Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 10:17, реферат
Первые семена польской культуры посеял Сигизмунд I (1506-1548 гг.). Благодаря его заботе, латынь постепенно заменилась польским языком, родилась национальная литература, процветала архитектура, и было сделано много научных открытий. В 1543 году Николай Коперник издал трактат "Об обращение небесных сфер", утверждая, что Земля вращается вокруг Солнце. Наследственный король Польши, Сигизмунд II Август (1548-1572 гг.), продолжал развитие искусства и культуры, и правления Сигизмунда I и Сигизмунда II стали называться "Золотым веком Польши".
Первые семена польской культуры посеял Сигизмунд I (1506-1548 гг.). Благодаря его заботе, латынь постепенно заменилась польским языком, родилась национальная литература, процветала архитектура, и было сделано много научных открытий. В 1543 году Николай Коперник издал трактат "Об обращение небесных сфер", утверждая, что Земля вращается вокруг Солнце. Наследственный король Польши, Сигизмунд II Август (1548-1572 гг.), продолжал развитие искусства и культуры, и правления Сигизмунда I и Сигизмунда II стали называться "Золотым веком Польши".
Польская культура и живопись - типично религиозные с сочетанием элементов готики и ренессанса, лики Мадонны и Христа, можно увидеть практически в любой церкви. "Коньком" польских камнетесов были изящные украшения склепов, а создание барельефов на фасадах многих ренессансных домов. Внецерковное художественное творчество было, в основном, эпизодическим, вплоть до конца прошлого века. Исключение - Здислав Бексиниски. Он родился в 1929 году и является создателем удивительного и мистического мира грез и считается самым лучшим художником Польши. В настоящее время польские художники все еще пытаются избавиться от коммунистического духа.
В Польше родились много писателей, большинство которых - эмигранты, например, Изаак Башевис Зингер, чьи произведения, написанные на идиш, рассказывают об истории исчезнувших евреев Польши. Среди современных выдающихся в польской культуре писателей - Ришард Капущински, а среди композиторов - Хенрик Горецки, чья третья симфония получила мировое признание пару лет назад.
Польша — страна с богатой музыкальной культурой. Композиторами польской музыкальной культуры являются: Фредерик Шопен, Феликс Нововейский, Игнаций Ян Падеревский, Войцех Киляр, Кшиштоф Пендерецкий, Станислав Монюшко и др. Помимо этого, здесь проводятся различные фестивали: самый старый в Европе фестиваль джазовой музыки Jazz Jambory, международный фестиваль блюза Rava Blues Festival, международный фестиваль матросской песни Szanties, Пикник Кантри.
Старинная польская поговорка гласит: «Чем хата богата…». Это в полной мере высказывает гостеприимство жителей Польши, которые издавна встречали гостей хлебом.
Гостей страны коренные жители не всегда понимают. Однако гостеприимных людей и просто хороших слушателей здесь найдется предостаточно. Вообще, народ этой страны отличает большая сердечность и благожелательность. Исторически сложилось так, что поляки очень тепло относятся не только к своим близким, но и к друзьям, знакомым и просто посторонним людям.
Каждый житель Польши унаследовал от своего народа все национальные традиции и обычаи. Но это личность неоднозначная, так как по своей натуре все поляки индивидуалисты. Их отличает оригинальность и четкая собственная точка зрения. Поляки любят поговорить о политике и пожаловаться на существующий строй, хотя и считают это неблагодарной темой для беседы. Для большинства из них существующий лидер не является идеалом, и каждый видит себя на его месте.
Что касается польского характера, то в нем тесно переплелись сармацкие традиции, гостеприимство и беззаботная веселость. Молодежь Польши всей душой стремится к знаниям – образованию здесь вообще уделяется особое значение.
Сармацкие традиции повлияли и на индивидуализм поляков: этому народу присуще чувство юмора, часто гипертрофированное, а такие черты, как транжирство или меркантильность, напрочь отсутствуют. Жители Польши обладают ярко выраженным чувством собственного достоинства и чести. Они легковозбудимые, но в целом довольно интересные собеседники. В живом общении с ними скучать не придется. Поляки очень любят поговорить о своей стране, своем народе и семье, обсудить планы на будущее и собственные мечты. При этом они обязательно выслушают и вас.
В дружеском общении, особенно за хорошо накрытым столом, поляки чувствуют себя в своей тарелке. Они способны заразить окружающих всепоглощающим оптимизмом и верой в будущее.
