Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 00:26, реферат
Буддизм - древнейшая из трех мировых религий. Его исповедует (или, как говорят сами буддисты, "практикует") население многих стран Юго-Восточной Азии. В последние годы, особенно после оккупации Тибета китайской армией в 1959 году, интерес к буддизму неуклонно растёт в демократических странах Запада. Закон "О свободе совести и религиозных объединениях", изданный в 1997 году, признал его традиционным и в России. Как мировоззрение буддизм возник в Индии, где родился и учил исторический Будда Шакьямуни.
Времена
расцвета буддийской религии тесно
связаны с появлением литературы
и письменности. Еще в глубокой
древности (III-IV вв. до н.э) знаменитым Панини
была создана грамматика санскритского
языка. Разработанные правила языка, словарный
фонд, нормы правописания впоследствии
помогали налаживанию общения и взаимопонимания
самых различных народностей и племен.
Именно в этот период на санскрите записаны
знаменитые поэмы "Махабхарата" и
"Рамаяна", а также трактаты по различным
отраслям знаний. Многовековой народной
мудростью проникнуты сборники сказок,
мифов, басен. Были разработаны основные
правила стихосложения. Особое внимание
уделяется образному слову, его эмоциональной
убедительности и выразительности. Для
буддийского миропонимания характерно
тяготение к притчам, метафоре и сравнению.
Весьма примечательна, неповторима религиозно-философская
литература буддизма. Более всего она
связана с описанием жизненного пути Будды,
с его проповедями и поучениями.
В самой Индии древняя буддийская литература
не сохранилась, если не считать наскальных
надписей Ашоки, который является самым
первым известным науке документом, упоминающим
о Будде и его учении - дхарме, написанный
в III в. до н.э. Известная сейчас литература
буддизма складывалась в течение многих
веков не только в Индии, но и в тех странах,
куда он проникал, она весьма обширна.
Считается, что священные буддийские книги
были написаны монахами хинаяны (тхеравады)
на четвертом соборе в Шри-Ланке в I веке
до н.э. В них использовался древний разговорный
индийский язык пали, на котором говорил
Будда. Священные книги были записаны
на пальмовых листьях и стали известны
как Закон Пали или Типитака. "Типитака"
означает "три корзины", что соответствует
разделению священных книг на три раздела:
Виная-питака (дисциплинарные правила
для монахов), Сутта-питака (изречения
и проповеди Будды в изложении его любимого
ученика Ананды) и Абхидхамма-питака (систематизированное
изложение Сутты-питаки, философские тексты).
Искусство буддизма во многом отличается
от искусства христианских народов. Идеи
буддизма о призрачности жизни и всего
земного, о бесконечных перерождениях
и другие воплотились в буддийской мифологии,
народных притчах и сказаниях, в философских
трактатах, в музыке, в пластических искусствах
и культовой архитектуре.
Суть буддийского учения отразилась, например,
в скульптурных изображениях Будды, которые
изменялись в зависимости от типа национальной
культуры, эпохи, вкуса общества. Лицо
Великого Учителя - существа, достигшего
наивысшего предела духовного развития,
- излучает благочестие и спокойствие,
умиротворенность; руки его подняты для
благословения и поучения. Буддийским
искусством была разработана сложная
символика положения рук и пальцев, в соответствии
с которой каждый жест имел определенной
значение. Система условных жестов и поз
существовала и в ритуальных храмовых
танцах, что давало возможность верующим
понимать богослужение-пантомиму, буквально
"прочитывая" ее, как читают обычную
книгу.
В буддизме со временем весьма возросла
роль обрядов и церемоний. Для укрепления
союза государственной власти и Церкви
в Древней Индии тратились огромные финансовые
и материальные средства, создавались
могущественные монашеские общины, строились
многочисленные пещерные храмы, другие
культовые сооружения. Все это способствовало
становлению оригинальной архитектуры
и изобразительного искусства.
