Архитектура, как вид искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 11:58, реферат

Краткое описание

Архитектура — это такой вид искусства, который, безусловно, известен всем. Человек всю свою жизнь живет в архитектуре, в ее окружении. Для всех нас архитектура — привычная среда обитания. Это, с одной стороны, облегчает разговор о зодчестве с широким читателем, но, с другой стороны, такой разговор не может не учитывать и тех образных стереотипов, которые сформировались у читателя в результате повседневного восприятия архитектурного окружения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
1.ПРОИСХОЖДЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ……………………………….......3
2.ИСТОРИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ АРХИТЕКТУРНОЙ ТРАДИЦИИ…..6
Заключение……………………………………………………………………27
Библиография…………………………………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

Архитектура_Ольга.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

Привычные элементы храмовой архитектуры сохраняются и в  таком комплексе, как поминальный  храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, где внутренние помещения глубоко врезаны в скальный массив наподобие древних подземных гробниц. Здесь шестнадцатигранные колонны, по-видимому, ведущие свое происхождение от квадратных в плане опор храма Сфинкса, обрамляют перистиль. В Абу-Симбеле Рамсес II приказал высечь свой заупокойный храм в скале. Его фасад с гигантскими статуями фараона по сторонам от входа занял место пилонов, а гипостиль и святилище находятся в толще скалы. Важное место, которое занимали в зодчестве древних египтян погребальные сооружения, свидетельствует об огромной роли религии; мощь этих построек отразило страстное желание оставить о себе память.

        

Люди, населявшие долину Тигра и Евфрата, строили храмы  со ступенчатыми башнями, или зиккуратами. Погребальные сооружения играли в их архитектуре гораздо меньшую роль, поскольку обитатели Месопотамии не связывали достижение бессмертия с сохранностью тела усопшего. В Двуречье было много глины, а камень и дерево приходилось доставлять издалека, поэтому здания возводили в основном из кирпича.

Зиккураты имели пирамидальную  форму; их строили из высушенного  на солнце кирпича; своим обликом  они походили на библейскую Вавилонскую  башню. Зиккурат, доминанта храмового  комплекса, был точно ориентирован по сторонам света, однако, в отличие от египетской пирамиды, в нем не было внутренних помещений. На вершину зиккурата, через его семь ступеней вели рампы; там располагалось святилище божества. Каждая ступень была окрашена в свой цвет, и чем выше ьыла ступень, тем ярче был цвет.

Дворцы. Царские резиденции, в особенности дворцы ассирийских  владык, имели сложную внутреннюю структуру. Дворец Саргона II в Хорсабаде  был возведен на укрепленном основании  и наряду с городскими стенами  служил бастионом. Цитадель двадцатиметровой высоты была пронизана каналами со сводчатыми перекрытиями: по ним сточные воды выводились за пределы города. Сам дворец был одноэтажный, с множеством помещений, сгруппированных вокруг внутренних дворов. В одной его части располагались царские апартаменты, в другой – помещения для женщин; во дворце размещались также службы и храм правителя. Большинство помещений представляли собой узкие, наподобие коридоров, комнаты, разделенные толстыми стенами. Возможно, они были перекрыты простыми цилиндрическими сводами, размах которых был невелик из-за малой прочности использовавшегося в строительстве кирпича. Более крупные помещения, служившие парадными апартаментами, в плане близки к квадрату и, вероятно, имели балочное перекрытие.

Стены были украшены каменными  барельефами, изображавшими монарха в битвах и на охоте. Камень, доставлявшийся издалека, использовали только для украшения. Многоцветные ткани служили завершающим аккордом в убранстве интерьеров. Крылатые быки и львы с человечьими головами охраняли вход во дворец, а облицовка из цветных глазурованных кирпичей сверкала под солнцем. Жители Вавилона использовали именно этот материал для украшения Ворот Иштар: на ярко-синем фоне представлены барельефные изображения фантастических животных. В эпоху Ахеменидов персы заимствовали этот тип декора вместе с крылатыми чудовищами и некоторыми другими элементами культуры Месопотамии. И все же в целом ассирийский дворец поражал более своими размерами и пышностью интерьеров, чем качеством архитектурной формы.

