Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 21:53, реферат
Считая себя наследниками античного могущества римской державы, византийские императоры стремились восстановить ее территорию, вкладывали большие средства в строительство и укрепление Константинополя - второго Рима. Наивысшего экономического и культурного расцвета Византия достигла в VI в. при императоре Юстиниане, наемная армия которого утвердила византийское господство на всем Средиземном море. Однако это были последние крупные военные успехи централизованной монархии. Развитие феодальных отношений, усиление местных правителей в дальних провинциях, восстания рабов и крестьян, стремление молодых феодальных государств овладеть центром мировой торговли приводят к сокращению территорий Византии и. наконец, к падению Константинополя.
Третий кремлевский собор — Благовещенский, стоявший “на великого князя дворе, на сенех”, непосредственно примыкал к жилому дворцу и издавна служил великокняжеской придворной церковью. В мае 1484 г. Иван III “заложил церковь камену Благовещение пресвятыя богородица, на своем дворе”, а за церковью “полату заложил”. Постройка собора была закончена в 1489 г.2 Благовещенский собор был построен псковскими зодчими, которые внесли в него особенности псковско-новгородского зодчества, но в то же время применили некоторые элементы владимиро-суздальской и раннемосковской архитектуры. Как большинство псковских церквей, Благовещенский собор построен на подклети. Вытянутое вверх главное здание заканчивается ярусами кокошников, которые, повышаясь, выдвигаются друг над другом по направлению к центральной луковичной главе; по углам были расположены сначала две, а позднее четыре главы.
Кроме главных кремлевских соборов, при Иване III и Василии III был построен или перестроен в Кремле ряд других каменных церквей.
Церковное строительство в Кремле в конце XV в. приняло чрезвычайно широкий размах. Оно велось с определенной целью создать на старом основании совершенно новый архитектурный ансамбль. При этом значительное число каменных и деревянных церквей, уничтоженных пожарами и не имевших за собой исторической пли религиозной традиции, не было возобновлено.
Новые великолепные соборы должны были соответствовать значению Москвы как центра могущественного Русского государства. Эту же цель преследовала перестройка и великокняжеского дворца.
Старый деревянный великокняжеский дворец, состоявший из пристроенных друг к другу жилых помещений (горниц, пзб, повалуш, сенников, светлиц), ко времени Ивана III совершенно не соответствовал высокому положению, которое занимал “государь всея Руси” в отношении своих подданных и представителей иностранных держав. Властитель огромной страны вынужден был принимать иностранных послов в весьма скромной обстановке. Как почти все жилые московские дома того времени, дворец был построен на подклети. Со стороны соборной площади на второй этаж вела каменная лестшща, в начале которой посла встречали высылаемые великим князем окольничий и дьяк. Внутренние жилые помещения были расположены фасадом к Москве-реке и поэтому назывались “набережными”. Когда посол императора Николай Поппель попросил великого князя говорить с ним наедине, Иван III “ему велел у себя быти и поговорил с ним в набережной горнице, поотсту-пив от бояр”. В этой части дворца были расположены и комнаты великой княгини Софьи; после приема у великого князя послы отправились поклониться великой княгине, которая принимала их в “средней новалуше”. В другом случае упоминается, кроме того, “набережный сенник”, где одному послу передали поклон от Софьи, не пожелавшей по какой-то причине лично принять посла.
Началом постройки нового каменного дворца следует признать сооружение Благовещенского придворного собора. В каменной подклети этой церкви было устроено хранилище для казны великого князя. Между Благовещенским и Архангельским соборами в 1485 г. был заложен большой каменный погреб на Казенном дворе.
Постройка каменных парадных и жилых помещений дворца началась в 1487 г. В этом году Марк Руффо (Марко Фрязин) начал строить “палату велику” на том месте, где с набережной стороны находился терем. Впоследствии эта большая ' палата называлась “набережной”. В 1491 г. приступили к постройке большой Грановитой палаты, предназначенной для парадных приемов.
Грановитая палата, квадратная в плане, делится внутри массивным столбом на четыре равные части. Вверху она заканчивается сводчатым потолком. Здание увенчивалось карнизом с крышей на четыре ската. В трех стенах прорезаны были окна, которые 'в некоторых местах расположены в два ряда. Снаружи здание обработано гранеными камнями, от которых оно и получило название “грановитой”.
Перестройка жилой части дворца началась с 1492 г. 5 апреля этого года великий князь со всей семьей переселился на новый двор князя Ивана Юрьевича Патрикеева, а “старый свой двор велел разобрати”. В качестве временного жилища для великого князя был поставлен “двор деревян за Архангелом”. Во время страшного пожара 16 июля 1493 г., уничтожившего почти все деревянные строения Кремля и значительную часть посада, сгорел и временный великокняжеский деревянный двор. Иван III принужден был перебраться из Кремля в “крестиянские” (посадские) дворы, стоявшие вблизи церкви Николы Подкопаева у Яузы. В ноябре он возвратился в Кремль, в выстроенные для него новые деревянные хоромы.