Под воздействием идей буддизма расцвело
садовое искусство. Никакая другая религия
не была так тесно связана с растительным
миром, с красотой природы, как буддизм.
Буддийские монахи разводили вокруг своих
монастырей целые рощи. Для этого у них
было достаточно досуга, и жили они в окружении
мирной природы, столь благоприятствующей
душевному покою. Вот почему садовое искусство
того времени тесно связано с храмами
и монастырями. Из Индии буддийский храмовый
сад перекочевал в другие страны, в Китае,
Корее, Японии дал жизнь садам нового типа.
(В Японии - знаменитый "сад камней").
Праздники тхеравады
По традиции сложилось так, что на характер
праздников тхеравады сильное влияние
оказали законы буддийского монашества.
Монашеский календарь отмечен двумя важными
событиями: речь идет о днях упосатты,
которые бывают каждую неделю, и о ежегодном.
Посвященные миряне могут так же, как и
монахи, соблюдать дни упосатты.
Первоначально в дни упосатты, которые
приходились на дни полнолуния, новолуния
и четвертей, монахи встречались для того,
чтобы заново подтвердить свой монашеский
устав, а также исповедаться друг перед
другом в своих грехах. Впоследствии эти
особые для буддистов дни стали соблюдаться
и мирянами. Дни упосатты, случающиеся
раз в неделю, выполняют ту же функцию,
что и Шаббат в иудейской практике. Следует
также отметить одну особенность: поскольку
день полнолуния является наиболее благоприятным
днем (на него приходятся такие важные
события, как день рождения Будды, день
просветления и день его смерти), то дни
полнолуния считаются намного более важными,
чем остальные, а дни новолуния, соответственно,
считаются более важными, чем четверть.
Обряд, совершаемый в день полнолуния,
помогает буддистам поддерживать тесную
связь с природными ритмами, и тут нет
ничего случайного, потому что сансара
связывает человеческую судьбу с круговоротом
в мире природы. Луна с ее циклами служит
символическим напоминанием как о сансарическом
"колесе" человеческой жизни, так
и о донесенной до людей Буддой дхарме,
или истине, которая тоже является вечной.
Таким образом, полная луна обладает магическим
свойством, указывая человеку на необходимость
усердия и суля надежду на освобождение.
В соответствии с традицией в дни упосатты
принято посещать монастыри или храмы,
слушать учение, которое читается монахом,
петь тексты, принимать участие в медитации
и вновь торжественно заявлять о своей
готовности выполнять наставления. Для
благочестивых мирян появляется возможность
продвинуться на пути истины, демонстрируя
свою щедрость, а именно: принося деньги
в дар монастырю и поклоняясь Будде. Другая
широко распространенная практика - это
брать на себя обязательство выполнить
в день упосатты восемь наставлений, что
больше, чем обычные пять, а кроме того,
в этот день человек, как правило, обязуется
следовать наставлениям более прилежно.
Например, люди берут на себя обязательства
не есть мяса или рыбы, воздерживаться
от сексуальной жизни, не принимать пищу
после полудня, отказаться от украшений
и развлечений. Короче говоря, люди прибегают
к практике ограничений, временно обращаясь
к образу жизни монахов. Буддийские праздники
в меньшей степени предназначены для веселья
и в значительно большей степени являются
поводом вспомнить о своем долге и подтвердить
свои намерения.
"Последователи Будды" отмечают четыре
главных праздника в году:
Бойшакхи Пурнима или полнолуние месяца
Бойшакх - священный день для буддистов,
так как в этот день свершилось 3 важных
события в жизни Будды (его рождение, его
просветление и его паринирвана).
Ашари Пурнима или полнолуние месяца Ашар
- начало буддистского поста, который продолжается
3 месяца.
Ашвини Пурнима - третий большой праздник
полнолуние месяца Ашвин. Во время этого
праздника буддистским монахам принято
дарить желтые одежды. Этот праздник отмечают
в разные дни в каждом храме.