                                     Архитектура Эгейского мира

О существовании великой  культуры на острове Крит узнали только в 19 в. Минойская культура, названная  так по имени легендарного царя Крита  Миноса, достигла расцвета во II тысячелетии  до н.э. Своими размерами кносский дворец не уступал дворцу в Хорсабаде. Прямоугольный центральный двор окружен помещениями (парадными, жилыми и др.), из которых открывается великолепный вид на холмистый ландшафт. Царские апартаменты вытянуты вдоль одной оси и связаны друг с другом. Дворец имел несколько этажей, соединенных лестницами. Деревянные колонны на каменных базах сужались книзу, на их круглых подушкообразных капителях лежали балки потолка. Стены парадных помещений были покрыты фресками. В кносском дворце существовала система канализации. Дворец совсем не имел укреплений – очевидно, владыки Крита господствовали над морями и не опасались нападения с суши.

Дворцы, расположенные на материке, имели иной облик. К концу II тысячелетия  до н.э. греки из Микен начали соперничать  с критянами. Отголоски этой борьбы слышны и у Гомера, и в мифе о Тезее, победившем Минотавра. Греки сокрушили минойское царство и многое восприняли из его культуры. Во дворце в Тиринфе было помещение для мужчин – мегарон, состоявший из дворика, портика и главного зала, а также аналогично устроенная, но более скромная женская половина. Пара критских колонн украшала портик, и такие же колонны поддерживали кровлю главного зала. Многие детали декора также имеют своим источником критскую архитектуру, но есть и отличия. Более суровый климат требовал, чтобы в центре мегарона был устроен очаг. Кроме того, на материке дворец должен был служить крепостью. Так, в Тиринфе стены, сложенные из огромных, грубо обработанных каменных глыб, охватывали дворец по периметру. Подъездная дорога вела к мощно укрепленным воротам. В толще стен были устроены помещения типа коридоров, перекрытые ложными сводами, где, по-видимому, располагались склады.

                                          Греческая архитектура

В конце II тысячелетия  до н.э. на Пелопоннесский полуостров пришли представители других греческих племен – дорийцы, ионийцы и эолийцы. Страна, в которой они оказались, изобиловала материалами – глиной, пригодной для обжига, деревом, но прежде всего камнем, от грубого известняка до тонкозернистого мрамора. На этих территориях с изрезанным морским берегом образовались города-государства, ревностно защищавшие свою независимость. Превыше всего граждане ставили процветание государства и повышение его благосостояния, возводя общественные здания и устанавливая статуи.

Храмы. Греки представляли своих  богов антропоморфными существами, бессмертными и более могущественными, чем обычные мужчины и женщины, однако интересы, страсти и слабости богов носили вполне “человеческий” характер.

Будучи жилищем божества, храм должен был обладать ясной и рационально построенной формой. В его святилище, или целлу, можно было попасть с одной из торцевых сторон. Перед целлой находился вестибюль с двухколонным портиком. С другой стороны целлы этот портик уравновешивался еще одним двухколонным портиком. Это был простейший “храм в антах” (templum in antis), где выступы боковых стен (анты) ограждали вход. Более сложными архитектурными конструкциями обладали простиль, где перед храмом в антах ставился портик со свободностоящими колоннами, и амфипростиль, в котором такие портики располагались с обоих торцов. В более крупных храмах к одной из перечисленных архитектурных форм добавлялась колоннада, окружавшая здание с четырех сторон.

Одной из наиболее ранних известных  нам храмовых построек был храм Геры в Олимпии, имевший. Он имел по 17 колонн на боковых фасадах и по 6 на торцевых; соотношение длины к ширине в этом храме было 3:1. Со временем греческие архитекторы, вероятно, сочли такую форму излишне вытянутой и начали уменьшать соотношение сторон: в афинском Парфеноне (середина 5 в. до н.э.) чуть более 2:1, при соотношении числа колонн 17:8. План храма стал, таким образом, более компактным.

Дорический ордер. При возведении храмов и колоннад греки обычно использовали три разновидности сочетания несущих и несомых частей здания – три т.н. архитектурные ордера: дорический, ионический и коринфский. В дорическом ордере заметно утончающиеся кверху колонны не имеют базы и ставятся прямо на каменное основание. Неглубокие желобки (каннелюры) проходят вдоль всего ствола колонны, подчеркивая ее вертикальную устремленность. Чуть ниже капители – самое узкое место ствола колонны – шейка, представляющая собой прорезающее каннелюры кольцо. Капитель состоит из расположенного над шейкой подушкообразного эхина и положенной на нее квадратной в плане плиты – абака. Архитрав – горизонтальную балку – нижний элемент трехчастного антаблемента, оставляли без украшений, чтобы яснее была выражена его работа в конструкции. Над архитравом находился фриз; его положение отвечало уровню балок, на которых лежала кровля храма. В дорическом ордере фриз образован чередованием триглифов – плит, соответствовавших торцам поперечных балок, и метоп – тонких каменных плит, занимающих промежутки между ними и не участвующих в работе конструкции; метопы принято было украшать скульптурными рельефами. Антаблемент был увенчан карнизом, нависающим над нижними частями здания подобно тому, как деревянная кровля всегда делалась нависающей над постройкой, чтобы во время дождя вода не попадала на стены и внутрь помещения. Над горизонтальным карнизом треугольное завершение – фронтон. Каждый элемент архитектуры храма выполняет свою роль, что подчеркивалось с помощью цвета (горизонтальные и вертикальные элементы иногда окрашивались в красный и синий цвета).

Такая система восходит к деревянной конструкции. Триглифы защищали торцы  деревянных балок, удерживаясь на месте  с помощью колышков, вбитых в маленькие  полочки, которые располагались  под и над триглифами. На месте  храма Геры в Олимпии найдены только мраморные архитектурные детали и обломки, но известно, что первоначально колонны были деревянными, причем есть подтверждения тому, что замена дерева мрамором осуществлялась постепенно, по мере того, как деревянные части постройки сгнивали, утрачивая прочность. Однако довольно тяжелые пропорции самых древних мраморных колонн, сохранившихся до нашего времени, свидетельствуют о понимании их роли именно в работе каменной конструкции. Иначе говоря, когда деревянные колонны заменяли мраморными, использовали уже выработанные для камня пропорции.

Со временем пропорции греческих  храмов становились все более  изящными, а поколения архитекторов продолжали совершенствовать элементы дорического ордера. Первоначально  толщина колонны у основания  была лишь в четыре раза меньше ее высоты, но к 450 до н.э. это соотношение составило уже 1:5,5. Такое изменение пропорционального строя вместе с соответствующим облегчением антаблемента устранило излишнюю массивность, свойственную древнейшим постройкам, и придало зданиям грациозность и гармоническую соразмерность. Поначалу эхин был широко раскинут над стволом колонны, имея мягкий, несколько вялый контур; позднее его вынос стал меньше, а изгиб – более округлым и упругим. Точно так же шлифовалась каждая деталь, пока века экспериментирования не привели к утонченности и совершенству Парфенона.

