Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:09, контрольная работа
Цель исследования: изучить теоретические основы социокультурного проектирования, рассмотреть их принципы, проанализировать состояние социокультурной среды, выделив конкретные проблемы и обозначив варианты их решения.
Задачи исследования:
1) Изучить сущность понятия социокультурного проектирования.
2) Ознакомится с принципами социокультурного проектирования.
3) Проанализировать тенденции развития социокультурной среды
4) Обобщить содержание социокультурных проблем и варианты их проектных решений.
Введение.
Глава 1. Теоретические основы социокультурного проектирования.
1.1. Сущность понятия социокультурного проектирования.
1.2. Задачи и принципы социокультурного проектирования.
Глава 2. Проектная инновация деятельности библиотек.
2.2. Социокультурный менеджмент и маркетинг.
2.3. Социокультурная деятельность библиотек.
Заключение.
Список литературы.
Более того, некоммерческая деятельность
имеет более общий характер, она
может включать в себя коммерческую
как свою часть. Например, музей может
заниматься предпринимательской
Эти обстоятельства накладывают свои
особенности на маркетинг некоммерческой
деятельности: он оказывается многомерным,
в отличие от традиционного маркетинга
в коммерческих сферах. Например, в
некоммерческой сфере довольно часто
субъект платежеспособного
Эти особенности, вне всякого сомнения,
сказываются на технологии менеджмента
в социально-культурной сфере. Однако
при всей их важности они не отличают
менеджмент в социально-культурной
сфере от любого менеджмента услуг.
Практически все указанные
Менеджмент в социально-
Бизнес все более
Важно, что все эти особенности проявляются на фоне бурного развития современных информационных технологий, информатизации и компьютеризации, мультимедиа, освоения возможностей Интернета, без которого немыслимы уже современная реклама, PR, другие бизнес-технологии. Интенсивно проникают эти технологии и в социально-культурную сферу, открывая перед нею совершенно новые горизонты развития.
Современный рынок все более явно глобализируется. Начинается тотальная конкуренция всех со всеми. На первый план выходит способность занять свое уникальное место в сети глобальных рыночных связей. А это возможно только при условии привлечения внимания к своему бизнесу, достижения известности любыми средствами.
В этом плане современный бизнес, как впрочем и политика, все более сближаются по своей технологии с шоу-бизнесом и социально-культурной деятельностью в целом. В своем технологическом содержании современный менеджмент окончательно приобрел черты и формы технологии социально-культурной деятельности.
Все эти особенности современного менеджмента, которые являются закономерным выражением действия внутренних тенденций развития самого менеджмента, заметно сближают его со сферой культуры и социально-культурной сферой в целом.
Уникальность и своеобразие
роли библиотек в общественной жизни ,
значительное усложнение информационно-библиотечной
деятельности предопределяют необходимость
разработки новых подходов к управлению.
Существовавшие ранее принципы управления
библиотечной деятельностью, изначально
ограниченные только задачей выживания,
становятся малоэффективными. Чрезмерная
типизация и регламентация организационных
структур явились одной из причин слабой
адаптации библиотек к новым условиям.
Сегодня требуется гораздо большее разнообразие
управленческих систем и методов, их потенциальная
гибкость, способность адаптироваться
как к внешним, так и внутренним изменениям.
Следовательно, ключевой задачей современного
управления становится обеспечение стратегии
развития библиотек.
«Активные поиски инновационных типов
управления, соответствующих современным
задачам и функциям библиотечной деятельности,
нашли наиболее полное и целостное отражение
в концепции библиотечного менеджмента.
Специфика библиотечного менеджмента
по сравнению с предыдущими теориями определяется,
по меньшей мере, двумя его главными особенностями:
ориентированностью на решение актуальных
проблем управления библиотекой и междисциплинарным
характером. Формирование научных основ
библиотечного менеджмента было движимо
не академическим, а, прежде всего, социальным
интересом достижения большей эффективности
библиотечного обслуживания населения.
В связи с этим, главными задачами библиотечного
менеджмента являются: разработка моделей
эффективного планирования, гибких организационных
структур, обеспечивающих библиотеке
стратегические позиции и высокий уровень
адаптации к изменениям; формирование
комплекса некоммерческого маркетинга,
позволяющего библиотеке достичь значимого
социального эффекта; развитие методической
работы на принципах инновационного менеджмента;
выработка механизма управления персоналом
и т.п».[20].
В числе направлений,
обеспечивающих эффективность современного
библиотечного менеджмента, ключевое
значение принадлежит управлению проектами.
Основу концепции управления проектами
составляет системный подход к разработке
и реализации сложных задач как на управляемое
изменение любой системы, цели которых
однозначно выражаются в терминах времени,
затрат, результативности, качества.
Управление проектами открывает широкие
возможности участия библиотек
в процессе формирования социокультурной
среды. 41
2.2 . Социокультурная деятельность библиотек.
Библиотека как социально-культурный институт призвана удовлетворять информационные , культурные и иные потребности пользователей. «Основополагающими нормативными правовыми актами, закладывающими правовые основы библиотечного обслуживания в республике, являются Конституция Республики Беларусь и Закон «О библиотечном деле в Республике Беларусь»».[13; с.8]. «Публичные библиотеки занимают сегодня особое место в социально-культурной среде своих регионов, являясь для населения привлекательным объектом не только как информационные и образовательные центры, но и как многопрофильные центры досуга и свободного нерегламентированного общения».[7; с.12]. Термин «культурно-досуговая деятельность» утвердился в теории социально-культурной деятельности к середине 1980-х гг., а в структуру библиотечно-библиографической классификации вошел лишь к началу 1990-х гг. «Появление термина – следствие поиска путей выхода из состояния кризиса культурно-просветительской сферы 80-х гг. Досуговая функция библиотеки – « социальная функция библиотеки, предполагающая организацию культурного и интеллектуального проведения свободного времени людей, содействие межличностному общению в условиях свойственной библиотеке культурной среды»».[7.с.13].