Чайтра Санкранти - четвертый праздник,
последний день бенгальского года. Во
время всех этих торжеств и дней полнолуния
буддисты ходят в храмы, предлагают Будде
цветы, зажигают свечи перед изображениями
Будды и слушают религиозные проповеди.
1. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. - М., 1994.
2. Воскобойников В.Н. История мировой и отечественной культуры: Учебное пособие. - М., 1995.
3. Гуревич П.С. Культурология. - М., 1996.
4. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. - М., 1990.
5. История мировой культуры / Научная разработка и сост.Ф.С. Капицы; Под ред. Л.В. Кашинской, В.В. Славкина. - М., 1996.
6. Корнев В.П. Буддизм - религия Востока. - М., 1990.
7. Культурология. Основы теории и истории культуры / Под ред. И.Ф. Кефели. - СПб., 1996.
8. Рерих Н.К. Мир через культуру. - М., 1991.
9.
Розанов В.В. Религия и
10. Росс Ф., Хиллс Т. Великие религии человечества. - М., 1999.
11Эррикер К. Буддизм. - М., 1999.
12Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии: Учебное пособие для студентов. - М., 1985.
Задание №2
КУЛЬТУРНАЯ АССИМИЛЯЦИЯ — процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существовавшую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте. Этот процесс может происходить спонтанно, и в данном случае Ассимиляция может рассматриваться как один из типов процесса аккулыпурации и как рез-т этого процесса. Вместе с тем часто термин “Ассимиляция” используется в другом значении и обозначает особую политику доминирующей национальной группы в отношении этнической меньшинств, направленную на искусств, подавление их традиц. культуры и создание таких социальных условий, при которых участие меньшинств в институциональных структурах доминирующей группы опосредствуется их принятием культурных паттернов данной группы.
Понятие Ассимиляция стало использоваться в к. 19 в., гл. обр. в американской социальной науке (первоначально синонимично слову “американизация”). Одно из первых определений термина Ассимиляция дано Р. Парком и Э. Берджесом: “Ассимиляция есть процесс взаимопроникновения и смешения, в ходе которого индивиды или группы приобретают историческую память, чувства и установки других индивидов и, разделяя их опыт и историю, инкорпорируются вместе с ними в общую культурную жизнь”. До сер. 20 в. термин А. использовался в контексте изучения инкорпорации индейских племен США в доминирующую культуру белого населения. Для объяснения Ассимиляция привлекалась преимущественно теория “плавильного тигля”: американское общество рассматривалось как огромная “творческая лаборатория”, где различные культурные традиции перемешиваются и переплавляются в некое синтетическое целое.
Во вт. пол. 20 в. проводились многочисленнные исследования процессов А. (Б. Берри, Р. Бирштедт, Ш. Айзенштадт, Э. Розенталь, Дж. ван дёр Занден, Херсковиц, М. Харрис и др.). Продолжалось и теоритическое осмысление этого феномена. Ван дёр Занден различал одностороннюю Ассимиляцию, при которой культура меньшинства полностью вытесняется доминирующей культурой, и культурное смешение, при котором элементы культур подчиненной и господствующей групп смешиваются и, образуя новые устойчивые комбинации, кладут начало новой культуре. М. Гордон, исследовавший процессы Ассимиляции в американском обществе, пришел к выводу, что Ассимиляция резонно рассматривать в терминах степени; в наст. время эту точку зрения разделяют большинство ученых. Случаи полной Ассимиляции встречаются крайне редко; обычно имеет место та или иная степень трансформации традиционной культуры меньшинства под влиянием культуры доминирующей этнической группы, причем нередко довольно значит, оказывается и обратное влияние, оказываемое культурами меньшинств на доминирующую культуру. Гордон выделил несколько компонентов процесса Ассимиляции: замену старых культурных паттернов подчиненной группы паттернами господствующей культуры; инкорпорацию членов подчиненной группы в институциональные структуры доминирующей группы; рост числа смешанных браков; формирование у членов подчиненной группы социальной идентичности, базирующейся на принадлежности к институциональным структурам господствующей группы; отсутствие дискриминации меньшинств и т.д.
