Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 00:26, реферат
Буддизм - древнейшая из трех мировых религий. Его исповедует (или, как говорят сами буддисты, "практикует") население многих стран Юго-Восточной Азии. В последние годы, особенно после оккупации Тибета китайской армией в 1959 году, интерес к буддизму неуклонно растёт в демократических странах Запада. Закон "О свободе совести и религиозных объединениях", изданный в 1997 году, признал его традиционным и в России. Как мировоззрение буддизм возник в Индии, где родился и учил исторический Будда Шакьямуни.
Буддизм
развивался в Индии в общем
контексте индийской философии
и религии, включавшей также индуизм
и джайнизм. Хотя буддизм имеет
некоторые общие черты с этими
религиями, тем не менее существуют
и принципиальные различия.
Наиболее важные положения философии
буддизма о человеке и мире можно сформулировать
в виде четырех теорий: а) теории зависимого
происхождения, б) теории кармы, в) теории
изменяемости и г) теории несуществования
души.
а) Теория зависимого происхождения (обусловленного
существования) вещей
Существует спонтанный и всеобщий закон
причинности, который обусловливает все
явления духовного и материального мира.
Этот закон (дхарма или дхамма) действует
стихийно, без помощи сознательного руководителя.
Согласно этому закону, возникновение
одного частного явления (причина) сопровождается
другим частным явлением (следствие). «Имеется
причина - возникает и следствие». Существование
всего обусловлено, то есть имеет свою
причину. Ничто не происходит случайно,
без причины. Эта теория носит название
теории зависимого происхождения (на санскрите
она называется prati-tyasamutrada, а на языке пали
- paticcasamut-pada). Эта теория, как пояснил сам
Будда, позволяет избежать крайностей
двух учений: с одной стороны, этернализма,
то есть учения о том, что существует некая
вечная реальность, не зависящая ни от
каких условий и, с другой стороны, нигилизма,
то есть такой теории, которая признает
возможность ликвидации всего существующего.
Таким образом, Будда придерживается промежуточной
теории, согласно которой все воспринимаемое
существует в зависимости от чего-то еще,
которое, в свою очередь, не может погибнуть
бесследно, безрезультатно.
б) Теория кармы
Вера в учение о карме является только
одним из аспектов теории зависимого происхождения
вещей. Это учение, как и теория кармы,
рассматривает данное бытие индивида
как следствие его прошлого, а его будущее
явится следствием его нынешнего существования.
Под законом кармы Будда понимает особое
проявление более общего закона причинности.
в) Учение о всеобщем изменении и непостоянстве
Из доктрины зависимости происхождения
всего сущего вытекает также теория преходящей
природы вещей. Все вещи, неустанно учил
Будда, подвержены изменению и разложению.
Так как все сущее порождается определенными
условиями, оно ликвидируется с исчезновением
этих условий. Все, что имеет начало, имеет
и конец.
О том, что все живое и мир вещей преходящи,
говорили многие поэты и философы. Будда
же логически обобщил эти взгляды в доктрине
непостоянства. Его последователи развили
ее дальше - в теорию моментальности, согласно
которой все существующее не только обусловлено
и поэтому непостоянно, но к тому же вещи
неодинаковы даже в течение короткого
периода времени, существуют как таковые
в продолжение только одного неделимого
момента времени. Также ни одна вещь не
остается неизменной в течение любых двух
моментов, так как она не может дать одинакового
результата за два разных момента своего
существования. Следовательно, все длится
только одно мгновение, момент.
г) Теория несуществования души
Закон изменяемости универсален: ни человек,
ни какое-либо другое существо - одушевленное
или неодушевленное - не исключаются из
сферы его действия. Большинство людей
верит в то, что в человеке живет некая
субстанция, называемая душой (атма), которая
продолжает существовать, несмотря на
все изменения, претерпеваемые телом,
которая существовала до рождения и будет
существовать после смерти, переселяясь
из одного тела в другое.
В соответствии со своей теорией обусловленного
существования и всеобщей изменяемости
Будда отрицает существование такой души.
Но в таком случае могут спросить, как
же он объясняет целостность личности
во всех ее перерождениях или даже просто
в различных стадиях развития - детстве,
юности и старости? Отрицая целостность
идентичной субстанции в человеке, Будда
не отрицает целостности потока последовательных
состояний, из которых образуется его
жизнь. Жизнь - это непрерывный ряд состояний,
каждое из них зависит от предшествующих
условий и, в свою очередь, порождает следующее
состояние. Целостность эволюции жизни
основана, таким образом, на причинной
связи, охватывающей все стадии ее развития.