Польская кухня - сытная и включает в себя густые супы, соусы, изобилие картошки и клецок, много мяса, а мало овощей. К блюдам добавляются: укроп, душица, тмин, лесные грибы. Любимые блюда - "bigos" (горячая квашеная капуста с мясом) и "barszcz" (борщ). В Польше едят четыре раза в день: ранний завтрак; легкая перекуска в качестве второго завтрака; тяжелый обед после работы; небольшой ужин перед сном. Самые популярные напитки в Польше - чай и водка.
Государственным языком в Польше является польский. В стране также употребляются английский, немецкий и русский.
Основная религия Польши: римско-католическая, т.к. 95% населения Польши составляют католики. Здесь очень трепетно относятся к религиозным канонам и соблюдают все католические праздники. Особенное внимание уделяется Пасхе и Рождеству. Они отмечаются тихо, в тесном семейном кругу.
Польша является самой католической страной на востоке Европы, церковь занимает одно из важных мест в жизни страны и принимает активное участие в экономической и общественно-политической деятельности.
При посещении церкви на входе необходимо встать на колено с преклоненной головой и перекреститься, входя во внутреннее помещение, следует быть осторожным, чтобы не натолкнуться на других прихожан. Наблюдать за службой можно с боковых проходов или задних рядов.
Съемка в церкви не запрещена, однако использование вспышки может помешать проведению службы, поэтому ее стоит убрать. Все виды съемки разрешены только во время свадеб или других массовых торжеств. Костела-музеи с платным входом разрешают съемку только за отдельную плату.
В Польше, как и в любой Европейской стране, сохранилось множество памятников архитектуры. Их стоит разделить на замковые и городские.
Самые ранние памятники архитектуры Польши относятся к романскому периоду, и представлены в основном церквями, например костелом Св. Войцеха в Кракове. Наиболее ярким воплощением сурового духа польской романской архитектуры являются большие трехнефные соборы XII века.
В XIII-XV веках в Польше развивалась готика, на западе и севере страны немецкая, на юге — французская. Готическая архитектура Польши — это не только культовое, но и крепостное строительство, стимулированное войнами с тевтонским орденом. В Польше сохранились замки XIII-XIV веков, возведенные крестоносцами.
Если романская и готическая архитектура лучше всего видна в Кракове, то очагом культуры возрождения были Гданьск и Познань. Но несмотря на это шедевром польской ренессансной архитектуры является королевский дворец на Вавеле в Кракове (хоть он был основан в XI веке, а потом перестраивался в готическом стиле), а лучше всего демонстрирует своеобразные черты архитектуры Польши XVI века так называемая Капелла Сигизмунда, считающаяся жемчужиной Ренессанса Восточно-Центральной Европы.
В XVII-XVIII веках Польшу раздирали войны, давая мало времени для развития архитектуры, тем не менее это не помешало становлению польского барокко, и резиденция короля Яна III Собесского — является прекрасным образцом дворцово-паркового ансамбля в стиле польского барокко.
Архитектурной столицей в этот период становится (и остается до наших дней) Варшава. Она становится центром развития польского классицизма, и наиболее известные примеры современной архитектуры, например дворец Культуры и Науки, так же находятся именно там.
Во многих городах сохранились крупные ансамбли средневековых сооружений. В Пачкуве в Силезии и в Хелмне (Поможе) можно увидеть стены городских укреплений с башнями и вратами. К числу весьма ценных памятников относятся деревянные, готические храмы. Самый изящный из них восходит к XV веку и находится в Дембне близ Новы-Тарга.
Много интересных объектов в Польше относится к эпохе Ренессанса. Особую ценность имеет Замосць, город, где полностью сохранилась застройка, осуществленная в XVI столетии по проекту итальянского архитектора Бернардо Морандо. Весьма примечательны ренессансные дворцы в Пескова-Скале, Бжеге, Барануве и Красичине. Жемчужиной ренессансной архитектуры является Зигмунтовская часовня Вавельского кафедрального собора.
Памятники прошлого окружены в Польше всемерной заботой. В этом смысле поражают достижения восстановителей разрушенных во время войны исторических районов Варшавы, Гданьска и Вроцлава. Беспрецендентны и работы по восстановлению Королевского замка в Варшаве в конце XX века.
Средневековая архитектура Польши
Средневековая архитектура Польши отличалась значительным своеобразием. В частности, недостаток во многих частях страны камня приводил к сдержанности и лаконичности форм каменных зданий.
Одной из отличительных черт польского строительства было наличие в стране большого числа городов, что отметил уже «Баварский географ» (IX в.), имевший, впрочем, в виду также и земли других западных славян.
Западные славяне искусно строили мосты, а храмы украшали вырезанными из дерева и раскрашенными скульптурами. Когда язычество уступило место христианству, в Польше стали появляться сооружения из камня. Лишь в северных районах страны, где язычество удерживалось очень долго, пышно разукрашенные деревянные сооружения можно было видеть еще в XI в.
Дальнейшее развитие страны проходило в тесном контакте с Западом. Польское искусство, при всем его национальном своеобразии, следовало общей схеме развития западного средневекового искусства.
Со второй половины XI в. в Польше возникает романская архитектура.
Это время вплоть до середины XII в., когда началось феодальное дробление страны, стало периодом расцвета польской романской архитектуры. Были воздвигнуты наиболее значительные здания с очень высоким качеством обработки отдельных элементов и деталей (скульптурные и архитектурные рельефы костелов в Туме, Червинске и т. п.).
Готическая архитектура в Польше развивалась в течение двух с лишним столетий: с XIV почти до середины XVI в. Расцвет готической архитектуры совпал с новым расцветом польской государственности. Польша снова стала королевством (1319 г.). Развитию архитектуры способствовали тогда интенсивный рост городов, успехи торговли и ремесленного производства, подъем культуры страны, ознаменовавшийся организацией крупных библиотек, школ и, наконец, открытием в 1364 г. Краковского университета.
Замки Польши
Немногие уцелевшие каменные замки XIII в. дают возможность представить общий характер этих построек. Замок в Ополе, построенный из дерева еще в X в. был заменен в 1260 г. каменным.
Главным сооружением его является высокая круглая башня-донжон, разделенная на несколько ярусов.
Замок Влень, основанный в XII в., получил дошедшую до нас планировку во второй половине XIII в.; в XIV и XV вв. в нем были произведены достройки. Здесь в центре расположен донжон, окруженный впоследствии системой крепостных стен, с которыми соединялись каменные жилые постройки. Эта схема была типична для замков того периода.
В XIV в. крепостное строительство интенсивно развивалось. В северных, равнинных местах строились замки простых почти регулярных очертаний. Таковы, например, Черский замок к югу от Варшавы (XIV в ), замок в Цехануве (начало XV в.) и др.
На юге страны замки имели нерегулярный характер. Таков, например, замок в Бендзине (XIV в.). Он состоял из круглого донжона, расположенного на вершине холма, и окружавших его стен, т. е. следовал общей схеме замков XIII в. Позднее он был дополнительно укреплен кольцом внешних стен.
Одним из мощных польских замков был в XIV в. Вавель, обнесенный каменной стеной. В нем был построен каменный королевский дворец, фрагменты которого уцелели в интерьерах существующего здания. Вавельский замок с его двойным рядом стен и множеством башен принял в начале XV в. вид, изображенный на более поздней гравюре.
Зубцы стен польских крепостей были обычно прямоугольными, как, например, в крепости XIV в. в городе Шиллове (реставрирована).
После окончания периода феодальной раздробленности возник новый тип замка, с внутренним, окруженным галереями двором, явившийся переходной ступенью от средневековых крепостей к замкам-дворцам эпохи Возрождения. Таков интересный замок конца XIV в. Лидзбарк Варминский с эффектными готическими аркадами двора.
Весь Краков был обнесен в XIV в. мощными высокими каменными стенами. Из всех укреплений Кракова до наших дней сохранились три башни с отрезком стены между ними: Флориановская, башня Позументщиков (Пасамоникув) и башня Столяров. Также сохранилась башня Плотников.
И поныне отдельные сооружения того периода украшают польские города, подобно Опатувским воротам в Сандомеже, Краковским воротам в Люблине или воротам Св. Духа в Торуне.
Старинные дома Польши
Дома на рыночной площади города, как впрочем и вообще в средневековом городе, имели очень узкие фасады, что регламентировалось специальными постановлениями, которые вызывались стесненностью застройки. В первом этаже обычно располагалась лавка владельца, и весь периметр рыночной площади превращался в гостиный двор. За лавкой, а иногда и под ней устраивался склад товаров. Эти помещения перекрывались каменными сводами.
Второй этаж дома отводился под парадные помещения и имел обычно деревянный потолок, покрытый росписью.
Третий, а иногда и последующий были жилыми. Перекрытые высокой двускатной крышей, чердак которой использовался для хозяйственных целей, такие дома отвечали общим особенностям архитектуры того времени.
В архитектурной отделке фасадов использовались готические формы. В древней части Варшавы — Старом Мясте — открыты фрагменты средневекового дома князей Мазовецких. Во всю высоту здесь поднимались плоские ниши со стрельчатым завершением, объединявшие окна фасада.