Особое значение приобрели практически ориентированные исследования спец. механизмов инкорпорации иммигрантов в новую для них социокультурную реальность (Ш. Айзенштадт, Э. Розенталь, Р. Ли и др.).
В настоящее время большинство исследователей выступают за осторожное использование термина “Ассиммиляция” в связи с его полит,ическими коннотациями. Кроме того, доминирует понимание Ассимиляции как сложного и многогранного процесса, различные аспекты которого (расовые, этнические, политические., демографические., психологические и т.д.) целесообразно, рассматривать по отдельности.
ТРАДИЦИИ — социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции включают в себя объекты социокультурного наследия (материальные и духовные ценности); процессы социокультурного наследования; способы этого наследования. В качестве Традиции выступают определенные культурные образцы, институты, нормы, ценности, идеи, обычаи, обряды, стили и т.д.Традиции присутствуют во всех социальных и культурных системах и в изв. мере являются необходимым условием их существования. Особенно широка их сфера в архаичном и докапиталистическом обществах. Традиции присущи самым разным областям культуры, хотя их удельный вес и значение в каждой из этих областей различны; наиболее важное место они занимают в религии.
Многообразие существующих в мире культур в значит. мере обусловлено многообразием соответствующих культурных традиций. Благодаря современным средствам коммуникации значительно расширяются возможности заимствования и взаимообмена в сфере культурного наследия различных обществ. Заимствуемые элементы культурного наследия, выступающие первоначально как инновации для заимствующей культуры, впоследствии нередко традиционализируются в ней, становясь органичной частью собственного культурного традиционного комплекса.
Традиции образуют “коллективную память” обществ и социальных групп; обеспечивая их самотождественность и преемственность в их развитии. Социальная и групповая дифференциация оказывает существ, влияние на интерпретацию и использование общенационального культурного наследия. Кроме того, отдельные группы, классы, слои обладают своими собственными Традициями. В дифференцированных обществах существует также множество разнообразных временных ориентации, устремлений на ту или иную историческую эпоху, рассматриваемую в качестве “подлинно” традиционной и образцовой. Отсюда множественность и противоречивость традиционных культурных форм и их интерпретаций.
Каждое поколение, получая в свое распоряжение опр. совокупность традиционных образцов, не просто воспринимает и усваивает их в готовом виде; оно всегда осуществляет их собств. интерпретацию и выбор. В этом смысле каждое поколение выбирает не только свое будущее, но и прошлое.
Общества и социальные группы, принимая одни элементы социокультурного наследия, в то же время отвергают другие, поэтому Традиции. могут быть как позитивными (что и как традиционно принимается), так и негативными (что и как традиционно отвергается).
Традиции как один из основополагающих аспектов нормального социокультурного развития необходимо отличать от традиционализма, составляющего идеологию и утопию некоторых государств и социальных движений.
Литература.: Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколении. М., 1976; Традиция в истории культуры. М., 1978; Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // СЭ, 1981, № 2; Плахов В.Д. Традиции и об-во. М., 1982; Стиль и традиция в развитии культуры. Л., 1989; Касавин И.Т. Познание в мире традиций. М., 1990; Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990; Человек и культурно-истор. традиция. Тверь, 1991; Каиров В.М. Традиции и истор. процесс. М., 1994; На грани тысячелетий: Судьба традиций в искусстве XX в. М., 1994; Eisenstadt S.N. Tradition, Change, and Modernity. N.Y. etc., 1973.
Задание №3
КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus - образцовый), художественный стиль и эстетическое направление в европейской. литературе и искусстве 17 - нач. 19 вв., одной из важных черт к-рых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону.