Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 22:49, реферат
Византийское государство возникло на рубеже двух эпох -крушение поздней античности и рождение средневекового общества.
В IV в. единая Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Обособление восточной части Римской империи началось еще в III в. и было вызвано как экономическими, так и идейно-политическими причинами. Восточные области Римской империи отличались более высоким уровнем развития экономики, и кризис рабовладельческого хозяйства принял здесь менее острые формы. Нападение варваров, социальные движения и внутренние междоусобицы на Западе угрожали самому существованию Римской империи, что заставило императора Константина перенести политический центр на Восток.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1.Образование великой империи. ………………………………………4
2. Рождение новой идеологии. От язычества к христианству ..………5
3.Империя в опасности. Натиск арабов. ………………………………..7
4.Подъём Византийского государства. ………………………………..9
5. Расцвет византийской культуры. ………………………… … ……..10
6.Поздняя Византия. Начало конца. …………………………………..13
Заключение…………………………………………………….……..….14
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………...16
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ
Реферат
по дисциплине «Культурология»
на тему: «Византийская культура»
Курс: 3
Специальность: 080109 Бухгалтерский учет анализ и аудит
Руководитель: Сафаров М.А.
Исполнитель:
Соколова Юлия Анатольевна
Москва
2010
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.Образование великой империи. ………………………………………4
2. Рождение новой
идеологии. От язычества к
3.Империя в
опасности. Натиск арабов. ………………………………..7
4.Подъём Византийского
государства. ………………………………..9
5. Расцвет византийской
культуры. ………………………… … ……..10
6.Поздняя Византия.
Начало конца. …………………………………..13
Заключение……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА
……………………………………………………...16
ВВЕДЕНИЕ
Византийское государство возникло на рубеже двух эпох -крушение поздней античности и рождение средневекового общества.
В IV в. единая Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Обособление восточной части Римской империи началось еще в III в. и было вызвано как экономическими, так и идейно-политическими причинами. Восточные области Римской империи отличались более высоким уровнем развития экономики, и кризис рабовладельческого хозяйства принял здесь менее острые формы. Нападение варваров, социальные движения и внутренние междоусобицы на Западе угрожали самому существованию Римской империи, что заставило императора Константина перенести политический центр на Восток.
В 324-330 гг. Константин основал новую столицу империи, названную по его имени Константинополем. На европейском берегу Босфора, на высоких холмах, где некогда была расположена древняя мегарская колония Византии, с поразительной быстротой вырос огромный город, укрепленный с суши и моря непреступными стенами. Константинополь господствовал над проливами Босфор и Дарданеллы, контролировал торговые и военно-стратегические пути из Европы и Азию, из Эгейского моря в Черное. Древний Византий позднее дал название всей империи, но сами византийцы называли себя римлянами -по-гречески ромеями, а столица империи долгое время носила гордое название Новый Рим.
Окончательное разделение Римской империи официально произошло в 395г., после смерти императора Феодосия.
Смещение греко-римских и восточных традиций наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Однако Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб стран, как Востока, так и Запада.
Территория Византии превышала 750 тыс.
кв. км. Это были преимущественно области
с высокой земледельческой культурой.
Здесь издавна выращивали зерновые, разводили
оливковые рощи и виноградники.
На степных просторах Сирии, Палестины,
Киренаики, а также на плоскогорьях и высокогорных
лугах Малой Азии и Балкан было развито
скотоводство.
Византия была богатой и природными ресурсами. Империя располагала залежами серебра и золотом, медь добывалась на Балканах.
В ранней период этнический состав населения Византийской империи отличался большой пестротой. Наиболее многочисленную часть ее населения составляли греки и эллионизированные местные народности. Греческий язык стал самым распространенным, а греки - фактически господствующей народностью.
Своеобразие общественного развития Византии ярко проявилось в области правовых отношений. В отличие от других стран средневекового мира Византия, особенно в ранний период своей истории, оставалась государством, где сохранялось единое и обязательное для всего населения империи действующее право. В основу законодательства этого времени были положены лучшие достижения римской юридической мысли. В нем была завершена разработка римской теории права, получили окончательное оформление такие теоретические понятия юриспруденции, как право, закон, обычай, уточнено различие между частным и публичным правом, определены основы регулирования международных отношений, нормы уголовного права и процесса.
