Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 14:20, контрольная работа
Актуальность. Изучение архитектуры этой древней цивилизации притягивает огромное количество ученых разных стран, поскольку в ней хранится безграничный запас неизведанного, непознанного и таинственного. На современной территории Древнего Китая постоянно ведутся археологические раскопки, поскольку скрывающиеся под землей предметы жизнедеятельности древнего населения этой страны представляют собой весомый и незаменимый вклад в копилку истории. Знание культурных канонов цивилизаций на начальных этапах их развития дает нам представление о том, каким образом происходит совершенствование той или иной сферы жизни человечества, будь то архитектура, скульптура или даже политика. Без знания особенностей предшествующих веков невозможно корректное и эффективное развитие в будущем.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Общая характеристика Древнего Китая.
1.1. Природные условия и население………………………………………........6
1.2.Хронологические рамки и периодизация…………………………………....7
Глава II. Архитектура Древнего Китая.
2.1. Особенности древнекитайского мировосприятия и искусства……………9
2.2.Возникновение архитектуры………………………………………………..10
2.3.Особенности градостроительства……………………………………………………………...12
2.4.Крепостные сооружения. Великая китайская стена………………………13
2.5.Культовое зодчество Древнего Китая……………………………………...15
2.6.Жилые здания Древнего Китая……………………………………………..15
2.7. Древнекитайские дворцы и храмы……….. …………………….................17
2.8. Принципы садово-парковой архитектуры ………………………………...19
2.9. Декоративные элементы в китайском зодчестве………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….22
Библиографический список, ссылки……………………………………………24
2.6.Жилые здания Древнего Китая.
Модели зданий, а также сохранившиеся изображения построек на каменных рельефах периода Хань показывают, что китайские зодчие уже 2000 лет назад сооружали многоэтажные здания, увенчанные многоярусными крышами, покрытыми цилиндрической черепицей, которая по краям скатов кровли украшалась кругами с различными изображениями и надписями.
Тип жилья, создаваемый китайцами в течение тысячелетий, мало чем отличается от своих древнейших прототипов. Строились они из дерева, кирпича-сырца и камня. Стены дома, как правило, не являлись несущими конструкциями. Они заполняли пролеты между деревянными опорными столбами, защищая помещения от холода. Главный фасад – южный. Он имел вход и окна, заполняющие всю плоскость стены. На севере окон не предусматривалось. Южная стена выполнялась в виде деревянной решетки, заклеенной промасленной бумагой (изобретена в III веке до н. э.). Крыша имела характерные широкие свесы, защищающие стены от осадков и прямого солнечного света.
Перед главным фасадом часто устраивалась крытая галерея. Галерея служила внешним коридором, связующим все комнаты в доме, местом приема гостей, промежуточным пространством между внутренним и внешним миром. Существует много версий о происхождении этой чисто китайской формы крыши :
- желание зодчих преодолеть,
визуально облегчить массу
- фиксация естественного прогиба длинных стропильных балок, имеющих шарнирные опоры на концах;
- уподобление кровли изогнутым ветвям деревьев, силуэту горной гряды, «крылу летящей птицы» (поэтическая метафора) ;
- обеспечение более пологой
траектории стоков, предохранение
поверхности стен от
Дом имел кровлю характерной изогнутой формы с большими свесами, подпираемыми системой деревянных стропил доу-гун.
Внутренняя планировка китайского дома подчинялась установкам китайского основоположника даосизма – философа Лао-Цзы (V в. до н. э.): «Реальность здания заключается не в четырёх стенах и крыше, но во внутреннем пространстве, предназначенном для жизни в нем...». Согласно китайской традиции, дом является неотъемлемой деталью окружающего пейзажа, своего рода ширмой, сквозь которую природа вторгается внутрь здания, дополняет и обогащает его. Здание – лишь временный приют на долгом пути человеческой жизни. Его тонкие стены и перегородки легко ломаются под напором урагана, но решётчатый каркас остается целым («То, что гнется, будет стоять целым; то, что сгибается, будет стоять прямо...»). После урагана легкие стены и перегородки быстро собираются и монтируются[15, с. 115-121].
