Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 22:49, реферат
Византийское государство возникло на рубеже двух эпох -крушение поздней античности и рождение средневекового общества.
В IV в. единая Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Обособление восточной части Римской империи началось еще в III в. и было вызвано как экономическими, так и идейно-политическими причинами. Восточные области Римской империи отличались более высоким уровнем развития экономики, и кризис рабовладельческого хозяйства принял здесь менее острые формы. Нападение варваров, социальные движения и внутренние междоусобицы на Западе угрожали самому существованию Римской империи, что заставило императора Константина перенести политический центр на Восток.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1.Образование великой империи. ………………………………………4
2. Рождение новой идеологии. От язычества к христианству ..………5
3.Империя в опасности. Натиск арабов. ………………………………..7
4.Подъём Византийского государства. ………………………………..9
5. Расцвет византийской культуры. ………………………… … ……..10
6.Поздняя Византия. Начало конца. …………………………………..13
Заключение…………………………………………………….……..….14
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………...16
Особенно впечатляет многофигурная миниатюра «Вознесение Христа». Сцена Вознесения развертывается в колоннаде огромного византийского храма, увенчанного пятью куполами и отделанной мозаикой и разным камнем. Фигуры Марии и апостолов изображены в живых смятенных позах, фигура Христа помещены в медальон, уносимый в небеса ангелами. Высокое художественные качества и исключительное мастерство создателей этих памятников выдвигают их на видное место среди произведений книжной миниатюры средневековья. Достойные
параллели они находят в Европе, пожалуй, лишь во французских рукописях XIII- XIV вв.
X-XII века — период нового подъема византийского монументального
искусства и архитектуры — были ознаменованы также расцветом прикладного искусства: ювелирного дела, резьбы по кости и камню, производства изделий из стекла, керамики и художественных тканей.
Художественное творчество в Византии было подчинено единой системе миропонимания, философско-религеозного мировоззрения, единым эстетическим принципам. Поэтому все виды искусств были тесно связаны между собой единой системой художественных ценностей, общностью сюжетов, стилистических и композиционных принципов.
Книжная миниатюра и прикладное искусство так же подчинялись этим общим законам, хотя в разной степени. Их эволюция шла в русле качественных изменений всей художественной системы византийского общества.
В Византии, как ни где в средневековом мире, наблюдался органичный художественный синтез зодчества, живописи, скульптуры, прикладного искусства. Прикладное искусство в Византии, помимо практических функций, имело часто сакральное, репрезентативное, символическое назначение. Отсюда высочайшие эстетические требования, предъявляемые к искусству малых форм.
Церковная утварь, императорские регалии, одежда церковных иерархов и
придворной знати, реликварии и ларцы императоров и императриц, роскошные ювелирные украшения, которые носили не только придворные дамы, но и императоры, высшие чиновники, духовенство, все эти украшения часто становились недосягаемым образцом для художников других стран.
В X-XII вв. центром производства драгоценных изделий прикладного
искусства по-прежнему оставался Константинополь. Изделия столичных мастеров славились рафинированностью куса и техническим совершенством. Предметы роскоши украшали дворцы васисилевсов, особняки и имения знати, интерьеры храмов. В это время начинается рост провинциальных городов, где не только подражают столичным образцам, но и создают свои художественные ценности (Фессалоника, Эфес, Коринф, Афины). Произведения византийского прикладного искусства высоко ценятся далеко за пределами империи. Высочайшего уровня развития достигла византийская торевтика -изготовление художественных изделий из золота, серебра, бронзы и других металлов. Предметы культа -реликварии, лампады, паникадила, кованные с рельефами врата храмов, складни с образцами святых, оклады икон и книг и множество видов церковной утвари были истинными произведениями искусства. Огромное распространение имели изделия из металла в быту императоров и высшей византийской аристократии.
Музыкальные инструменты, ларцы, разнообразная посуда, блюда, чаши, кубки из золота и серебра составляли необходимую часть придворной жизни империи и императорского дворца.
Рассвет прикладного искусства в X—XII вв. был связан с торжеством внешнего блеска, церемониала, парадности, культа императора. Пышность церемоний, утонченный придворный этикет, праздничное великолепие, блеск и элегантность придворной жизни, ритуал процессий, культовая обрядность-
происходившие
в атмосфере торжественности
и блеска, несомненно, подогревали особую
любовь византийской аристократии к изделиям
из драгоценных материалов, камням, блестящей
утвари, златотканым одеждам и роскошному
убранству дворцов и храмов.
6.Поздняя
Византия. Начало
конца.
Захват Константинополя крестоносцами в 1204 г. привел к распаду Византийской империи. По словам писателя XIV в. Никифора Григоры, держава ромеев, подобно судну, подхваченному злыми ветрами и волнами, раскололась на множество мелких частей. Но постепенно в этом хаосе феодальных княжеств выделились три центра греческой государственности: Никейская империя в северо-западном углу Малой Азии, Эпирское царство на Балканах и Трапезупдская империя на земле древнего Понта, на южном берегу Черного моря. Нестабильность экономики, территориальные потери, нескончаемые феодальные усобицы и возрастающая турецкая угроза - вот что характеризует последние столетия существования некогда великой империи.
