Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 10:17, реферат
Первые семена польской культуры посеял Сигизмунд I (1506-1548 гг.). Благодаря его заботе, латынь постепенно заменилась польским языком, родилась национальная литература, процветала архитектура, и было сделано много научных открытий. В 1543 году Николай Коперник издал трактат "Об обращение небесных сфер", утверждая, что Земля вращается вокруг Солнце. Наследственный король Польши, Сигизмунд II Август (1548-1572 гг.), продолжал развитие искусства и культуры, и правления Сигизмунда I и Сигизмунда II стали называться "Золотым веком Польши".
Дом несколько иного характера, вероятно уже конца XV или начала XVI в., стоявший в Гданьске на Хлебницкой улице, был перенесен в начале XIX в. в Потсдам. Он тоже трехэтажный и имеет три окна по фасаду, разделенные узкими простенками. Окна завершены пересекающимися опрокинутыми лучковыми арочками — мотив, встречающийся в отделке польских здании начала XVI в.
В более скромных домах
фасад оставался без
Средневековый польский город был застроен в основном деревянными или фахверковыми зданиями, которые, естественно, сохраниться до наших дней не могли. Лишь немногие, но характерные образцы уцелевших подобных зданий, вроде очаровательного дома с аркадой в первом этаже в Липце, на окраине Гданьска (относящегося уже к началу XVII в.), дают некоторое представление об этой уже исчезнувшей архитектуре
Общественные средневековые здания Польши
Так называемые «дворы Артура» или «мещанские дворы» — здания купеческих гильдий и места собраний бюргерства — отличались развитыми архитектурными формами. Об этом свидетельствует, например, здание «мещанского двора» в Торуне, с его рядами оштукатуренных плоских стрельчатых ниш.
Интересный памятник
гражданской архитектуры
Самое старое здание Ягеллонского университета - Коллегиум Майюс, построенный по образу Карлова университета в Праге. Тип здания с квадратным или прямоугольным двором, окруженным одним или двумя ярусами стрельчатых аркад, на рубеже XIV и XV вв. становится довольно распространенным. В частности, он применялся и в строительстве замков.
Типичная композиция ратуши слагалась из двух объемов: двух-трехэтажного корпуса, содержавшего залы заседаний совета города и различные вспомогательные помещения, и высокой башни, на которой помещались часы. Здание ратуши связывалось с корпусом торговых рядов, и эффектное противопоставление высокой и низкой части создавало значительный архитектурный образ.
Интересным примером является ратуша Гданьска (1372—1382, 1502 гг.). Ее высокая башня (1561 г.) главенствует в пейзаже города. Трехэтажный корпус основных помещений перекрыт высокой двускатной кровлей. Западный щипец лишен украшений, а восточный, обращенный к площади, развит в большую трехъярусную аттиковую надстройку (конец XV в.). Здесь искусно развиты мотивы стрельчатых западающих ниш и разделяющих их пилонов, упрощенная комбинация которых имеется на башне. Продольный фасад украшен небольшой декоративной башенкой на углу. К продольному корпусу ратуши примыкает П-образный внутренний корпус, образующий двор (1561 г.).
Интересна ратуша во Вроцлаве (1300-1330, 1471 — 1506, 1565 гг.). В основе ее лежит дом XIII в., остатки которого занимают северо-западный угол под башней и главным залом. В начале XIV в. к нему был пристроен небольшой зал, находящийся в северо-восточном углу. Позднее, в 1330 г., пристроен большой зал восточного фасада. На рубеже XV и XVI вв. был воздвигнут грандиозный трехнефный зал с примыкающими к нему небольшими кабинетами, слегка возвышающимися над уровнем зала, перекрытого сложными нервюрными сводами.
Следует отметить также ратушу в Торуне (1392 г., позднее надстроена), башня которой относится еще к XIII в. (1258 г.).
Сооружения утилитарного назначения — склады, амбары, житницы, мельницы и т. п. — тоже получали весьма выразительные архитектурные формы. Такова Большая мельница в Гданьске, с ее высокой башней, украшенной ложной аркатурой, или эффектная Житница в Торуне (XIV в.), где верхние этажи объединены со щипцом общим мотивом оштукатуренных плоских ниш со стрельчатым завершением.
Замечателен также подъемный кран «Журав» в порту Гданьска, при строительстве которого были использованы остатки двух крепостных башен, с высоко вздымающейся над средней каменной стеной деревянной надстройкой – клювом подъемного крана.
