Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 11:21, контрольная работа
Культура, будучи сложным объектом, не может быть одномерной. Наряду с материальной принято выделять еще два специфических слоя: духовную и художественную культуры.
Биосоциальная типология культурологи
(духовная, художественная и материальная культуры)
Культура, будучи сложным объектом, не может быть одномерной. Наряду с материальной принято выделять еще два специфических слоя: духовную и художественную культуры.
В рамках материальной деятельности следует выделить четыре области материальной культуры:
1. Плоды материального производства, которые предназначены для человеческого потребления, а также технические сооружения, оснащающие материальное производство. Это орудия труда, оружие, постройки, одежда, плоды сельскохозяйственного ремесленного промышленного производства.
2. Культура воспроизводства человеческого рода, сфера отношения мужчины и женщины.
3. В культуре физического развития телесная сторона человека выступает как объект приложения его деятельности, культивирование физических возможностей человека, гармонизация его телесных проявлений, физических качеств, двигательных навыков и умений – все это объединяется в понятие физическая культура.
4. Под культурой социально-политической как областью материальной культуры следует понимать все многообразие учреждений и практических действий, которое обычно называется «социальной материей».
Духовная культура вырастает как идеальная сторона материальной деятельности, производна от нее, ею определяется. Однако при определенных условиях, будучи закрепленной в социальной памяти, духовная культура может играть и ведущую роль. В духовной культуре можно выделить четыре области:
1. Первая область порождается социальной активностью человеческого воображения. Это вид деятельности, имеющий культурную ценность, который носит название проективной. Результатами этого вида деятельности становятся идеальные модели, проекты и чертежи технических сооружений, конструкций, машин.
2. Близкую к этому внутреннюю структуру имеет вторая область духовной культуры, которая охватывается познавательной деятельностью человека. Она выступает в виде совокупности знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире. Знание является элементом этой области духовной культуры.
3. Третья область духовной культуры выступает как познание мира и как отражение значимости последнего для целей общественной практики. Осмысленный характер познаний пониманием мира предполагает не просто знание о нем, а понимание ценности самого человека как субъекта деятельности, ценностей его знаний, творений, ценностей самого мира культуры, в котором живет человек.
4. Четвертой область духовной культуры является духовная общение людей во всех конкретных формах его проявления. Душевный контакт партнеров, в ходе которого происходит обмен информацией – высокая культурная ценность. Принятие той или иной цели, понимание какого-либо вопроса, проблемы углубляется потому, что человек видит в синхронных переживаниях партнеров по общению сходное со своими переживаниями. Духовное общения может происходить на межличностном уровне. Наиболее ценные образцы духовной жизни общества составляют своеобразную ''память'' общества. Объективированные в речи, книгах, произведениях искусства результаты духовной деятельности становятся достоянием многих людей. В этом случае осуществляется как бы объединение людей разных поколений, эпох, культур.
Художественная культура – особая область культуры, образовавшаяся благодаря ряду форм человеческой деятельности (художественное восприятие, творческое мышление, переживание). Художественная культура имеет особые формы материального воплощения, она духовна в своей основе, имеет, как правило изобразительный характер. Это особая целостная структура, в которой материальное и духовное органически соединяются. Это позволяет выделить художественную культуру как особый самостоятельный и центральный слой культуры, который вплотную подходит, с одной стороны, к слою материальной культуры (близость к архитектуре и технике), а с другой стороны – к слою культуры духовной (близость к литературе и науке).
Чаще всего в художественную культуру сводят к коммуникативной схеме художник-искусство-публика. Это некая самоуправляемая система, элементы которой – художественное производство-художественные ценности-художественное потребление. В художественной культуре человеческая деятельность представлена всеми своими видами, которые не только сливаются, отождествляются в самом искусстве, но и входят в художественную культуру, окружающую искусство своими институтами.
Преобразовательная деятельность внедряется в художественную культуру в форме художественного производства. Коммуникативная деятельность – в виде произведений искусства, поскольку восприятие произведения искусства – это своего рода общение публики с автором или его произведением. Ценостно-ориентационная деятельность входя в состав художественной культуры, специализируясь на оценках произведения искусства. Познавательная деятельность проявляется в виде специфического интереса к искусству, изучаемого в рамках искусствоведческих наук. Центральным звеном художественной культуры является искусство как совокупность деятельности в рамках художественного творчества субъекта и его результатов.
Таким образом, феномен культуры обязан своим происхождением и функционированием деятельности субъекта (человечества, народов, социальных групп, индивидов). При всем многообразии форм проявления культура выступает как некое целое, как система.