Ионический ордер. Дорический ордер  сложился на Пелопоннесе и в греческих  колониях на Сицилии и в южной  Италии. Ионический ордер получил  наибольшее распространение в Малой  Азии и на островах Эгейского моря. Ствол ионической колонны изначально был тоньше, чем ствол дорической колонны, что подтверждает ее происхождение от деревянной конструкции. Ионическая колонна имеет базу. Каннелюры глубже врезаны в ствол. С обеих сторон ионической капители выступают волюты, напоминающие частично развернутый свиток папируса, изображенный с торцевой стороны. У такой капители фасадная и задняя стороны отличаются от боковых, что не могло не вызвать определенных сложностей в решении углов сооружения. В угловой капители греки помещали волюты не на противоположных, а на смежных сторонах. В результате угловая волюта имела угловой выступ в сорок пять градусов. Ионический архитрав состоит из трех узких горизонтальных полос, которые часто украшали тонким невысоким рельефом, и не разбит на триглифы и метопы. Ионический ордер изящнее дорического и не производит свойственного последнему впечатления мощи. Греки считали дорический ордер мужским, а ионический – женским

«Обе ветви развития, дорическая и ионическая, соединились в Афинах 5 в. до н.э. Афины располагались на границе между дорийскими и ионийскими землями, и уже в конце 6 в. в городе работали художники из обоих регионов. После победы, одержанной афинянами в греко-персидских войнах в 480 до н.э., под предводительством Перикла этот город-государство достиг своего наивысшего расцвета. Перикл стремился обеспечить культурное и художественное лидерство Афин в греческом мире и ради этого предпринял одну из самых амбициозных строительных программ в истории человечества, особенно если принять во внимание, что тогдашнее население Афин вместе с рабами насчитывало не более 300 000 человек»5.

Акрополь. Ядром строительной программы стал Акрополь, укрепленный  выступ скалы. Во время греко-персидских войн персы разрушили находившиеся на скале древние храмы. В 447 до н.э. Иктин и Калликрат начали возводить на этом месте Парфенон, имевший по тем временам необычно большие 68 м) и обладавший удивительной целостностью, компактностью и´размеры (30 ясностью. В нем находилась двадцатиметровая статуя Афины Парфенос (Афины Девы), покровительницы города, сделанная из золота и слоновой кости. Пропорции колонн и плана, тонкость прорисовки деталей и нюансы архитектурного решения – все свидетельствует о стремлении архитекторов достичь гармонии. Говоря о нюансах, мы имеем в виду, например, легкий наклон колонн внутрь, сообщающий силуэту еле уловимую пирамидальность формы и создающий ощущение ее почти органического роста; едва заметное смещение крайних колонн к углам, придающее им дополнительную силу и устойчивость; наконец, небольшой подъем всех горизонталей от краев сооружения к центру.

В другом храме, Эрехтейоне, почитали сразу два божества: древнего бога Эрехейя, погибшего, согласно легенде, от молнии Зевса, и Афину. С этим связана  необычная форма его плана, представляющего собой простиль с одним ионическим портиком с южной и вторым, более крупным, с северной стороны. С западной стороны южной стены размещается портик кариатид, в котором антаблемент поддерживают шесть статуй девушек, поставленных вместо обычных колонн. Нерегулярность плана, асимметрия объема храма не характерны для греческой архитектуры.

Незавершенными остались Пропилеи – монументальный вход на Акрополь, созданный Мнесиклом и  украшенный дорическими портиками  с небольшими павильонами по бокам. Над выступом крепостной стены, перед Пропилеями и несколько правее их, находится маленький амфипростильный ионический храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы).

Коринфский ордер. К  концу 5 в. до н.э. возник третий архитектурный  ордер, коринфский. Его колонны столь  же изящны, как колонны ионического ордера, а антаблемент более пышный. Коринфская капитель напоминает перевернутый колокол, составленный из двух рядов листьев аканта со спиралевидными усиками виноградной лозы по углам. По-видимому, этот ордер впервые был применен в храме Аполлона в Бассах. В усовершенствованном виде мы встречаем его в круглом храме в Эпидавре; в самом конце 4 в. до н.э. коринфский ордер был использован при создании памятника Лисикрата в Афинах.

Информация о работе Архитектура, как вид искусства