Визуальная связь с внешним миром осуществляется с помощью деревянных решёток и бумажных трансформируемых перегородок. Если в доме были прочные стены из камня, то их поверхность обязательно украшалась живописным пейзажем.
Особую популярность этот прием получил в XI-XII веках («сунская школа»), В глинобитных или каменных стенах прорезали дверные и оконные проемы в форме листьев, цветов или ажурных ваз. Иногда в доме устраивали миниатюрные сады с деревьями-лилипутами (прототип японской икебаны).
Обязательной принадлежностью китайского дома, бедного или богатого, был внутренний двор с садом. Усадьба окружалась высокой стеной. Обычно сразу же за входом с улицы, во дворе, возводилась дополнительная стенка. По поверью, она преграждала путь злым духам, которые не догадывались свернуть и обогнуть её. Дело в том, что в древнем Китае считали, что духи могут передвигаться только прямо либо сворачивать в сторону под прямым углом. Именно поэтому во дворце императора Цинь Ши-хуанди (III в. до н. э.) все подъезды, внутренние переходы в здании, тропинки в парке были криволинейными[3, с.514 ].
Изогнутыми были даже края дворцовой крыши, чтобы злые духи не могли продвигаться вдоль них. Нередко их украшали фигурки животных, выполнявших роль оберегов от злых духов.
Дополнительная стенка, кроме того, закрывала внутреннее пространство двора от «злого глаза». Посетителя встречали или перед ней, или в специальном помещении для гостей. Поверхность стен белилась, украшалась рисунками и иероглифами. На фасадах, выходящих на улицу, обычно не было окон - старинная традиция стран Древнего Востока. Как правило, окна смотрят во двор или в сад.
2.7.Древнекитайские дворцы и храмы.
Для того, чтобы консолидировать контроль императоров, подчёркивать императорскую власть, и удовлетворить их элегантную материальную жизнь, роскошные дворцы всегда были построены в больших масштабах. В течение тысяч лет, последовательно императоры построили величественные дворцы для них, не жалея труда, материалов или денег. Эти торжественные и величественные дворцы полностью проявляют мудрость и творческие силы китайского народа.
Старинные дворцы обычно разделены на две части – переднюю парадную и заднюю, где проходила повседневная жизнь. В парадной части император вершил политические дела, отсюда осуществлялось управление всей страной, а в задней части дворца император жил вместе с императрицей и своими многочисленными наложницами. Весь план дворца строился вокруг оси, определявшей симметрию расположенных вокруг неё построек. Все дворики и отдельные павильоны были расположены по строгому плану, нигде не дозволялось проявиться хотя бы малейшим признакам хаотичности застройки. Все дворцовые постройки имели большие и прочные крыши, они служили не только для красоты, но, что было ещё важнее, под ними строения хорошо сохранялись. Крыши часто были многоуровневые с загнутыми вверх углами. Крыши придавали контуру всего строения сложную конфигурацию. Дождевая вода стекала с крыш, не попадая на стены, её стразу отводили далеко от фундаментов дворцовых павильонов. Таким образом, деревянные стены не страдали от влаги и долго не загнивали. Углы крыш украшали фигурками зверей и птиц. От этого императорские дворцы выглядели ещё загадочнее. Эти углы выходили далеко за пределы стен дома, поэтому вода с них не могла стекать на строение. Обычно императорские дворцы покрывали обливной черепицей жёлтого цвета[13, с. 627 ]. Смысл заключался в том, что жёлтый цвет был прерогативой императорской власти, только император имел право на атрибутику жёлтого цвета.
Все древние постройки выполнены из дерева. Во дворцах всё: начиная от балок и кончая окнами – деревянное. Некоторые архитектурные детали расписаны изображениями драконов и фениксов, морей облаков, цветов и трав. Цвета на росписи всегда очень яркие. Это не только придаёт дворцу роскошный вид, подчёркивает его высшую принадлежность, но и помогает предохранять деревянные детали строений от влаги и загнивания.
В течение нескольких тысяч лет императоры никогда не жалели ни человеческого труда, ни материальных затрат на строительство дворцов. Их дворцы поражают своей масштабностью. Но, к сожалению, многие великолепные сооружения нашли свой конец в огне бесчисленных войн. До наших дней не дошли постройки древнекитайских дворцов. В Китае всегда было много религий. Одной из исконно китайских религий является даосизм, но есть ещё привнесённые извне – буддизм, ислам и христианство. Культовые сооружения каждой религии имеют отличающийся от других вид и по-китайски носят разные названия. Есть три основных вида буддийских сооружений – это храмы и монастыри, пагоды и пещеры[7, с. 214-216].
Буддизм пришёл в Китай из Индии, но буддийская архитектура во многом восприняла китайские национальные традиции. Все древние храмы построены по определённому плану. В центре передней ограждающей стены расположены главные врата «шаньмэнь», по обе стороны от них во дворе храма стоят две колокольни. Дальше по центральной оси следует Павильон Небесного бога, за ним – Павильон главных сокровищ, а в третьем дворе – Хранилище сутр. По боковым сторонам дворов располагаются кельи и трапезная. По построению плана и архитектурному облику павильонов китайские буддийские храмы очень сближаются с императорскими дворцовыми застройками. Они блистательны и великолепны – это и есть отличительная особенность буддийских храмовых комплексов в Китае.
Буддийские храмы строились по возможности в удалении от шумных городов, многие из них расположились в горах. В Китае особой известностью пользуются четыре храма на священных для буддистов горах: Утайшань, Эмэйшань, Цзюйхуашань и Путосы. Но они были построены в период династии Тан – позднее рассматриваемого в работе периода. Более ранние постройки не сохранились до нашего времени.
2.8.Принципы садово-парковой архитектуры.
Первый принцип, которому подчинялась композиция китайского сада – естественность, «случайность» в размещении всех его компонентов. Во всем господствует живописная криволинейность объемов и силуэтов – берега водоемов, переправы из полузатопленных валунов, контуры деревьев, криволинейные очертания горных массивов и холмов. Изогнутые силуэты построек дополняют рукотворный и естественный пейзажи. У зрителя ни в коем случае не должно было сложиться впечатления о целенаправленной деятельности художника.
Второй композиционный принцип – достижение эффекта постепенного «сгущения» растительной массы от центра усадьбы к её периметру. По мере удаления от дома деревья и кустарники увеличиваются в размерах становится более густой их крона. Из-за этого при взгляде со стороны усадьбы теряется условная граница между естественным лесным массивом и садом. Сад как бы устремляется навстречу дикому лесу и горным вершинам.
Очень популярны были каменные сады. Считалось, что в камнях скрываются души выдающихся отшельников-даосов. С камнем связывали также идею душевной частоты, благородства и вечности. Поэтому очень ценились камни, омываемые прозрачными водяными струями и покрытые седым мхом – символом старости, долголетия. В Китае верили, что камень остается живым до тех пор, пока не подвергнется обработке. Поэтому камни крайне редко использовались в строительстве[4, с. 425 ]. Иное дело – дерево! Оно не только не «умирает», но и одушевляет здание (идеи даосизма, синтоизма). Большое внимание уделялось извилистым дорожкам, инкрустированным мелкими камешками и цветным песком. Дорожки украшались узорами в форме иероглифов, сюжетами народных сказок и легенд. Чаще просто имитировали чешую гигантской змеи или дракона, извивающегося между холмами.
Изогнутые мостики в сочетании со своим собственным отражением в воде образовывали причудливую рамку вокруг живописной – группы деревьев или изящной беседки. Тихие сады с водоемами, перекрытыми горбатыми мостиками, глубокий цвет красных лакированных колонн и резных решеток, легкий и разноголосый звон колокольчиков, подвешенных к углам изогнутых черепичных крыш, создавали картину совершенной гармонии природы и человеческих чувств. Это впечатление еще более усиливается за счет искусного подбора растений, учитывающего не только их форму и размеры, но и смену окраски в течение года, включение в композицию серебристого снега, инея. Деревья, как и камни, создавали определенное настроение: кипарис – величественное, возвышенное; бамбук – уединенность, грусть; сакура (японская вишня) – мечтательность, умиротворенность.
2.9. Декоративные элементы в китайском зодчестве.