Романские церкви Польши
Древнейшим известным культовым зданием Польши является костел Девы Марии – капелла Замка Вавель в Кракове (конец X в.). Это – небольшое круглое здание с четырьмя конхами и сакристией. Храмы сходного типа известны во многих странах: на острове св. Гонория (5 в.), в Регенсбурге (8 в.), в Бонне (7 в.), в Чехии и других местах. Конхи были здесь перекрыты половиной сферического свода. Центральное помещение (внутренний диаметр – 4,8 м) было, вероятно, также перекрыто сферическим куполом.
Высота конх составляла около 6 м, общая высота здания была, вероятно, около 10 м.
Круглым центрическим зданием был костел св. Михаила «на Скалке» в Кракове, основанный раньше костела Девы Марии.
Центрический план был и у замковой капеллы на острове Ледница (XI в.): он имел форму квадрата с закругленными углами; с востока примыкала алтарная апсида. Капелла на Леднице имела четыре внутренних столба.
Костел XI в. в Цешине (Силезия) — совершенно круглое здание, с полуциркульной апсидой. Его внутренний диаметр несколько больше, чем в краковском костеле, — 6.2 м. Перекрыт он сферическим куполом. Алтарь приподнят на несколько ступеней, а в западной части имелась эмпора, на которую вела внутристенная лестница.
Костел св. Прокопия в Стшельно (первая половина XII в.), также круглый в плане (внутренний диаметр 8,2 м), имеет с востока прямоугольным алтарь. С запада он увенчан высокой круглой башней, которая входила в систему укреплений замка.
Известны и другие
костелы центрического
Черты романской архитектуры проявились уже в кафедральном костеле св. Гереона на Вавеле, заложенном в середине XI в. Это была типичная трехнефная базилика с тремя апсидами на востоке, где имелся и слабо развитый трансепт, и с двумя каменными башнями на западе. Этот собор служил прообразом большинства костелов романской эпохи в Польше. Здесь впервые в обработку польских каменных зданий было введено пластическое начало.
Костел св. Гереона на Вавеле был заменен новым, законченным в 1142 г., от которого в существующем здании XIV в. сохранилась крипта св. Леонарда.
Костел св. Андрея в Кракове ( XI в.) интересен как сооружение переходного типа. Его основная часть, почти квадратная в плане, с четырьмя внутренними столбами, напоминает центрические постройки Востока, но в западной части расположены башни, а в боковых нефах – галереи, центральный же неф переходит в удлиненное алтарное пространство, заканчивающееся полуциркульной апсидой.
Фасад, обращенный к улице, носит почти крепостной характер: мощные башни, в нижней части лишенные проемов, фланкируют глухую стену, так как вход в костел расположен на боковой стороне.
Костел осуществлял и оборонные функции. В 1241 г. он противостоял многочисленным атакам татар и не был взят. Интересен контраст между гладкими стенами и тонко прорисованной лоджией в верхней части центральной стены (реставрирована), а также с парными, полуциркульными проемами в верхней части башен.
Костелы такого типа строились и позднее. Таковы, например, костел в Могильно (XII в. ) и костел в Костельце (начало XIII в.).
Западный фасад последнего
украшен перспективным
Костелы в замках и провинциальных осадных дворах имели один неф и слабо развитую алтарную апсиду. С западной стороны примыкала каменная башня, включавшаяся в систему укреплений замка. Вход в костел находился на боковой стороне. Такие костелы XII в. сохранились в Высоцицах, в Звержинце, в окрестностях Кракова, в Прандоцине (Малая Польша), в Жарнуве (Великая Польша).
Здания костелов с апсидами на обоих концах среднего нефа были наиболее импозантными, и потому именно этот тип выбирался для наиболее значительных культовых построек. Таким был, например, костел в Туме (Тум – это село рядом с городком Ленчица), где тогда происходили съезды князей и магнатов, а также церковные съезды (с 1180 по 1547 г.).
Декоративная отделка польских культовых зданий достигла в средние века замечательного развития. Сосредоточенная в немногих местах, она поражает непосредственностью и своеобразием рисунка и трактовки, как в костеле св. Троицы в Стшельно, и удивительной чистотой и ясностью замысла, как в знаменитом портале монастыря на Олбине (теперь в костеле Марии Магдалины во Вроцлаве) или в бронзовых дверях Плоцкого и Гнезненского соборов.
