Архитектура и культура Польши

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 10:17, реферат

Краткое описание

Первые семена польской культуры посеял Сигизмунд I (1506-1548 гг.). Благодаря его заботе, латынь постепенно заменилась польским языком, родилась национальная литература, процветала архитектура, и было сделано много научных открытий. В 1543 году Николай Коперник издал трактат "Об обращение небесных сфер", утверждая, что Земля вращается вокруг Солнце. Наследственный король Польши, Сигизмунд II Август (1548-1572 гг.), продолжал развитие искусства и культуры, и правления Сигизмунда I и Сигизмунда II стали называться "Золотым веком Польши".

Вложенные файлы: 1 файл

реферат Польша.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

Дом несколько иного  характера, вероятно уже конца XV или начала XVI в., стоявший в Гданьске на Хлебницкой улице, был перенесен в начале XIX в. в Потсдам. Он тоже трехэтажный и имеет три окна по фасаду, разделенные узкими простенками. Окна завершены пересекающимися опрокинутыми лучковыми арочками — мотив, встречающийся в отделке польских здании начала XVI в.

В более скромных домах  фасад оставался без архитектурной  обработки. Лишь щипцы дома получали скромную отделку в виде плоских  стрельчатых ниш и т. п.

Средневековый польский город был застроен в основном деревянными или фахверковыми зданиями, которые, естественно, сохраниться до наших дней не могли. Лишь немногие, но характерные образцы уцелевших подобных зданий, вроде очаровательного дома с аркадой в первом этаже в Липце, на окраине Гданьска (относящегося уже к началу XVII в.), дают некоторое представление об этой уже исчезнувшей архитектуре

 

Общественные средневековые  здания Польши

Так называемые «дворы Артура»  или «мещанские дворы» — здания купеческих гильдий и места собраний бюргерства — отличались развитыми архитектурными формами. Об этом свидетельствует, например, здание «мещанского двора» в Торуне, с его рядами оштукатуренных плоских стрельчатых ниш.

Интересный памятник гражданской архитектуры представляет собой Ягеллонский университет  в Кракове (сейчас библиотека), построенный около 1400 г. Его гладкие стены с прямоугольными окнами завершаются щипцами, декорированными нишами, с рельефно выступающими ребрами, увенчанными резными фиалами.

Самое старое здание Ягеллонского университета - Коллегиум Майюс, построенный по образу Карлова университета в Праге. Тип здания с квадратным или прямоугольным двором, окруженным одним или двумя ярусами стрельчатых аркад, на рубеже XIV и XV вв. становится довольно распространенным. В частности, он применялся и в строительстве замков.

Типичная композиция ратуши слагалась из двух объемов: двух-трехэтажного корпуса, содержавшего залы заседаний  совета города и различные вспомогательные  помещения, и высокой башни, на которой  помещались часы. Здание ратуши связывалось с корпусом торговых рядов, и эффектное противопоставление высокой и низкой части создавало значительный архитектурный образ.

Интересным примером является ратуша Гданьска (1372—1382, 1502 гг.). Ее высокая башня (1561 г.) главенствует в пейзаже города. Трехэтажный корпус основных помещений перекрыт высокой двускатной кровлей. Западный щипец лишен украшений, а восточный, обращенный к площади, развит в большую трехъярусную аттиковую надстройку (конец XV в.). Здесь искусно развиты мотивы стрельчатых западающих ниш и разделяющих их пилонов, упрощенная комбинация которых имеется на башне. Продольный фасад украшен небольшой декоративной башенкой на углу. К продольному корпусу ратуши примыкает П-образный внутренний корпус, образующий двор (1561 г.).

Интересна ратуша во Вроцлаве (1300-1330, 1471 — 1506, 1565 гг.). В основе ее лежит дом XIII в., остатки которого занимают северо-западный угол под башней и главным залом. В начале XIV в. к нему был пристроен небольшой зал, находящийся в северо-восточном углу. Позднее, в 1330 г., пристроен большой зал восточного фасада. На рубеже XV и XVI вв. был воздвигнут грандиозный трехнефный зал с примыкающими к нему небольшими кабинетами, слегка возвышающимися над уровнем зала, перекрытого сложными нервюрными сводами.

Следует отметить также ратушу в Торуне (1392 г., позднее надстроена), башня которой относится еще к XIII в. (1258 г.).

Сооружения утилитарного назначения — склады, амбары, житницы, мельницы и т. п. — тоже получали весьма выразительные архитектурные  формы. Такова Большая мельница в Гданьске, с ее высокой башней, украшенной ложной аркатурой, или эффектная Житница в Торуне (XIV в.), где верхние этажи объединены со щипцом общим мотивом оштукатуренных плоских ниш со стрельчатым завершением.

Замечателен также подъемный  кран «Журав» в порту Гданьска, при строительстве которого были использованы остатки двух крепостных башен, с высоко вздымающейся над средней каменной стеной деревянной надстройкой – клювом подъемного крана.