Наиболее древние постройки, как правило, отличались простотой объемов, преобладанием конструктивных форм над декорацией. Китайцы умели ценить красоту конструкции и не старались маскировать её орнаментом или скульптурными украшениями.
Все декоративные элементы несли определенную смысловую нагрузку: стрекоза – «возрождение», цветок – «чистота и невинность», черепаха – «долголетие», обезьяна – «слух, зрение, обоняние». Изображение того или иного животного или растения носило характер благопожелания обитателям дома и его гостям. Символы феникса, тигра, дракона и черепахи, например, обозначали четыре стороны горизонта[6, с. 374 ].
Летящий или танцующий журавль – знак счастья и удачи. Следует отметить, что культ сил природы и отдельных животных процветал в Китае во все времена. Здесь даже существовали особые министерства и ведомства огня, грот, вод, времени, «пяти священных гор» и т.п. Особым уважением пользовались божества Солнца и Луны, духи пяти планет, Полярной звезды. Китайскими «божествами вод» считались драконы Лун-ваны. Они отвечали за водный режим страны, за засухи и наводнения.
Кроме дракона, китайцы почитали тигра, феникса, черепаху, лису. Изображения этих животных украшают многие китайские дворцы и храмы. Скульптурами слонов, верблюдов, львов оснащались погребальные комплексы, «дороги процессий», «дороги духов».
Китайский, японский, монгольский орнамент поражает неисчерпаемой фантазией народных умельцев. Здесь широко представлены природные сюжеты – цветы и листья, звери и птицы, облака и люди, драконы самых различных типов (змееобразные, в виде крылатых ящериц, ископаемых рептилий). Особым спросом пользовались фигуры животных для украшения несущих и ограждающих конструкций. Очень часто для оформления входа в здание использовали фигуры сидящих львов – символы могущества императорской власти. Бронзовые и мраморные львы украшали несущие элементы мостов, крыш, теневых навесов. Функцию опор выполняли также скульптуры хвостатых черепах биси. Согласно китайской мифологии, гигантская биси держит на себе вселенную. Однако наибольшим спросом у китайских зодчих и ваятелей пользовался Дракон. Его изображения украшают колонны, стены, парадные лестницы и т. д.
О высоком мастерстве зодчих и скульпторов этого времени свидетельствуют также сохранившиеся в различных областях Китая каменные столбы-пилоны, сооружавшиеся у входа в погребение. Они различного художественного достоинства, но всегда отражают строгий стиль архитектуры периода Хань. Наиболее распространенные столбы имеют прямоугольное сечение и стоят на монолитном цоколе с архитектурными деталями в виде бога-то орнаментированных фризов и крыш.
Высота столбов-пилонов обычно достигает 4,5-5,5 м. Характерным образцом подобного типа сооружений может служить пилон, сооруженный перед погребальным холмом Шэнь в Сычуани (II в. н. э.). Квадратный в сечении, он украшен с четырех сторон изображениями символических животных – птицы, тигра, дракона и черепахи, олицетворяющих четыре стороны света. Изображения высечены в невысоком рельефе и отличаются выразительностью и четкостью контуров. По углам слегка выступающий фриз украшен скульптурами демонических чудовищ, которые поддерживают своими плечами карниз. Остальная декорация фриза имеет ярко выраженный архитектурный характер: здесь видны концы и перекладины выступающих балок, которые, как это типично для каменной архитектуры, имитируют сложные деревянные конструкции. Второй, узкий фриз (расположенный выше) декорирован сценами охоты, выполненными в низком рельефе. Над фризами расположен массивный, расширяющийся кверху венчающий карниз с крупными скульптурными фигурами охотников, скачущих на сернах и стреляющих из луков, и другими мифологическими персонажами. Завершением пилона служит выступающая крыша. В этом погребальном сооружении блестяще решено соединение архитектурных и скульптурных элементов. Пилон может служить образцом ранней архитектуры Китая и дает представление о монументальности стиля периода Хань [12, с. 67-69 ]. Строгость и ясное членение архитектурной композиции пилона создают общее впечатление силы и тектоничности, свойственным ранним памятникам Китая.