В XX веке произошло осознание детства как глобальной философско – культурологической проблемы. «С одной стороны, культура детства – это автономная социокультурная реальность, обладающая своим собственным языком, структурой, функциями, традициями. С другой стороны – социальная и культурная среда развития и воспитания ребенка. Современный ребенок вырастает в качественно новом информационном пространстве. Творчество превращается в непременный атрибут адаптации подрастающего поколения к постоянно изменяющейся социокультурной среде. Более того если раньше
творчество было одним из факторов взросления, то теперь, в XXI веке, оно служит основой социализации детей».[2; с.9].
Эффективность институтов
Таким образом, социокультурное
деятельности), разработке путей и
средств достижения_
В качестве объекта социокультурного
проектирования выступает сложное образование,
включающее в себя накладывающиеся друг
на друга две подсистемы: социум и культуру.
Расхождение, противоречие между реальной
картиной и идеальными представлениями
проектировщика о норме (задаваемой, в
свою очередь, конкретной культурой и
социумом) составляет проблемное поле
формирования и реализации социокультурных
проектов.
Проект в таком случае является средством
сохранения или воссоздания социальных
явлений и культурных феноменов, соответствующих
(как количественно, так и качественно,
содержательно) сложившимся нормам. При
этом следует отметить потенциальное
многообразие проектных решений одной
и той же проблемной ситуации, что обусловлено
как различными представлениями об идеальном
состоянии культуры и социума (или их отдельных
проявлений), зависящими от ценностной
позиции проектировщика, его понимания
сущности данных феноменов, так и вариативностью
способов воссоздания (возрождения, реконструкции,_сохранения)
Заключение.
На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что происходящие в обществе изменения являются мощными факторами развития современных библиотек. Они в значительной степени повлияли на выбор миссии и социальных функций, подходов к формированию библиотечно-информационных ресурсов и обслуживания пользователей, к разработке библиотечных технологий и развитию персонала, модернизации традиционных и освоению новых направлений деятельности.
Рассмотрение библиотеки в общекультурном, социальном контексте позволило обнаружить такие свойства, которые являются с одной стороны следствием глобальных перемен, связанных с развитием общества знаний, а с другой – необходимым условием развития библиотеки как социального института воспроизводства знаний.
Анализ происходящих социокультурных трансформаций библиотеки показал, что современная библиотека – это адаптивная многофункциональная, открытая культурно-цивилизационная институция. Библиотека собирает, организует и сохраняет документированное знание, гарантируя устойчивость общественной жизни в случае социальных потрясений. Она формирует и удовлетворяет информационные, образовательные и культурные потребности индивидов, обеспечивая интеграцию их стремлений, действий и интересов, а также устойчивое развитие человеческого общества. Библиотека транслирует культурные нормы и ценности от поколения к поколению, способствуя социальной адаптации и социализации индивидов на протяжении всей жизни.
Библиотека является одной из базовых (исходных) структур социума, поэтому изменения в нем отражаются на библиотеке непосредственно. Общественная миссия библиотеки как социокультурного института определяется характером развития цивилизации.
Происходящие в современном
обществе изменения привели к
трансформации социальных функций
библиотеки. Ее традиционные функции (мемориальная,
коммуникационная, информационная, образовательная
и культурная) функции обогатились
новым содержанием, расширились
возможности их реализации. Особую
актуальность и развитие получили такие
функции библиотеки, как коммуникативная
и когнитивная, так как они
обеспечивают возможность познавательного
процесса, преемственность культурного
развития и использование общественного
культурного достояния
1. Антонюк Г.А. Социальное проектирование: некоторые методологические аспекты / Г.А. Антонюк.- Минск: Проект-пресс, 1978.- 127с.
2. Бельмис Е. Формирование « образа » библиотеки XXI века / Е. Бельмис
// Библиотечное дело.- 2007.- №13[61].- С.9-10.
3. Волкова И. Информационные технологии в работе библиотеки / И. Вол-
кова // Бібліятэка прапануе.- 2010.-№5.-С. 25-27.
4. Демешко Л.А. Социально – культурная и образовательная направленность деятельности публичных библиотек / Л.А. Демешко, С.В. Зиг-
монтович // Сацыяльна – педагагічная работа.- 2010.- №10.- С.49-53.
5. Жарков А.Д. Технология культурно – досуговой деятельности / А.Д.Жар-
ков.- Москва: Моск. гос. ун-т культуры и искусств, 1998.- 248с.
6. Жаркова Л.С. Методика
организационной работы
Социально – культурной деятельности: научно – практическое пособие /
Л.С. Жаркова : [Литера], 2009.- 110с.
7. Задерковская Н.
8. Зайцев В.Н. Социокультурная
деятельность – один из путей
развития информационного
9. Кирюхина Л. Тенденции развития публичных библиотек Беларуси: реалии и потребности общества / Л.Кирюхина // Бібліятэчны свет.- 2003.- №1.- С.11-13.
10.Киселева
Т.Г. Основы социокультурной
Информация о работе Библиотека в системе социокультурного проектирования