Поэтому новое рождение не есть переселение,
то есть переход той же самой души в другое
тело. Таким образом, концепция души заменяется
здесь концепцией непрерывного потока
сознания. Поскольку данное состояние
сознания получает в наследство свои характерные
черты от предыдущего состояния, прошлое
существует в настоящем. Память, таким
образом, можно объяснить без допущения
наличия души. Эта теория несуществования
души играет весьма важную роль в понимании
учения Будды. Он неустанно убеждает своих
учеников отбросить заблуждения о самих
себе. Будда указывает, что те, кто страдает
иллюзией о своем я, не знают своей собственной
природы; однако они решительно протестуют
против утверждения, что любят душу; они
хотят сделать душу счастливой, достигнув
спасения. Будда остроумно сравнивает
это с любовью к самой красивой девушке
страны, которую, однако, никто никогда
не видел и не знал, а также с сооружением
лестницы для подъема во дворец, которого
человек никогда не видел.
Человек - это только условное название
совокупности различных целостей: целого
материального тела (кая), нематериального
ума (манас или читта) и бесформенного
сознания (виджняна), подобно тому как
колесница - совокупность колес, осей,
оглоблей и т. д. Существование человека
зависит от этой совокупности, и когда
она распадается, человек перестает существовать.
Душа, или Я, означает не что иное, как эту
совокупность.
С психологической точки зрения, человек,
воспринимающий извне и изнутри, может
рассматриваться как совокупность пяти
видов изменяющихся элементов: 1) форма,
состоящая из различных факторов, которые
мы воспринимаем в этом теле, имеющем форму,
2) чувства удовольствия, страдания и безразличия,
3) восприятие, включая понимание и наименование,
4) предрасположение или стремление, порождаемый
впечатлениями прошлого опыта, и 5) сознание
самого себя.
В истории человеческой мысли снова и
снова повторяется одно и то же явление:
каждая обоснованная попытка избежать
философских построений приводит мыслителя
к новой филососфской системе. Несмотря
на отвращение к теоретизированию, Будда
никогда не предпринимал какого-либо действия
без предварительного критического рассмотрения
и не рекомендовал делать этого своим
последователям. Он был весьма разумным
человеком. Будда стремился проникнуть
в самую суть человеческого существования
и пытался всесторонне обосновать справедливость
этических принципов, которым он следовал
и которым учил. Неудивительно поэтому,
что, сам того не думая, он заложил основы
философской системы.
В
философско-религиозной
Термин "дхарма" имеет следующие
значения:
1) качество, атрибут;
2) субстанциальный носитель, трансцендентальный
субстрат единичного элемента сознательной
жизни;
3) элемент сознательной жизни;
4) нирвана, объект учения Будды;
5) абсолютное, истинно-реальное;
6) учение, религия Будды;
7) вещь, предмет, объект, явление.
Можно бесконечно долго исследовать различные
оттенки значения понятия "дхарма",
важен только тот аспект этого учения,
который связан непосредственно с системой
буддизма как вероисповедованием. А именно
то, что дхармы, охваченные безначальным
волнением индивидуального сознания,
безостановочно проявляются в виде живых
существ, мечущихся в круговороте бытия,
в болоте рождения и смерти, существ, подверженных
бесчисленным трансформациям, бесконечному
повторению жизни со всеми ее страданиями.
Следующим важным базовым понятием буддизма
является "карма".
В переводе с санскрита "карма" обозначает
действие, деяние, дело, поступок, жребий.
Это также одно из центральных понятий
индийской философии, дополняющее учение
о перерождении и перевоплощении (сансара).
В широком смысле карма - это сумма совершенных
в первой жизни поступков, последствия
которых определяют вид нового рождения
каждого живого существа, т.е. облик и судьбу
дальнейшего существования. В узком смысле
карма - это влияние совершенных действий
на содержание настоящего и последующего
существования. Во всех случаях карма
понимается как незримая сила, ясным представляется
лишь общий принцип ее действия, внутренний
же механизм остается скрытым. Понятие
"карма" восходит отчасти и к весьма
архаическим представлениям о посмертной
судьбе человека: пути богов или предков,
обусловленном поведением их при первой
жизни и соответственно определяющем
возвращение или невозвращение к новому
земному существованию в том или ином
облике. В ранних Упанишадах (санск. сокровенное
знание) - заключительной части Вед, утверждается,
что человек становится добрым от доброго
деяния, дурным от дурного. Люди сами портят
свою жизнь эгоистическими помыслами
и делами. Карма иногда сближается с понятием
судьбы, рока, она отчасти напоминает понятие
удела, доли: человек страдает и живет
в таких-то условиях, потому что такова
его карма. Говорят также, что условия
жизни человека являются результатом
его кармы, т.е. общего итога действий,
совершенных им в предыдущей жизни. При
этом имеется в виду, что каждый поступок
несет определенную этическую нагрузку,
положительную или отрицательную, в зависимости
от которой человек будет вознагражден
или наказан либо уже в этой жизни, либо
в будущей. Карма, следовательно, является
чем-то роковым в том смысле, что человек
не может избежать последствий своих же
поступков. С другой стороны, он в состоянии
сознательно создать лучшие условия для
своего будущего. В этом смысле карма зависит
от свободной творческой силы человека.
