Базовые структурные элементы культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 14:22, реферат

Краткое описание

1. Основные категории структурного рассмотрения культуры (подкрепите свои определения примерами).
2. Артефакты как базовые элементы материальной культуры, их виды и функции.
3. Базовые элементы духовной культуры.

Вложенные файлы: 1 файл

семинар 1.docx

— 70.64 Кб (Скачать файл)

мысли, реальные явления и несбыточные  мечты, то, что существует, существовало и будет

существовать или никогда не существовало и не будет существовать. Это значит, что в состав

знаний входят не только обоснованные и проверяемые утверждения, но и  непроверяемые высказывания, необоснованные суждения, верования и вымыслы. Итак, понятие знания в нашем толковании имеет чрезвычайно широкий характер. Знание — важнейшая часть культуры. Оно занимает огромное место в ее содержании. С развитием культуры объем знаний, которыми располагает общество, постоянно растет. Далеко не все накопленные в культуре знания являются истинными. В каждую эпоху имеются знания, которые когда-то в прошлом считались несомненными истинами, но затем обнаружилось, что

они были заблуждениями (например, языческие верования). Есть и такие знания, которые в одних культурах признаются истинными, тогда как в другой культуре они оцениваются как ложные.

4.Знак и  символ как элементы культуры 

Выступая  в качестве носителей смысла, «обработанные» (физически и духовно) человеком вещи, процессы, явления становятся знаками.

Знак есть предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах  и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи. Знаки и системы знаков исследуются специальной наукой — семиотикой. Понятие знаковой системы в семиотике охватывает очень широкий круг объектов. Знаковыми системами являются естественные (разговорные) языки — русский, английский и др., а также различного рода искусственные языки — язык математики, химическая символика, «машинные» языки и т. д.

К знаковым системам относятся также разнообразные  системы сигнализации, языки изобразительных искусств, театра, кино, музыки, правила этикета, религиозные символы и ритуалы, геральдические знаки и вообще любые множества предметов, которые могут служить средствами для выражения какого-то содержания. Мы живем не только в мире вещей, но и в мире знаков. Это третья важнейшая характеристика культуры.

Явления культуры — это знаки и совокупности знаков («тексты»), в которых

«зашифрована» социальная информация, т. е. вложенное в них людьми содержание, значение,

смысл.

Понимать  какое-либо явление культуры — значит видеть в нем не просто чувственно воспринимаемую вещь, но его «невидимый» субъективный смысл. Именно постольку, поскольку явление выступает в качестве знака, символа, «текста», который нужно не только наблюдать, но и

осмысливать, оно и становится фактом культуры. Когда какие-либо предметы (например, орудия труда) используются в чисто утилитарных целях, их знаковая функция отходит на задний план, а на первый выдвигаются физико-химические свойства. Но при этом мы обычно и не воспринимаем их как предметы культуры. Дело, однако, меняется, как только мы принимаем во внимание их знаковый характер: тут они уже выступают как предметы культуры. Символами, носителями особого смысла становятся и сами люди. Когда они выступают друг для друга не просто как живые существа, а как кинозвезда, писатель, политический вождь, представитель той или иной профессии и т. д., то это тоже есть не что иное, как культурный феномен.

 

Семиотика.

Говорить  о семиотике культуры — значит говорить о культуре как знаковой системе, а любые

культурные  явления рассматривать как тексты, несущие информацию и смысл. Понимать какую-либо культуру — значит понимать ее семиотику, уметь устанавливать значение используемых в ней знаков и расшифровывать тексты, составленные из них. (Напомню, что под словом «текст» в понимается не только письменное сообщение, но любой объект (художественное произведение, вещь, и т. д.), рассматриваемый как носитель информации). Каждому человеку более или менее понятна семиотика его родной культуры. Гораздо хуже обстоит дело с чужими культурами. Чтобы научиться улавливать значение и смысл ее знаков и текстов, требуется много усилий, и все же редко кому удается достичь здесь такого же уровня, на каком находится понимание родной, знакомой с пеленок культуры. Язык любой культуры своеобразен и уникален. Но во всех культурах используются одни и те же типы знаков и знаковых систем. Поэтому знать их необходимо для понимания любой культуры.

Все многообразие знаковых средств, используемых в культуре, составляет ее семиотическое

поле. В составе этого поля можно выделить 6 основных типов знаков и знаковых систем:

естественные; функциональные; иконические; конвенциональные; вербальные (естественные языки);

знаковые  системы записи.

ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ ЗАПИСИ

Важнейшая из них — письмо, система записи знаков естественного языка, устной речи. К этому типу знаковых систем относится также нотная грамота, способы записи танца, и т. п.

Особенностью  знаковых систем этого типа является то, что они возникают на базе других знаковых систем — разговорного языка, музыки, танца, — и вторичны по отношению к ним. Изобретение знаковых систем записи — одно из величайших достижений человеческой мысли. Особенно большую роль в истории культуры сыграло появление и развитие письменности. Можно без всякого преувеличения сказать, что только создание ее позволило человеческой культуре выйти из начального, примитивного состояния. Без письменности было бы невозможно развитие науки, техники, искусства, права и т. п. В древности письменность казалась людям настолько удивительным чудом, что ее считали даром богов.

Зародышем письменности было так называемое «предметное письмо», возникшее еще в первобытном обществе использование предметов для передачи сообщений (напр., оливковой ветви как знака мира). К таким способам коммуникации прибегают иногда и в более поздние времена. Однако это еще только предыстория письменности. Первой стадией ее истории было письмо в рисунках (пиктография). На следующей стадии возникает идеографическое письмо, в котором рисунки приобретают все более упрощенный и схематический характер (иероглифы). И, наконец, на третьей стадии создается алфавитное письмо, в котором используется сравнительно небольшой набор письменных знаков,

означающих  не слова, а составляющие их звуки  устной речи. Аналогичным образом развивалась и запись музыки — нотное письмо. Сначала музыканты стали прибегать к идеографическим записям, в которых мелодия рисовалась в виде ломаной или волнообразной линии, а затем — к использованию букв, иероглифов и специальных письменных знаков. Современная форма нотной записи — продукт Нового времени. Наряду с ней в XX веке появились и другие формы записи музыки — на граммофонной пластинке, магнитной ленте. Компьютеры сделали возможной запись ее с помощью цифровых кодов.

Попытки записи танца тоже начинаются с рисунков (еще в Древнем Египте). В середине XIX в. А. Сен-Леон разработал кроковую систему записи (кроки — фигурки из палочек); несколько позже она была дополнена введением в кроковые рисунки нот для координации танца с музыкой (Вл. Степанов). Наконец, в XX в. на основе специальных знаков, фиксирующих танцевальные положения и движения, были созданы «кинетография» и другие системы, из которых наибольшую популярность получила «хореология» Иоанны и Рудольфа Бенеши (1955). В настоящее время наиболее распространенными средствами записи танца стали кино и телевидение.

Появление и  развитие письменной речи порождает  принципиально новые возможности культурного прогресса. Базисным знаком письма является не слово, как в разговорном языке, а меньшая и более абстрактная единица — буква. Количество базисных знаков системы при этом уменьшается и

становится  обозримым. Это ведет к коренным изменениям в логике пользования  знаковой

системой. Становятся возможными качественно новые способы  обработки, восприятия и передачи информации.

Запись создает  возможность существенно увеличить  словарный состав языка. В племенных

бесписьменных языках редко употреблявшиеся слова просто исчезали из социальной памяти, на смену забытым словам приходили новые. Словарь таких языков содержит не более 10-15 тысяч слов. В современных языках в течение их длительной истории использования письма происходит накопление слов и их количество достигает полумиллиона.

С возникновением письменности начинают складываться языковые нормы и правила. Это делает возможным создание нормированного литературного языка. В нем вырабатываются стойкие грамматические формы, усложняются речевые обороты и конструкции. Появляются и принципиально неосуществимые в устной речи приемы обработки текста: выделение абзацев и разделов, разделение основного содержания и комментариев, сносок, указателей к нему, введение графического оформления, облегчающего понимание смысла, таблиц, рубрикаций текста и т. д. В результате обогащаются и совершенствуются способы выражения мысли в языке, повышаются точность и глубина передачи ее тончайших нюансов.

Создание  и закрепление языковых норм замедляет  темп исторического изменения языка. Лингвисты сравнивают нормативную регламентацию языка с плотиной, которая превращает языковый поток в стоячее озеро.

 

Функции языка.

Функции языка  в том и состоят, что он служит людям, во-первых, как средство мышления и, во-вторых, как средство общения. Это не значит, что других средств мышления и общения у человека нет. Мы можем мыслить в образах и общаться жестами. Эйнштейн говорил, что его мысли сначала возникают в виде комбинаций зрительных или двигательных ощущений и лишь на следующем этапе облекаются в слова. Но он считал само собой разумеющимся, что мысль обязательно должна быть выражена в словах, языке — иначе она просто останется не доведенной до завершения. Глухонемые разговаривают с помощью жестикуляции. Но их жесты являются лишь знаками слов, то есть в основе «жестикуляционного языка» глухонемых лежит обычный естественный язык. И в мышлении, и в общении люди используют самые различные виды знаков. Но было бы удивительно, если бы самая богатая по своим возможностям знаковая система — естественный язык — не играла бы при этом самой важной роли. Рассмотрим более детально функции языка в культуре — сначала как средства мышления, а затем как средства общения.

КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ ЯЗЫКА

В процессе мышления язык выполняет три основных функции (их называют когнитивными функциями языка),

Номинативная функция.

Номинативная функция. Мышление всегда есть мышление о чем-то. Нельзя «мыслить ни о чем». То, о чем мы мыслим, называют предметом мышления. Им может быть что угодно — как отдельные единичные вещи, события, идеи, ощущения, эмоции и т. д., так и их классы или типы. Мышление есть оперирование его предметами (точнее, мысленными образами этих предметов). Слова естественного языка выступают в процессе мышления как имена предметов мышления. В этом и заключается выполняемая языком номинативная (от лат. nomina — имя) функция. В процессе мышления мы можем заменять предметы их именами и оперировать не мысленными образами предметов, а заменяющими их словами. Это во многих случаях (особенно когда краткое имя заменяет собою сложный и громоздкий предмет) способно повысить скорость и эффективность мышления.

Конструктивная функция.

Конструктивная функция. В ходе мышления слова-имена связываются в предложения, описывающие свойства и отношения предметов. Переходя по правилам логики от одних предложений к другим, люди строят различные вербальные конструкции, с помощью которых описывается и объясняется реальность. Логические рассуждения (их исходные данные, конечные результаты и сами процессы логического вывода результатов из исходных данных) выражаются и оформляются в языке. Можно сказать, что логическое мышление — это вербальное мышление. Это как бы «внутренняя» речь, диалог с самим собой. Дети, еще не научившиеся «думать про себя», часто «мыслят вслух», да и многие взрослые во время напряженного размышления прошептывают слова или беззвучно двигают губами. О том, что мышление есть процесс, развивающийся — по крайней мере, на каких-то своих этапах — в языковой среде, убедительно свидетельствует опыт людей, свободно владеющих двумя или более языками. Иностранные студенты, обучающиеся в России, говорят, что они нередко ловят себя на том, что о житейских делах они думают на своем родном языке, а о вопросах, которые они изучали в учебных курсах, — на русском.

Аккумулятивная функция.

Аккумулятивная функцияƒ. Язык представляет собою тот материал, в котором результаты мышления — различного рода знания — фиксируются и сохраняются. Этой цели служат не только языковые тексты, но и лексический состав языка и его грамматика (вспомните «глокую куздру»: сколько информации несут в себе грамматические формы!). До появления письменности аккумуляция знаний шла через устную речь. В течение долгих веков люди посредством нее сохраняли, передавали от поколения к поколению и таким образом накапливали народный опыт. Письменный язык стал еще более мощным орудием аккумуляции знаний.


Информация о работе Базовые структурные элементы культуры