Базовые структурные элементы культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 14:22, реферат

Краткое описание

1. Основные категории структурного рассмотрения культуры (подкрепите свои определения примерами).
2. Артефакты как базовые элементы материальной культуры, их виды и функции.
3. Базовые элементы духовной культуры.

Вложенные файлы: 1 файл

семинар 1.docx

— 70.64 Кб (Скачать файл)

 

Практическое  занятие 2.

Базовые структурные элементы культуры (4 часа).

  1. Основные категории структурного рассмотрения культуры (подкрепите свои определения примерами)

Огромное значение для понимания  эволюции и универсальности общественных процессов имеют принципы стуктурирования культуры. Для выявления сущности культуры как социального феномена служат категории культурной статики и динамики. Они имеют основополагающее и системообразующее значение. Иначе говоря, первая рассматривает культуру в неизменном покое и в повторяемости, а вторая исследует её в движении и изменчивости. Как известно, её основные элементы существуют в двух видах: как материальная и духовная культуры. Они отражают связь с соответствующими потребностями человека. Это подразделение относительно условно, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взамообусловлены. Совокупность материальных элементов составляет материальную культуру, а нематериальных – духовную. Так, человек имеет тело, одежду, жилище, средства транспорта, производства и потребления. В тоже время, его сознание и память являются носителем, потребителем и производителем определенных этнических, социальных, религиозных, правовых и иных духовных культурных ценностей. Нейрофизиологи считают, что наряду с двумя базовыми инстинктами – размножение и самосохранение, у человека имеется ориентационный рефлекс – «что такое?». На его базе в процессе длительной эволюции возникла вторая сигнальная система социально детерминированных и культурообразующих условных рефлексов. На их основе формируются все высшие виды абстрактного мышления – рационально-логическое и научно-теоретическое, а также членораздельная, культурная речь и литературный язык. Следует отметить, что на основе основных инстинктов самосохранения и размножения, их социальной адаптации возникли соответственно социально-экономическая и политическая культуры, а также эстетика, искусство и этика семейно-брачных отношений. Поэтому ещё в глубокой древности мудрецы говорили, что «любовь и голод правят миром».

К материальной культуре относят различные  продукты, результаты и процессы человеческой деятельности, то есть то, во что овеществляется духовная культура. Иначе говоря, материальные предметы являются своеобразными выразителями и носителями различных духовных проявлений. Еще древнегреческий философ Демокрит называл мир результатом человеческого творчества или «второй натурой». Он считал, что материальная культура является такой же предзаданной и объективной для человека, как и природа. Вместе с тем, она результат выхода человека за её границы, то есть итог творчества того, что не создано природой. Она существует в виде артефактов – предметов, явлений и процессов искусственного происхождения. К этому кругу принадлежат: материальные вещи, созданные или обработанные людьми, - предметы быта, одежды, жилища, орудия труда, оружие, средства транспорта и связи и прочие. К ним необходимо отнести искусственно преобразованные территории - города, сельскохозяйственные земли, дороги, плотины, а также материальные носители идей и образов - графические, изобразительные, звуковые, электронные и прочие записи. К данному кругу по праву принадлежат одомашненные животные и культурные растения. В его орбиту, как говорят юристы, входит все движимое и недвижимое имущество. К материальной культуре относятся и практические действия людей, несущие на себе отпечаток духовности, то есть воспроизводящие устойчивые образцы поведения, традиции и смыслы данной культуры: производственная и организационно- регулятивная деятельность, технологии, администрирование, менеджмент и некоторые другие. В широком смысле – это материальная сторона любого культурного процесса или деятельности. В узком смысле – это культура труда и материального производства, быта, здоровья и физического совершенства.

Под духовной культурой обычно понимают совокупность явлений культуры, возникающих, функционирующих в индивидуальном, коллективном сознании людей и определяющих развитие их интеллекта. Эта совокупность, в конечном итоге, образует духовную сферу человеческой культуры. В состав её элементов входят - нормы, правила, традиции, законы и духовные ценности. К ним можно отнести также - церемонии, обычаи, ритуалы, символы и мифы. Несколько позже они пополнились знаниями, идеями, новациями, литературным языком, а также новомодной виртуальной культурой. Она онтологически едина и возникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности. В реальной общественной практике она воплощается в целом ряде специализированных – аксиологических, этических, моральных, правовых, художественных, религиозных, политических, идеологических, научных и иных формах. Следует отметить, что целый ряд её проявлений: экономическая, экологическая и эстетическая культуры находятся на пересечении материальной и духовной сфер. Они, в свою очередь, соответственно пронизывают всю культурную систему. Духовная культура зарождается ещё в самом начале социальной истории, однако, она в ходе развития диалектически соотнесена с особенностями исторического периода и крупных социальных групп. Она имеет свою логику и специфику развития, во многом отличные от социально-экономической и политической истории. Духовная сфера включает в себя половозрастные, расово-этнические, национально-государственные, конфессиональные и другие сословно-классовые разновидности. Они, в свою очередь, находятся в сложной взаимообусловленной и взаимодейственной связи. Духовность играет важную роль в практической деятельности человека. Она задает ей ценностные, познавательные и стимулирующие ориентиры, пронизывая все сферы человеческой практики.

А)Материальная и духовная культура. Можно ли говорить о приоритетном значении одной из указанных сторон (подготовьте аргументы для полемики)?

Под материальной культурой обычно понимаются искусственно созданные предметы, которые  позволяют людям оптимальным  способом приспособиться к природным  и социальным условиям жизни.

Предметы  материальной культуры создаются для  удовлетворения разнообразных потребностей человека и поэтому рассматриваются  в качестве ценностей. Говоря о материальной культуре того или иного народа, традиционно имеют в виду такие  конкретные предметы, как одежда, оружие, утварь, продукты питания, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения. Современная наука, исследуя такие  артефакты, способна реконструировать стиль жизни даже давно исчезнувших  народов, о которых не остаюсь  упоминаний в письменных источниках.

При более широком понимании материальной культуры в ней усматривают три  основных элемента.

Собственно  предметный мир, созданный человеком, — здания, дороги, коммуникации, приборы, предметы искусства и быта. Развитие культуры проявляется в постоянном расширении и усложнении мира артефактов, «одомашнивании» среды обитания человека. Жизнь современного человека трудно представить без сложнейших искусственных устройств — компьютера, телевидения, мобильных телефонов  и т.д., которые лежат в основании  современной информационной культуры.

Технологии - средства и технические алгоритмы  создания и использования объектов предметного мира. Технологии материальны, поскольку воплощены в конкретных практических способах деятельности.

Техническая культура - это конкретные навыки, умения, способности человека. Культура сохраняет  эти навыки и умения наряду со знаниями, транслируя из поколения в поколение  как теоретический, так и практический опыт. Однако в отличие от знаний навыки и умения формируются в  практической деятельности, обычно наличном примере. На каждом этапе развития культуры наряду с усложнением технологий усложняются и навыки.

Духовная  культура в отличие от материальной не воплощена в предметах. Сфера ее бытия — не вещи, а идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, чувствами.

Идеальные формы существования культуры не зависят от отдельных человеческих мнений. Это — научные знания, язык, устоявшиеся нормы морали и  права и т.д. Иногда к этой категории  относят деятельность образования  и средств массовой коммуникации.

Интегрирующие формы духовной культуры соединяют  разрозненные элементы общественного  и личного сознания в цельное  мировоззрение. На первых этапах развития человечества такой регулирующей и  объединяющей формой выступали мифы. В современности ее место заняли религия, философия и в некоторой  степени — искусство.

Субъективная  духовность представляет собой преломление  объективных форм в индивидуальном сознании каждого конкретного человека. В этом отношении можно говорить о культуре отдельного человека (его  багаже знаний, способности к моральному выбору, религиозных чувствах, культуре поведения и т.д.).

Соединение  духовного и материального формирует  общее пространство культуры как  сложной взаимосвязанной системы  элементов, постоянно переходящих  друг в друга. Так, духовная культура — идеи, замыслы художника — может воплощаться в материальных вещах — книгах или скульптурах, а чтение книг или наблюдение предметов искусства сопровождается обратным переходом — от материальных вещей к знаниям, эмоциям, чувствам.

Качество  каждого из этих элементов, а также  тесная связь между ними определяют уровень нравственного, эстетического, интеллектуального, а в итоге  — культурного развития любого общества.

Взаимосвязь материальной и духовной культуры

Материальная  культура - это вся область материально-производственной деятельности человека и ее результаты — окружающая человека искусственная  среда.

Вещи  — результат материально-созидательной  деятельности человека — являются важнейшей формой ее существования. Как и человеческое тело, вещь одновременно принадлежит двум мирам — природному и культурному. Как правило, вещи производятся из природных материалов, а частью культуры становятся после  обработки человеком. Именно так  когда-то действовали наши далекие  предки, превращая камень в рубило, палку в копье, шкуру убитого  зверя в одежду. При этом вещь приобретает очень важное качество — способность удовлетворять  определенные человеческие потребности, быть полезной человеку. Можно сказать, что полезная вещь — начальная  форма бытия вещи в культуре.

Но  вещи с самого начала были еще и  носителями социально значимой информации, знаками и символами, которые  связывали человеческий мир с  миром духов, текстами, хранящими  информацию, необходимую для выживания  коллектива. Это было особенно характерно для первобытной культуры с ее синкретизмом — целостностью, нерасчлененностью  всех элементов. Поэтому наряду с  практической полезностью существовала символическая полезность, позволявшая  использовать веши в магических обрядах и ритуалах, а также придавать им дополнительные эстетические свойства. В древности появилась еще одна форма вещи — игрушка, предназначенная для детей, с помощью которой те овладевали необходимым опытом культуры, готовились к взрослой жизни. Чаще всего это были миниатюрные модели реальных вещей, иногда имевшие дополнительно эстетическую ценность.

Постепенно, в течение тысячелетий утилитарные  и ценностные свойства вещей стали  обособляться, что привело к образованию  двух классов вещей — прозаических, чисто материальных, и вещей-знаков, используемых в ритуальных целях, например флаги и гербы государств, ордена и т.д. Между данными классами никогда не было непреодолимой преграды. Так, в церкви для обряда крещения используют специальную купель, но при необходимости ее можно заменить любым подходящим по размеру тазом. Таким образом, любая вещь сохраняет  свою знаковую функцию, будучи культурным текстом. Стечением времени все  большее значение стала приобретать  эстетическая ценноегь вещей, поэтому красота долго считалась одной из важнейших их характеристик. Но в индустриальном обществе красота и польза стали разделяться. Поэтому появляется множество полезных, но некрасивых вещей и в то же время красивых дорогих безделушек, подчеркивающих богатство их владельца.

Можно сказать, что материальная вещь становится носителем духовного смысла, так  как в ней закрепляется образ  человека конкретной эпохи, культуры, социального положения и т.п. Так, рыцарский меч может служить  образом и символом средневекового феодала, а в современной сложной  бытовой технике легко увидеть  человека начала XXI в. Портретами эпохи  являются и игрушки. Например, современные  технически сложные игрушки, среди  которых много моделей оружия, довольно точно отражают лицо нашего времени.

Социальные  организации также являются плодом человеческой деятельности, еше одной формой материальной предметности, материальной культуры. Становление человеческого общества проходило в тесной связи с развитием социальных структур, без которых невозможно существование культуры. В первобытном обществе в силу синкретизма и однородности первобытной культуры существовала лишь одна социальная структура — родовая организация, обеспечивавшая все бытие человека, его материальные и духовные потребности, а также передачу информации следующим поколениям. С развитием общества стали формироваться разные социальные структуры, отвечавшие за повседневную практическую жизнь людей (труд, общественное управление, война) и за удовлетворение его духовных потребностей, прежде всего религиозных. Уже на Древнем Востоке четко выделяются государство и культ, тогда же появились школы как часть педагогических организаций.

Развитие  цивилизации, связанное с совершенствованием техники и технологии, строительством городов, формированием классов, требовало  более эффективной организации  общественной жизни. В результате появились социальные организации, в которых опредмечивались экономические, политические, правовые, нравственные отношения, техническая, научная, художественная, спортивная деятельность. В экономической сфере первой социальной структурой стал средневековый цех, в Новое время сменившийся мануфактурой, развившейся сегодня до промышленных и торговых фирм, корпораций и банков. В политической сфере помимо государства появились политические партии и общественные объединения. Правовая сфера создала суд, прокуратуру, законодательные органы. Религия сформировала разветвленную церковную организацию. Позже появились организации ученых, художников, философов. Все существующие сегодня сферы культуры имеют сеть созданных ими социальных организаций и структур. Роль данных структур повышается стечением времени, так как возрастает значение организационного фактора в жизни человечества. Через эти структуры человек осуществляет управление и самоуправление, создаст основу для совместной жизни людей, для сохранения и передачи накопленного опыта следую щи м п окол с н и я м.

Информация о работе Базовые структурные элементы культуры