Каменный дворец, построенный ца подклети, производил на современников: большое впечатление. Главный фасад его был обращен к дворцовой площади, с которой в верхний парадный и жилой этажи вели три лестницы: одна из них, южная, начиналась от паперти Благовещенского собора, другая, “красная” (парадная), непосредственно примыкала к Грановитой палате; между ними находилась средняя лестница. Все три лестницы заканчивались передними переходами, носившими название верхнего “Красного” крыльца. Отсюда одна дверь вела в. сени Грановитой палаты,а другая—в “каменные сени”. Последние сообщались с группой комнат, также служивших для парадных приемов: Средняя, или Золотая палата, Столовая изба, Брусяная изба, Средняя брусяная изба, Брусяная изба выходная, Набережная малая палата, Набережная большая палата. В северной. стороне дворца находились: Наугольная палата', Постельная изба с сенями, Проходная палата к хоромам великой княгини, хоромы великой княгини и ее-приемная (Западная палата). Южный фасад дворца, заканчивавшийся вблизи церкви Рождества Предтечи, занимали Набережные терема, к которым с внутренней стороны прилегал “сенник” с различными покоями.
Постройка кремлевских стен началась с южного участка, обращенного к Москве-реке. 19 июля 1485 г, Антон Фрязин заложил на месте старых Чишковых (или Шешковых) ворот “стрельницу” (башню), а под нею вывел “тайник”, т. е. скрытый под землей ход к реке, позволявший беспрепятственно снабжать защитников Кремля водой в случае неприятельской осады. От этого тайника произошло название башни “Тайнипкая”.
В 1487 г. была построена угловая Беклемшпевская стрельнипа, а в 1488 г. заложена выше по течению реки другая стрельнипа с тайником, на месте старой Свиб-ловой башни.В 1490 г. поставили две стрельницы: одну—у Боровицких, а другую — у Константино-Еленинских ворот; одновременно была построена стена от Свибло-вой стрельницы до Боровицких ворот. Этими работами была закончена постройка кремлевских стен, обращенных к Москве-реке. В следующем году приступили к постройке укреплений восточного фасада, составлявшего вторую сторону треугольника кремлевских стен. В 1491 г. заложили две стрельницы: Фроловскую (Спасст;ая башня) и Никольскую, в 1492 г.— крайнюю угловую стрельницу с тайником, который вел к реке Неглинной, а также стену, соединявшую Фроловскую стрельницу с Никольской.
Наибольшие трудности представляла постройка стен западной части Кремля, расположенной по высокому берегу Неглинной, где необходимо было предварительно произвести сложные работы по укреплению береговой возвышенности. Кроме того, правый берег Неглинной был густо застроен деревянными церквами и жилыми дворами, что при небольшой ширине речки было опасно в пожарном отношении и давало врагу хорошее укрытие во время осады крепости. В 1493 г. повелением великого князя “церкви сносиша и дворы за Неглимною; и постави меру от стеньг до дворов сто сажень да девять”1. Расстояние в 109 саженей примерно равнялось дальности- полета стрелы. В 1495 г. стена на участке, обращенном к Неглинной, была заложена “не по старой основе,—града прибавиша”. С постройкой стены по Неглинной сомкнулся треугольник укреплений Кремля.
В 1508 г. после возведения последних стен и башен производились работы по устройству водяного рва, шедшего вдоль восточной стены Кремля и соединявшего Неглинную с Москвой-рекой. Ров, по данным 1701 г., имел ширину в подошве от l^js до 16 саженей, вверху —17 саженей и глубину — от 41/^ до 6 саженей2. Вода поступала из Неглинной и удерживалась во рву посредством шлюзов.
Длина всего обвода Кремля составляла 2270 м. В плане линия стен, если исключить небольшую кривизну, представляла фигуру, почти равнобедренного треугольника. Но в то же время каждая сторона имела ряд небольших исходящих и входящих углов, чем достигалось хорошее фланкирование подступов. Всего таких углов (кроме вершины треугольника) насчитывалось около 25. На основании обследования и раскопок есть данные предполагать, что не только фундамент,, но и вся нижняя часть стены были сложены из белого камня (постепенно, при ремонте выкрошившихся наружных частей она была облицована кирпичом).
В соответствии с рельефом местности высота стен колебалась в пределах от 8 до 17 метров. Наиболее высокие стены были построены с восточной стороны, не имевшей естественной водной преграды. Наоборот, с северо-западной стороны, где подход затруднялся руслом болотистой Неглинной, стены заметно понижались. Толщина стен была почти одинаковой (4—5 метров). Наверху стен была устроена довольно широкая площадка, защищенная зубцами, которая "служила для обхода стен поверху. С внешней стороны защитники крепости могли быть прикрыты парапетом с зубцами, часть которых имела прорези для стрельбы.