Постройки того времени характерны типичной романской кладкой из гладко отесанных камней, в начальный период мелких, а затем, в XII в., достигавших 30— 40 см в высоту, уложенных на известковом растворе.
Постройками переходного периода от романского стиля к готическому являются костелы цистерцианцев в Вонхоцке, Копживнице, Енджеюве и Сулейове (конец XII в.— 30-е годы XIII в.).
Наиболее ранний «зальный» костел (XIII в.) сохранился в Зембицах.
Позднее, в XIV в., был построен двухнефный зальный костел в Вишлице.
Однако в XIII в. появились трехнефные костелы с равной высотой нефов в Колобжеге, Станентках и др. Этот прием организации внутреннего пространства получил свое развитие в начале XV в.
В XIII в. получила широкое применение кирпичная кладка, до тех пор не имевшая в Польше распространения.
Своего полного развития готика в Польше достигла только в XIV в.
Готические церкви Польши
Своего полного развития готика в Польше достигла только в XIV в.
Замечателен кафедральный костел на Вавеле в Кракове (1320—1364 гг.).
Готическая архитектура отличалась в Польше значительным своеобразием. Конструкции польских сооружений принципиально отличались от западноевропейских. Так, костел на Вавеле, несмотря на значительный пролет (около 10 м) и высоту среднего нефа, не имел аркбутанов. Аркбутаны вообще почти не использовались в польской архитектуре.
Для восприятия распора
сводов в Польше применялась оригинальная
«контрфорсно-колонная»
Наметившаяся в романскую эпоху тенденция как бы лепить здание из крупных объемов получила в сооружениях польской готики свое дальнейшее развитие, выразившееся в значительно большей по сравнению с предыдущим периодом утонченности форм, приобретших скульптурный характер.
Что касается архитектурных деталей, то и они нередко принимали здесь характер своеобразных скульптурных произведений (как, например, капители из кафедрального костела во Вроцлаве), часто достигая значительной экспрессии.
Одним из выдающихся образцов городских костелов является Марьяцкий костел в Кракове (1226—1478 гг.).
Северная школа польской готики уделяла преимущественное внимание декоративным завершениям обычно гладких стен. Пышно обрабатывались щипцы и аттики. Основным материалом здесь был кирпич; камень почти совсем не использовался. Иногда стены костелов целиком или частично (плоские ниши) покрывались штукатуркой. Одним из значительных зданий северной школы является костел Девы Марии в Гданьске (1425—1502 гг.).
Готическая архитектура в Польше, как, впрочем, и в других странах, дала бесчисленные варианты сводов, искусство возведения которых достигло тогда своего предела.
Крестовые своды предшествовавшего времени уже в 13 веке начали делиться дополнительными нервюрами и образовывать , шестидольные своды, что укрепляло кострукцию в больших пролетах.
Появились своды с еще более мелким делением полей, в том числе и характерные для польской архитектуры «пястовские», девятидольные своды.
Такие своды были применены уже в кафедральном костеле на Вавеле. Сложная система деления сводов применялась в тот период и в перекрытиях гражданских зданий. Интересными примерами могут служить дом № 1/8 на рынке в Кракове и дом № 17 там же (так называемый «Гетманский дом»).
В дальнейшем конструкции сводов еще более усложнились, и после сводов звездчатых, сетчатых, с множественным переплетением нервюр, и сводов веерных в Польше в XV—XVI вв. появились эффектные сотовые своды, использованные в самых разнообразных их вариантах. Большого развития достигли в ту эпоху и деревянные конструкции, в частности стропильные фермы, поддерживавшие высокие крыши готических зданий.
Польские архитекторы средневековья в отличие от более позднего периода проявляли большую сдержанность в обработке наружных стен и искали совершенства композиционных построений в гармонической уравновешенности самых масс зданий. Они добивались пластической выразительности объемов путем их взаимосвязи и противопоставления.
Достигнув значительного совершенства в применении декоративных и скульптурных элементов, польские архитекторы средневековья очень сдержанно использовали их в наружном облике зданий и вместе с тем широко применяли их во внутренней отделке, порой довольно пышной. Характерной тенденцией польских зодчих средневековья было стремление к объемной и силуэтной выразительности их построек. При этом свойственный готической архитектуре вертикализм носил в польской архитектуре очень сдержанный характер.