Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:09, контрольная работа
Цель исследования: изучить теоретические основы социокультурного проектирования, рассмотреть их принципы, проанализировать состояние социокультурной среды, выделив конкретные проблемы и обозначив варианты их решения.
Задачи исследования:
1) Изучить сущность понятия социокультурного проектирования.
2) Ознакомится с принципами социокультурного проектирования.
3) Проанализировать тенденции развития социокультурной среды
4) Обобщить содержание социокультурных проблем и варианты их проектных решений.
Введение.
Глава 1. Теоретические основы социокультурного проектирования.
1.1. Сущность понятия социокультурного проектирования.
1.2. Задачи и принципы социокультурного проектирования.
Глава 2. Проектная инновация деятельности библиотек.
2.2. Социокультурный менеджмент и маркетинг.
2.3. Социокультурная деятельность библиотек.
Заключение.
Список литературы.
Практические мероприятия могут быть направлены непосредственно на решение проблемы, а могут обеспечивать дополнительные средства осуществления проекта. Например, в содержании проекта предусматриваются виды деятельности, напрямую не связанные с целями и задачами проекта, но необходимые для его финансового обеспечения (благотворительные вечера, аукционы, платные услуги и т.д.), формирования благоприятного общественного мнения населения и средств массовой информации по отношению к проекту (презентации, пресс конференции и
др.). Для корректировки содержания проекта по ходу его реализации, активизации участия населения могут планироваться опросы общественного мнения.
В рамках конкретного проекта содержание мероприятий определяется и конкретизируется совместно со специалистами (например, работниками учреждений культуры, досуга, образования, на базе которых он реализуется), профессионально владеющими теми видами социально-культурной деятельности, которые в рамках проекта используются в качестве средства достижения целей и решения задач.
Кроме специалистов, владеющих технологией проектирования и занимающихся проектной деятельностью на профессиональной основе, участниками разработки и реализации содержательной части проектов (особенно на этапе его внедрения) могут и должны быть:
1. Органы принятия решений
в сфере культуры, чьи функции
связаны с обеспечением
2. Государственные и
3. Общественность, группирующаяся вокруг конкретных программ, проектов, для которой участие в их реализации является способом культурного наполнения жизни, служит объединяющим и социализирующим фактором. Включение общественности в процесс разработки, обсуждения и реализации проектов важно еще и с другой точки зрения — оно стимулирует самоорганизацию и самодеятельность населения, способствует формированию по месту жительства стабильных инициативных групп и социальных общностей. Для привлечения и эффективного участия общественности необходимы консультации специалистов, а также соответствующая материальная и организационная поддержка инициатив.
Проекты и программы концентрируются, как правило, вокруг двух стратегических целей культурной политики, которые представляют собой определенный баланс усилий (средств, ресурсов), направленных на сохранение культуры и внедрение инновационных элементов.
Целевая установка проектов и программ на сохранение и воспроизводство культуры обеспечивается созданием условий, необходимых:
— для сохранения жизнеспособных ценностей и явлений культуры прошлого, характерных для всех составляющих социокультурной среды (в предметно-пространственном мире сохранение, реставрация и реконструкция памятников истории и культуры, архитектурной среды; в отношениях между людьми поддержка адекватных современности традиционных образцов поведения и общения; в познавательно-оценочной сфере — хранение и введение в культурный оборот текстов гуманитарной культуры прошлого).
— освоения и активного использования в актуальном пространстве жизнедеятельности культурного наследия (элементов предметной среды прошлого, жизнеспособных традиционных нравов, обычаев, ритуалов и т.д.).
Целенаправленная поддержка культурных инноваций в рамках проекта предполагает:
— выявление, поощрение и
тиражирование лучших идей и технологий
оптимального существования в сегодняшней
социокультурной ситуации (например,
экологически безопасных способов существования
человека в среде, форм оптимальной
организации пространств в
— освоение эффективных с позиции социальной и личностной значимости новых форм ролевых и неформальных связей между людьми, способов эффективного межличностного взаимодействия;
— оснащение находящегося в проблемной ситуации человека современными знаниями из различных областей науки, позволяющими ему эффективно разрешать возникающие в процессе его жизнедеятельности проблемы.
Технология социокультурного проектирования предполагает определенную мировоззренческую установку проектировщика, его позиционное самоопределение по отношению к объекту проектной деятельности, которое
может осуществляться в пространстве двух альтернатив: изменение (развитие) или сохранение. Постановка и характер проектных целей, зависящих от ценностной позиции проектировщика, имеет важные последствия — как с точки зрения успешности реализации проекта, так и с точки зрения оптимальности, органичности, полезности осуществленных преобразований.
В зависимости от позиции проектировщика выделяются два типа проектных стратегий:
Первый тип ориентирован на максимальное понимание и учет специфики той культуры, которая становится объектом проектной деятельности. В этом случае цель проекта состоит в создании условий, обеспечивающих сохранение (консервацию) культурного ареала региона — объекта внедрения проекта, а уже потом — саморазвитие субъекта культуры. Процессы развития сами запускаются как бы “поверх” целей на сохранение и стабилизацию ситуации.