На каждой стороне треугольника стен было воздвигнуто по 7 башен (считая угловые для каждой стороны). Таким образом, всего было построено 18 башен, некоторые "были проездными. В настоящее время проездными являются башни:
Боровицкая и Троицкая— на северо-западной, Фроловская (Спасская) и' Никольская — на восточной стороне.
Каждая башня с точки зрения условий обороны представляла собой как бы самостоятельную крепость. Она могла бы защищаться и в том -случае, если бы соседние участки крепостной стены были заняты противником. В толще стены на всем ее протяжении были устроены внутренние ходы, которые соединяли между собой все башни.
Впереди проходных башен были построены для прикрытия ворот “отводные стрельницы” в виде невысоких квадратных башенок. Через водяной ров, проходивший с восточной стороны, были переброшены у Фроловских и Никольских ворот подъемные деревянные мосты. Для цепей подъемных мостов были сделаны особые щели в башнях. Троицкая башня соединялась с противоположным берегом Неглинной каменным мостом, опиравшимся на арочное основание; по бокам моста были устроены парапеты с зубцами.
Позднейшие перестройки несколько изменили первоначальный вид Кремля, хотя основная часть его сохранилась от XV в. Башни сначала не имели высоких перекрытий, сооружение которых относится к XVII в., и заканчивались площадкой с зубчатыми прямоугольными выступами и низкой конусообразной кровлей, дававшей прикрытие защитникам и предохранявшей верхнюю часть башен от разрушения; Деревянная кровля шла также вдоль всей стены.
Система обороны Кремля была связана с сетью подземных сооружений — тайников, часть которых предназначалась для укрытия людей и, может 'быть, ценностей, а часть — для обеспечения защитников водой (тайники к Москве-реке, и внутренние колодцы).
С точки зрения военно-инженерного искусства ростовский Кремль представлял собой выдающееся сооружение соответствующее всем требованиям оборонительной техники XV века.
Искусство Византии
В ранний период средневековья Византия оставалась единственным хранителем традиций эллинистической культуры, ставшей подлинной основой ее искусства. Здесь усваивались и творчески перерабатывались элементы художественной культуры Ирана, Сирии, Древнего Египта. Этот сложный сплав различных древних культур был преобразован в Византии в очень своеобразный художественный стиль, самым тесным образом связанный с христианским вероучением. Византия передала свой опыт, прежде всего в строительном искусстве, многим землям Азии и Европы.
В искусстве Византии неразрывно слиты утонченная декоративность, стремление к пышной зрелищности, условность художественного языка, резко отличающая его от античности, и глубокая религиозность. Византийцы создали художественную систему, в которой господствуют строгие нормы и каноны, а красота материального мира рассматривается лишь как отблеск неземной, божественной красоты.Эти особенности византийского искусства ярко проявились как в архитектуре, так и в изобразительном искусстве.
Высокого расцвета в Византии достигло искусство живописи. Замечательными произведениями византийских мастеров являются мозаики в Равенне (V—VII вв.). В мавзолее царицы Галлы Плацидии выделяются нежные, тонко сгармонированные по цвету мозаики с изображением Доброго пастыря в райском саду; в церкви Сан-Витале — сцены придворной жизни с портретами императора Юстиниана и его жены Феодоры. Необычайным живописным богатством отличаются сохранившиеся фрагменты ликов ангелов в церкви Успения в Никее (VII в.), В них явственно ощущаются отзвуки античных представлений о красоте и достоинстве человека.
Такие изображения казались недопустимыми строгим ревнителям христианской веры. В VIII в. против них восстали противники почитания икон — иконоборцы, видевшие в изображениях божеств пережитки идолопоклонства. В результате иконоборчества были уничтожены многие бесценные памятники искусства.
В IX в. иконопочитание было восстановлено, но византийское искусство становилось все более строгим, отвлеченным и каноническим. Были выработаны постоянные иконографические схемы, отступать от которых строжайше запрещалось. Любое новшество допускалось лишь с разрешения церкви и государства.
Появилась система строгого расположения сюжетов по стенам храма, иллюстрирующая основные догматы христианства. Классическими памятниками искусства этой эпохи стали мозаики в церкви монастыря в Дафни близ Афин (вторая половина XI в.) и мозаики собора в Чефалу в Сицилии (XII в.). В этот период, получивший название комниновского (от правящей династии Комнинов, XI—XII вв.), вместо прежних живописных решений преобладают сухие графические изображения, отвлеченные образы неподвижно стоящих святых. Но эти изображения нередко исполнены изысканности, тщательно, детально отработаны. Не случайно XI век стал веком расцвета искусства миниатюры — небольшой по размерам, но виртуозно тонкой по рисунку. Фигурные изображения украшают тексты и поля рукописей и вместе с текстом составляют красочное и тонкое декоративное целое. Высокого уровня достигает и декоративно-прикладное искусство. Изготовлялись богато орнаментированные художественные ткани, многоцветные перегородчатые эмали, изделия из слоновой кости и драгоценных металлов.