 

Романские церкви Польши

Древнейшим известным  культовым зданием Польши является костел Девы Марии – капелла Замка Вавель в Кракове (конец X в.). Это – небольшое круглое здание с четырьмя конхами и сакристией. Храмы сходного типа известны во многих странах: на острове св. Гонория (5 в.), в Регенсбурге (8 в.), в Бонне (7 в.), в Чехии и других местах. Конхи были здесь перекрыты половиной сферического свода. Центральное помещение (внутренний диаметр – 4,8 м) было, вероятно, также перекрыто сферическим куполом.

Высота конх составляла около 6 м, общая высота здания была, вероятно, около 10 м.

Круглым центрическим зданием  был костел св. Михаила «на Скалке»  в Кракове, основанный раньше костела  Девы Марии.

Центрический план был  и у замковой капеллы на острове  Ледница (XI в.): он имел форму квадрата с закругленными углами; с востока примыкала алтарная апсида. Капелла на Леднице имела четыре внутренних столба.

Костел XI в. в Цешине (Силезия) — совершенно круглое здание, с  полуциркульной апсидой. Его внутренний диаметр несколько больше, чем  в краковском костеле, — 6.2 м. Перекрыт он сферическим куполом. Алтарь приподнят на несколько ступеней, а в западной части имелась эмпора, на которую вела внутристенная лестница.

Костел св. Прокопия в  Стшельно (первая половина XII в.), также  круглый в плане (внутренний диаметр 8,2 м), имеет с востока прямоугольным алтарь. С запада он увенчан высокой круглой башней, которая входила в систему укреплений замка.

Известны и другие костелы центрического строения, например костел в Лышце, заложенный в первой половине XII в., и костел францисканцев в Кракове (первая половина XIII в.) с планом в виде равноконечного креста.

Черты романской архитектуры  проявились уже в кафедральном костеле  св. Гереона на Вавеле, заложенном в  середине XI в. Это была типичная трехнефная базилика с тремя апсидами на востоке, где имелся и слабо развитый трансепт, и с двумя каменными башнями на западе. Этот собор служил прообразом большинства костелов романской эпохи в Польше. Здесь впервые в обработку польских каменных зданий было введено пластическое начало.

Костел св. Гереона на Вавеле был заменен новым, законченным в 1142 г., от которого в существующем здании XIV в. сохранилась крипта св. Леонарда.

Костел св. Андрея в  Кракове ( XI в.) интересен как сооружение переходного типа. Его основная часть, почти квадратная в плане, с четырьмя внутренними столбами, напоминает центрические постройки Востока, но в западной части расположены башни, а в боковых нефах – галереи, центральный же неф переходит в удлиненное алтарное пространство, заканчивающееся полуциркульной апсидой.

Фасад, обращенный к улице, носит почти крепостной характер: мощные башни, в нижней части лишенные проемов, фланкируют глухую стену, так как вход в костел расположен на боковой стороне.

Костел осуществлял  и оборонные функции. В 1241 г. он противостоял многочисленным атакам татар и не был взят. Интересен контраст между гладкими стенами и тонко прорисованной лоджией в верхней части центральной стены (реставрирована), а также с парными, полуциркульными проемами в верхней части башен.

Костелы такого типа строились  и позднее. Таковы, например, костел в Могильно (XII в. ) и костел в Костельце (начало XIII в.).

Западный фасад последнего украшен перспективным полуциркульным порталом с красивым, тонким белокаменным рельефом, а колонны яруса трифориев  увенчаны замечательными резными из камня лиственными капителями разного рисунка на каждой паре колонн.

Костелы в замках и  провинциальных осадных дворах имели  один неф и слабо развитую алтарную апсиду. С западной стороны примыкала  каменная башня, включавшаяся в систему  укреплений замка. Вход в костел находился на боковой стороне. Такие костелы XII в. сохранились в Высоцицах, в Звержинце, в окрестностях Кракова, в Прандоцине (Малая Польша), в Жарнуве (Великая Польша).

Здания костелов с  апсидами на обоих концах среднего нефа были наиболее импозантными, и потому именно этот тип выбирался для наиболее значительных культовых построек. Таким был, например, костел в Туме (Тум – это село рядом с городком Ленчица), где тогда происходили съезды князей и магнатов, а также церковные съезды (с 1180 по 1547 г.).

Декоративная отделка  польских культовых зданий достигла в средние века замечательного развития. Сосредоточенная в немногих местах, она поражает непосредственностью  и своеобразием рисунка и трактовки, как в костеле св. Троицы в Стшельно, и удивительной чистотой и ясностью замысла, как в знаменитом портале монастыря на Олбине (теперь в костеле Марии Магдалины во Вроцлаве) или в бронзовых дверях Плоцкого и Гнезненского соборов.