Карма предполагает определенную конфигурацию
или определенное расположение уже упоминавшихся
дхарм (психофизических элементов жизни),
что, в свою очередь, определяет, в каком
виде "живое существо" будет представлено
в будущей жизни.
В переводе с санскрита "сансара"
обозначает прохождение через что-либо,
смену различных состояний, круговорот,
перерождение, беспрерывное перевоплощение.
Как и многие другие понятия буддизма,
восходит к добрахманистсковедическим
представлениям и анимистическим верованиям.
Концепция сансары заключает в себе идею
не только родственности всего живого
и переходности, но неуничтожимое его
форм. Смерть в контексте данной концепции
является лишь началом последующей жизни.
Перевоплощение происходит по закону
кармы. "Нирвана" в переводе с санскрита
означает "угасание". В буддийской
религиозно-мифологической системе это
одно из центральных понятий, и обозначает
умиротворенное состояние сознания, противоположное
сансаре, когда прекращаются перерождения
и переходы от одной сферы сансарического
существования к другой.
В состоянии нирваны происходит угасание
дхарм,которые теперь уже не способны
создавать новые комбинации перерождения;
происходит остановка "колеса" сансары.
По теории буддизма, онирване нельзя сказать
ничегоопределенного, кроме того, что
это состояние свободы духа, покоя, блаженства.
Нирвана изображается как противоположное
всему, что может быть в изменчивой жизни,
и потому как нечто непостижимое разумом
и невыразимое. Нирвана в философско-религиозной
системе буддизма означает, прежде всего,
этический идеал, который предстает как
психологическое состояние законченности
внутреннего бытия перед лицом бытия внешнего,
абсолютной отрешенности от него. Это
состояние негативно можно изобразить
как отсутствие желаний, а позитивно как
некое, не поддающееся расчленению, слияние
интеллекта,чувств, воли. Последнее предстает
с рациональной стороны как истинное понимание,
с нравственно-эмоциональной как нравственное
совершенство, с волевой как абсолютная
несвязанность, и в целом может быть охарактеризовано
как внутренняя гармония, согласованность
всех наличных способностей, необязательно
выражающихся во внешней деятельности
Будды.
Как
и другие религии, буддизм обещает
людям избавление от самых тягостных
сторон человеческого существования
- страданий, невзгод, страстей, страха
смерти. Однако, не признавая бессмертия
души, не считая ее чем-то вечным и неизменным,
буддизм не видит смысла в стремлении
к вечной жизни на небесах, поскольку
вечная жизнь с точки зрения буддизма
- это лишь бесконечная череда перевоплощений,
смена телесных оболочек. В буддизме
для её обозначения принят термин
“сансара”. Буддизм учит, что сущность
человека неизменна; под влиянием его
поступков меняется лишь бытие человека
и восприятие мира. Поступая плохо,
он пожинает болезни, бедность, унижения.
Поступая хорошо, вкушает радость
и умиротворённость. Таков закон
кармы, который определяет участь человека
и в этой жизни, и в будущих
перевоплощениях.
Этот закон составляет механизм сансары,
который называется бхавачакра - “колесо
жизни”. Бхавачакра состоит из 12 нидан
(звеньев): неведение (авидья) обусловливает
кармические импульсы (санскары); они формируют
сознание (виджняна); сознание определяет
характер нама-рупы - физического и психологического
облика человека; нама-рупа способствует
формированию шести чувств (аятана) - зрения,
слуха, осязания, обоняния, ощущения вкуса
и воспринимающего ума. Восприятие (спарша)
окружающего мира порождает само чувство
(ведана), а затем желание (тришна), которое
в свою очередь порождает привязанность
(упадана) к тому, что чувствует и о чём
мыслит человек. Привязанность приводит
к хождению в существование (бхава), следствием
чего является рождение (джати). А всякое
рождение неизбежно влечёт за собой старость
и смерть. Таков цикл существования в мире
сансары: каждая мысль, каждое слово и
дело оставляют свой кармический след,
который приводит человека к следующему
воплощению. Цель буддиста - жить так, чтобы
оставлять как можно меньше кармических
следов. Это значит, что его поведение
не должно зависеть от желаний и привязанности
к объектам желаний.
“Я всё победил, я всё знаю. Я отказался
от всего, с уничтожением желаний я стал
свободным. Учась у самого себя, кого я
назову учителем?” Так сказано в “Дхаммападе”.
Высшую цель религиозной жизни буддизм
видит в освобождении от кармы и выходе
из круга сансары. В индуизме состояние
человека, достигшего освобождения, называется
мокшей, а в буддизме - нирваной. Нирвана
- это покой, мудрость и блаженство, угасание
жизненного огня, а вместе с ним и значительной
части эмоций, желаний, страстей - всего
того, что составляет жизнь обычного человека.
И всё же это не смерть, а жизнь совершенного,
свободного духа.