Последнее столетие истории Византии было наполнено драматическими событиями. Могущество грозного врага Византии турок-османов росло из года в год. Политическая раздробленность; внутренние междоусобицы; враждебность соседних Балканских государств - Сербии, Болгарии, а также Венгрии; выжидательная позиция Запада делали положение Византии крайне опасным. Решающий удар империи был нанесен утверждением турок-османов в Европе.
Штурм Константинополя произошел 29 мая 1453 г. Войска нападавших турок по численности значительно превосходили оборонявшихся. После многочасового боя Константинополь был взят штурмом.
Византия
прошла трудный, но насыщенный яркими
событиями общественной и культурной
жизни тысячелетний исторический путь.
Ей по праву принадлежит видное место
в прогрессивном развитии Европы и всего
средневекового мира.
Заключение
В заключение необходимо отметить, что в XI- XII вв. культура Византийской еще оставалась средневековой, традиционной, во многом каноничной. Но в художественной жизни общества несмотря на силу традиции, начинают пробивать себе дорогу некоторые, пусть еще слабые, предренессансные явления. В литературе обнаруживаются тенденции к демократизации языка и сюжета, к индивидуализации авторского лица, к проявлению авторской позиции, в ней зарождается критическое отношение к аскетическому монашескому идеалу и проскальзывают религиозные сомнения. Значительного расцвета достигает в этот период и византийское искусство. Несмотря на его каноничность и унификацию эстетических ценностей, и в нем пробиваются ростки новых предренессансных веяний, нашедших дальнейшее развитие в византийском искусстве эпохи Палеологов.
Каков же вклад византийской цивилизации в культуру средневековья? Византийская культура - это закономерный этап развития европейской и всей мировой культуры, этап, имевший свои специфические, неповторимые типологические особенности. Для их выявления важным ориентиром могут служить такие факторы: в Византии существовала языковая и конфессиональная общность в рамках единого государственного образования (при всей многоэтничности Византийская империя имела одно главное этническое ядро - греков, в ее культурной жизни преобладал греческий язык); в Византии господствовала христианская религия в ее особой православной форме; в Византийской империи всегда сохранялась устойчивая государственность и централизованное управление; византийскую культуру отличало от культуры стран Западной Европы наличие элементов восточных цивилизаций; как по своему географическому, этническому и экономическому положению Византия была своеобразным "золотым мостом" между Востоком и Западом, так и в культурном развитии Европы она была связующим звеном между западной и восточной культурами. При этом происходил плодотворный синтез культур Востока и Запада. На различных этапах культурного развития Византии в этом синтезе получали преобладание то восточные, то западные элементы. Не меньшее воздействие на культуру Византии оказало и своеобразие государственного строя империи. Сохранение в Византии централизованной империи и сильной императорской власти оказало большое влияние на идеологию и культуру Византии. В отличие от раздробленной средневековой Европы Византийская империя сохранила государственные политические доктрины Рима и культ императора, что нашло отражение в различных сферах культурной жизни общества. Это составляет, на наш взгляд, еще одно важное типологическое отличие византийской культуры по сравнению с западноевропейской. В Византии при все возрастающем влиянии христианства все же никогда не затухало и светское художественное творчество. Необычайный расцвет Константинополя - этого крупнейшего центра средневекового мира, превосходившего вплоть до XIII в. богатством и блеском своей цивилизации современные ему Лондон, Париж, Венецию и Флоренцию, способствовал сохранению светской городской культуры. Культ империи и императора давал импульс как развитию придворной столичной культуры, так и сближению светской и церковной идеологии. В Византии всегда жила полнокровной жизнью светская культура и образованность, связанная, с одной стороны, византийской аристократией и городской интеллигенцией, а с другой - черпавшая могучие импульсы из народной культуры. Византийская цивилизация оказала глубокое и устойчивое воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы. Ареал распространения влияния византийской культуры был весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь, народы Закавказья, Северного Кавказа и Крыма - все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью.
Византийская империя просуществовала на 1000 лет дольше Великой
Римской империи, но была таки завоевана в XIV в. турками- сельджуками.
Несмотря на свое исчезновение, Византия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Ее основные принципы развития и направления культуры перешли к соседним государствам, и характерно то, что средневековая Европа развивалась на основе достижений последней.
Византийскую империю, с полным правом можно назвать «вторым Римом», т.к. ее вклад в развитие Европы и всего мира (скажем создание крупнейшей правовой кодификации всех времен – свода законов стиниана) ничем не уступает самой Римской империи.
Итак, культуре Византии по праву принадлежит
видное место в развитии Европы. Культурное
влияние Византии, как известно, пережило
саму империю. Поэтому византийская цивилизация
вызывает живой интерес у людей современной
эпохи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Клишина
Е.М. Культурология. Учебник.
2. Крупина В.В. Культура Византии (исторический очерк). Москва. 1986.
3. Удальцова В.И. Византийская культура. Москва. 1991.
4.Крутских
А.В. Всемирная история
5. Иванов С. Византия. Слово. 2001.