Византия оказала значительное влияние на политическое развитие народов Южной и Восточной Европы, а также Закавказья. Она долгое время была хранителем и проводником государственно-правового наследия античности.
Восприятие феодальными государствами Болгарии, Сербии, Киевской Руси и Грузии обширного культурного наследия Византийского государства способствовало их прогрессивному развитию. Процесс развития Византии был не прямолинейным. В нем были эпохи подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачные годы господства реакционных. Но ростки нового, живого, передового прорастали рано или поздно во всех сферах жизни, во все времена.
Все сказанное позволяет заметить, что культура Византии является
интереснейшим культурно-историческим типом, обладающим весьма
специфическими
особенностями.
1.Образование
великой империи.
Создание византийской культуры было сложным, порою противоречивым процессом. Византийская цивилизация в отличии от западноевропейской в тревожные времена варварских нашествий во многом осталась последним оплотом греко-римских традиций.
Становление византийской культуры происходило в обстановке глубоко противоречивой идейной жизни ранней Византии. Это было время складывания идеологии византийского общества, оформления системы христианского мировоззрения. Христианство впитало в себя многие философские и религиозные учения той эпохи. В IV-Vвв. в империи развернулись ожесточенные философско-богословские споры: христологические - о природе Христа и тринитарные - о месте его в Троице. В этих спорах уже очень рано проявились различия в философской направленности Востока и Запада в рамках одной мировоззренческой системы - христианства. С течением времени эти разногласия будут усугубляться и приведут к обособлению восточной - православной и западной - католических церквей.
В ранневизантийский период христианская ученая литература достигает высокой степени утонченности, соединяя изящество формы с глубоким содержанием.
Эпоха становления новой, средневековой культуры рождает талантливых мыслителей, писателей, поэтов: Псевдо - Дионисий Ареопагит, Григорий Назианзин, Роман Сладкопевец.
В христианской философии этой эпохи возвышается загадочная фигура выдающегося мыслителя, теолога и философа Псевдо - Дионисия Ареопагита. Его грандиозная религиозно - философская система соединяет неоплатонизм с христианством.
Григорий Назианзин был не только выдающимся богословом, но и талантливым писателем и поэтом. Третьей яркой звездой в созвездии талантов ранней Византии был поэт Роман Сладкопевец. По силе таланта, самобытности поэтического мышления, искренности и глубине чувств знаменитому гимнографу по праву принадлежит первое место в церковной поэзии. В своих произведениях Роман выразил стихию народной поэзии и мироощущениях широких масс населения.
VI век был богат выдающимися историческими
сочинениями. Среди историков этого столетия
первое место принадлежит Прокопию Кесарийскому.
Прокопий - блестяще образованный ритор
и юрист, посвятил себя дипломатической
и придворной карьере. Советник и доверенное
лицо полководца Велисария, он совершил
со своим патроном многие дальние походы,
участвовал в завоеваниях королевства
вандалов, воевал против персов и других
врагов империи. Свои огромные знания,
жизненный опыт он вложил в созданные
им исторические сочинения. Основной его
работой считается "Тайная история",
написанная в глубокой тайне, она с предельной
откровенностью обнажает все пороки империи
и ее правителя.
2.
Рождение новой
идеологии. От
язычества к христианству.
Значительные перемены происходили и
в сфере искусства, и во всей художественной
культуре византийского общества. В VI
- VII в. византийские художники сумели не
только впитать многообразие влияние
Востока и античности, но и, преодолевая
их, создать свой собственный стиль в искусстве.
С этого времени Константинополь превращается
в православный художественный центр
средневекового мира.
Бурное строительство в городах ранней
Византии стало мощным стимулом развития
архитектуры.