Постройки того времени  характерны типичной романской кладкой  из гладко отесанных камней, в начальный период мелких, а затем, в XII в., достигавших 30— 40 см в высоту, уложенных на известковом растворе.

Постройками переходного  периода от романского стиля к  готическому являются костелы цистерцианцев  в Вонхоцке, Копживнице, Енджеюве и Сулейове (конец XII в.— 30-е годы XIII в.).

Наиболее ранний «зальный»  костел (XIII в.) сохранился в Зембицах.

Позднее, в XIV в., был построен двухнефный зальный костел в Вишлице.

Однако в XIII в. появились  трехнефные костелы с равной высотой  нефов в Колобжеге, Станентках и др. Этот прием организации внутреннего пространства получил свое развитие в начале XV в.

В XIII в. получила широкое  применение кирпичная кладка, до тех  пор не имевшая в Польше распространения.

Своего полного развития готика в Польше достигла только в XIV в.

 

Готические церкви Польши

Своего полного развития готика в Польше достигла только в XIV в.

Замечателен кафедральный костел на Вавеле в Кракове (1320—1364 гг.).

Готическая архитектура  отличалась в Польше значительным своеобразием. Конструкции польских сооружений принципиально отличались от западноевропейских. Так, костел на Вавеле, несмотря на значительный пролет (около 10 м) и высоту среднего нефа, не имел аркбутанов. Аркбутаны вообще почти не использовались в польской архитектуре.

Для восприятия распора  сводов в Польше применялась оригинальная «контрфорсно-колонная» система. Основы этой конструкции наметились еще  в постройках XIII в. (подобных костелу  в Вонхоцке). В костеле на Вавеле контрфорсы главного нефа образовали в боковых нефах прямоугольные выступы, на которые опирается аркада разделяющая нефы. Конструктивная схема при этом упростилась, так как распор не передавался на наружные стены боковых нефов. Конструктивные особенности польских готических построек сказались на их облике.

 

Наметившаяся в романскую  эпоху тенденция как бы лепить здание из крупных объемов получила в сооружениях польской готики свое дальнейшее развитие, выразившееся в  значительно большей по сравнению  с предыдущим периодом утонченности форм, приобретших скульптурный характер.

Что касается архитектурных  деталей, то и они нередко принимали  здесь характер своеобразных скульптурных произведений (как, например, капители из кафедрального костела во Вроцлаве), часто достигая значительной экспрессии.

Одним из выдающихся образцов городских костелов является Марьяцкий костел в Кракове (1226—1478 гг.).

Северная школа польской готики уделяла преимущественное внимание декоративным завершениям обычно гладких  стен. Пышно обрабатывались щипцы  и аттики. Основным материалом здесь был кирпич; камень почти совсем не использовался. Иногда стены костелов целиком или частично (плоские ниши) покрывались штукатуркой. Одним из значительных зданий северной школы является костел Девы Марии в Гданьске (1425—1502 гг.).

Готическая архитектура в Польше, как, впрочем, и в других странах, дала бесчисленные варианты сводов, искусство возведения которых достигло тогда своего предела.

Крестовые своды предшествовавшего  времени уже в 13 веке начали делиться дополнительными нервюрами и  образовывать , шестидольные своды, что укрепляло кострукцию в больших пролетах.

Появились своды с  еще более мелким делением полей, в том числе и характерные  для польской архитектуры «пястовские», девятидольные своды.

Такие своды были применены  уже в кафедральном костеле на Вавеле. Сложная система деления сводов применялась в тот период и в перекрытиях гражданских зданий. Интересными примерами могут служить дом № 1/8 на рынке в Кракове и дом № 17 там же (так называемый «Гетманский дом»).

В дальнейшем конструкции  сводов еще более усложнились, и после сводов звездчатых, сетчатых, с множественным переплетением нервюр, и сводов веерных в Польше в XV—XVI вв. появились эффектные сотовые своды, использованные в самых разнообразных их вариантах. Большого развития достигли в ту эпоху и деревянные конструкции, в частности стропильные фермы, поддерживавшие высокие крыши готических зданий.

Польские архитекторы  средневековья в отличие от более  позднего периода проявляли большую  сдержанность в обработке наружных стен и искали совершенства композиционных построений в гармонической уравновешенности самых масс зданий. Они добивались пластической выразительности объемов путем их взаимосвязи и противопоставления.

Достигнув значительного  совершенства в применении декоративных и скульптурных элементов, польские архитекторы средневековья очень сдержанно использовали их в наружном облике зданий и вместе с тем широко применяли их во внутренней отделке, порой довольно пышной. Характерной тенденцией польских зодчих средневековья было стремление к объемной и силуэтной выразительности их построек. При этом свойственный готической архитектуре вертикализм носил в польской архитектуре очень сдержанный характер.

Информация о работе Архитектура и культура Польши