную) и православную (восточную)
в 1054 г. и углублением различий в церковных
церемониях в Западной Европе наибольшее
распространение получают базилика и
купольная базилика, а на востоке, в том
числе и в России, - крестовокупольный
храм.
Византийская архитектура оказала сильное
влияние на формирование романской, готической
архитектуры Западной Европы, итальянского
Возрождения; ее прямым продолжением было
зодчество Сербии, Болгарии, Армении и
Грузии, России. С подражания византийским
храмам началась архитектура турецкой
Османской империи. Но византийские заимствования
подверглись, конечно, глубокой переработке
в национальной архитектуре каждой страны.
Существовало и обратное влияние - на византийских
стройках работали армянские, сирийские,
сербские, арабские архитекторы.
В конце IV столетия после разделения Римской империи и переноса императором Константином своей резиденции в греческую Византию ведущая роль в политической, экономической и общественной жизни переходит в восточную часть. С этого времени начинается эпоха византийского государства, центром которого стала его новая столица — Константинополь. История архитектуры Византии делится на три периода: ранне-византийский (V—VIII .вв.), средне-византийский (VIII—XIII вв.) и позд-невизантийский (XIII—XV вв.). Временем высшего расцвета был первый период, особенно время царствования Юстиниана (20—60 гг. VI в.), когда Византия превратилась в могущественную державу, покорившую помимо Греции и Малой Азии народы Передней Азии, южного Средиземноморья, Италии и Адриатики.
Продолжая античные традиции, Византия наследовала также культурные достижения завоеванных народов. Глубокий синтез античных и восточных элементов составляет характерную черту византийской культуры.
Господство христианской идеологии сказалось на развитии доминирующих типов монументального каменного строительства. Поиски композиции церкви в соответствии с назначением здания сочетались с задачей утверждения императорского могущества. Это обусловило известное единство поисков и относительную общность развития типов культовых зданий, несмотря на региональные различия, в которых проявлялись особенности и традиции отдельных народов,
Важнейшим вкладом Византии в историю мирового зодчества является развитие купольных композиций храмов, выразившееся в появлении новых типов структур—купольной базилики, центрической церкви с куполом на восьми опорах и крестово-кулольной системы. Развитие первых двух типов падает на ранневизантий-ский период. Крестово-купольная система храмов получила широкое распространение в период средне-византийской архитектуры.
К византийской эпохе относится и сложение монастырей как особого (типа архитектурных комплексов. Наиболее своеобразны загородные монастыри, обычно представляющие собой обнесенные стенами укрепленные пункты, внутри которых помимо жилых и хозяйственных построек монахов сооружалась обширная трапезная и доминирующее здание — церковь. Здания и крепостные сооружения, располагаясь чаще всего на возвышенном месте асимметрично, представляли собой гармонически согласованные пространственные композиции — ансамбли.
Архитектура Византии наследовала от Рима его достижения в области арочно-сводчатых конструкций. Однако бетонная техника не была воспринята в Византии; стены обычно складывались из кирпича или тесаного камня, и также из кирпича с каменными прокладками или из камня с прокладками из кирпича. Своды делались из кирпича или камня. Перекрытия — по большей части сводчатые, иногда сочетавшиеся с деревянными конструкциями. Наряду с куполами и цилиндрическими сводами были широко распространены крестовые своды. В опирании купола на квадратное основание нередко использовался восточный прием — тромпы.
Наиболее существенным конструктивным достижением византийской архитектуры является разработка системы опирания купола на отдельно стоящие четыре опоры с помощью парусного свода. Вначале купол опирался непосредственно на паруса и подпружные арки; позднее между куполом и опорной конструкцией стали устраивать цилиндрический объем — барабан, в стенах которого оставляли проемы для освещения подкупольного пространства.
Эта конструктивная система позволила освободить интерьер зданий от громоздких стен и еще более расширить внутреннее пространство. Той же идее пространственности интерьера служил прием подпирания подпружных арок полукуполами, создающими вместе с куполом единое пространство, иногда достигавшее очень больших размеров. Взаимное уравновешивание сводов — одно из выдающихся достижений византийской архитектуры. Использование пространственных форм, обладающих в силу геометрического строения жесткостью и устойчивостью, позволило свести до минимума массивность опорных конструкций, рационально распределить в них строительные материалы, получить значительную экономию в трудовых и материальных затратах.