Непревзойденным шедевром византийского зодчества стал построенный в 532-537 гг. храм св. Софии в Константинополе. Воздвигнутый на высоком холме, рядом с императорским дворцом и ипподромом, далеко видимый с моря и суши, храм стал не только символом могущества Византии, но и главной святыней христианского Востока. Впервые здесь была реально воплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного колоссальным куполом. При Юстиниане весь купол был украшен мозаиками; в вершине купола был изображен огромный крест посреди усеянного звездами неба. Убранство храма поражало торжественной пышностью и изысканным интерьером. Великолепие храму придавали мраморные колоннады, расположенные двумя ярусами вдоль центрального пространства храма. Нижняя часть стен и полы храма были покрыты разноцветными мраморами. Поэт Корипп называет св. Софию чудом света, которое затмевает все другие храмы и представляет точное отображение самого неба. Блеск разноцветных мраморов, мерцание золота мозаик и драгоценной утвари, сияние множества лампад, парение блистающего купола - все это действительно создавало иллюзию беспредельности пространства собора, превращало его в подобие космоса, символически приближало к образу Вселенной. В архитектуре и живописи св. Софии были заложены основы художественного стиля, которому суждено было стать господствующим во всей дальнейшей истории византийского искусства.
В ранней Византии создаются и другие шедевры византийского зодчества - храм 12 Апостолов в Константинополе, храм св. Димитрия в Салониках. Особенно поражает изысканностью архитектурных форм, плавностью и чистотой линий, элегантность декора храм св. Виталия в Равенне.
Памятников светского искусства Византии сохранилось, к сожалению, не так уж много. Ведь при нашествии внешних врагов именно дворцы императоров и богатые дома знати в первую очередь подвергались разрушению и разграблению, многое погибло в пламени пожаров. Но и то, что дошло до нашего времени, и чем рассказывают письменные источники, достойно восхищения. И в наше время поражают величием крепостные стены и башни Константинополя, сложная система акведуков и цистерн, воздвигнутых для снабжения города водой. При Юстиниане была построена великолепная цистерна, настоящий подземный дворец, украшенный множеством колонн и наполненный прозрачной водой. Турки после завоевания Константинополя, пораженные красотой цистерны, назвали ее "Тысяча и одна колонна". Она до сих пор восхищает жителей. Еще в IV-V вв. Константинополь - Новый Рим украсился дворцами императоров и домами знати. На самом берегу Мраморного моря вырос Большой императорский дворец - целый комплекс роскошных зданий - превосходный архитектурный ансамбль дворцов с парадными залами, терм, жилых помещений, окруженный садами и фонтанами. Обширный столичный ипподром, сосредоточие общественной и культурной жизни, был украшен античными памятниками; среди них выделяется знаменитая колонна из Дельф, египетский обелиск Тутмоса и бронзовые колонны Лисиппа.
Мировое признание в средние века получили
произведения художественного ремесла
и прикладного искусства Византии - изумительной
красоты ювелирные украшения из золота
и драгоценных камней, диптихи и ларцы
из слоновой кости, украшенные резьбой
и инкрустациями, вышитые причудливыми
рисунками шелковые ткани, утонченные
изделия из цветного стекла- сосуды, бусы,
светильники. Византийские художники
в области живописи, мозаики, мелкой пластики,
ювелирного дела, эмалей и тканей, книжной
миниатюры долгое время оставались законодателями
вкусов.
3.Империя
в опасности. Натиск
арабов.
VII столетие было трудным временем в истории Византии. Раздираемая внутренними усобицами, теснимая грозными внешними врагами, империя переживала серьезный кризис. Самая страшная опасность грозила с Востока -со стороны могущественного Арабского халифата. В 634-640 гг. арабские войска покорили Палестину, Сирию и Верхнюю Месопотамию. В 636 г. они разгромили армию Ираклия на реке Ярмук. В последующие два года арабы завоевали Иерусалим и Антиохию, нанеся страшный удар империи. Очередь была за Египтом, который подчинился власти халифов почти без сопротивления. К 642 г. восточные провинции Византии, самые богатые области древней культуры, для нее были потеряны. К концу VII в. арабы лишили Византию последних владений в Северной Африке - Карфагена и Киренаики.