Во втором типе проектов доминирующей задачей является экспорт собственных культурных образцов (ценностей, норм, технологий) в “чужой” культурный контекст, который благодаря этому модифицируется, “искусственно” преобразуется. Примером такого рода проектной практики могут служить современные процессы модернизации в развивающихся странах. Они протекают при наличии сложившихся модернизационных культурных моделей, которые экспортируются и воспроизводятся в иных регионах и социокультурных контекстах. Культурный образец рассматривается субъектом модернизации (проектировщиком) в качестве идеального состояния “чужой” культуры, при этом последняя или противостоит модернизации, или поддерживает ее. Поэтому проект такого типа должен включать в себя не только условия внедрения культурного образца, но и механизмы блокирования возможного противодействия.13
Идея развития, лежащая
в основе данного типа проектов,
определяется в какой-то мере осознанием
и пониманием невозможности решить
проблемы за счет ресурсов той культуры,
которая (или фрагменты которой)
является объектом проектной деятельности.
Когда в результате рефлексии
ситуации обнаруживается ограниченность
наличного состояния
В культурологической и социально-педагогической
литературе все многообразие индивидуальной
и социальной активности в сфере
культуры характеризуется категорией
"социально-культурная деятельность",
которая обозначает как различные
феномены социальной и культурной жизни,
так и специальные технологии.
В этой связи необходимо более
четко представить себе ту реальность,
которая должна стать предметом
практической деятельности (и прежде
всего — проектирования) для широкого
спектра профессий социально-
Для начала попробуем развести содержание исходных понятий "социум" и "культура", рассмотреть их как относительно автономные друг от друга реальности, закрепив за ними тот смысл, который является для них традиционным и отражает результативные и процессуальные стороны этих явлений.
Социум как явление, предмет
анализа и объект проектирования
можно представить в виде базисных
социальных субъектов (социальных групп,
организаций, институтов), которые являются
универсальными, типичными и устойчивыми
общественными образованиями, а
также процессов "социальной механики",
т.е. социальных взаимодействий, отношений.
Исходными характеристиками при
анализе социологической
Культура как результат представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности (в широком смысле этого слова — включая этнос, нацию, общество) и выполняющих функции социальной ориентации,
обеспечивающих принадлежность, консолидацию человеческих сообществ, индивидуальное самоопределение личности. В процессуальном плане культура есть деятельность (личностей, социальных групп, институтов, общества) в различных сферах бытия и сознания, представляющая собой специфически человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей, она есть единство опредмечивания (производства) и распредмечивания (потребления) — создания традиций, норм, ценностей, идей и их освоения, хранения, трансляции, превращения их во внутренние качества личности.
“Социальное" и
"культурное" растворены друг
в друге, ибо в любом
Представляя собой единство, труднопреодолимое даже на уровне теоретического анализа, категории "социум" и "культура" в то же время обозначают в рамках одной системы два полюса с оппозиционными функциями и смыслами:
Социум — это отчуждение в рамках социальной роли от собственной природы и природы своего "национального мира". Культура — это врастание в национальный мир, образуемый языком, преданиями, национальной психологией.
Сущность социума —
делать человека общественным, обеспечив
его набором необходимых ролей
и технологиями их исполнения. Сущность
культуры — способствовать формированию
духовно целостной личности, преодолению
социально-ролевой
Социальная деятельность
— это целеориентированная
Учитывая условность обозначенных
выше оппозиций, их преимущественно
теоретико-познавательный характер, попробуем,
с одной стороны, найти то общее,
что связывает эти понятия-
Точкой отсчета в данном
случае будет культура, а еще точнее
— ее процессуальный уровень. Именно
взгляд на культуру как на процесс
создания, хранения, освоения, трансляции
ценностей, норм, образов жизни, а
также материализованных
Итак, взаимосвязь социального и культурного, опосредуемая деятельностью различных субъектов, рождает особую реальность, фиксируемую понятием "социально-культурная деятельность".
Представление о социально-культурной
деятельности как сложном и многоуровневом
образовании позволяет четче
определить проблемное поле, которое
задает функции специалиста, работающего
в социально-культурной сфере, а, следовательно,
и содержание его проектной деятельности.
Предметная область, подлежащая изучению
и регулированию в рамках культурологического
подхода, включает закономерности, механизмы
и условия оптимизации
Здесь мы выходим на второй
аспект содержания социально-культурной
деятельности — как способа осуществления
определенных профессиональных функций,
т.е. как профессиональной деятельности,
преследующей достижение конкретных целей
и предполагающей решение определенных
(в частности, культурологических, социально-педагогических)
задач. Эта деятельность может быть
как объектом анализа (с позиции
ее ценностей, целей, функций), так и
предметом практического
Информация о работе Библиотека в системе социокультурного проектирования