Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 08:42, реферат
Медиакультура - особый тип культуры информационного общества, это часть общей культуры: мира книг, газет и журналов, кинематографа, радио- и телевещания, Интернет-ресурсов, CD-ROMов, DVD... Всего того, что связывает человека с окружающим миром, информирует, развлекает, пропагандирует, оказывает воздействие на оценки, мнения и поведение людей. Идет формирование «планетарного», «глобального» мышления. Активной участницей этого процесса является медиакультура, формируется единое информационное пространство.
“Инъекционная” теория медиаобразования (теория “магической пули”) утверждает, что медиа оказывает очень сильное прямое, в основном негативное, воздействие на аудиторию. Дети “внедряют” в жизнь приемы насилия, увиденные на экране. Главная цель медиаобразования в этом случае – смягчить негативный эффект чрезмерного увлечения медиа. На конкретных примерах, доступных для понимания учащихся (в основном начальной образовательной ступени), нужно помочь понять разницу между реальностью и медиатекстом.
Теория медиаобразования как источника “удовлетворения потребностей” говорит о том, что главной целью медиаобразования является стимулирование учащихся (в основном средней образовательной ступени) к извлечению из медиа максимума пользы в соответствии со своими потребностями.
“Практическая” теория медиаобразования направлена на то, чтобы обучать школьников (или учителей) использовать медиаппаратуру. Это адаптированная теория “потребления и удовлетворения” в области медиа (например, дети интересуются медиатехникой – надо удовлетворить их потребности: научить фотографировать, снимать фильмы, монтировать и озвучивать их и т. д.). Этот вид медиаобразования был особенно популярен в 30–50-е годы. Наверное, теорию “практического” медиаобразования можно считать разновидностью теории медиаобразования как источника “удовлетворения потребностей аудитории”.
Теория медиаобразования как формирования “критического мышления” ставит своей целью защитить учащихся от манипулятивного воздействия медиа с помощью анализа его влияния на индивида и общество, развитие “критического мышления” учащихся (в основном уровня колледжа и выше) по отношению к медиаинформации.
Марксистская теория медиаобразования (“идеологическая”) свидетельствует о том, что медиа способно очень сильно манипулировать общественным мнением, в том числе в интересах того или иного социального класса, поэтому считается, что основным содержанием медиаобразования являются политические, социальные и экономические аспекты. В 60-х – первой половине 80-х годов она существовала в виде двух основных вариантов – “западного” и “восточноевропейского”. В первом случае медиапедагоги уделяли основное внимание критическому анализу политических, социальных и экономических аспектов медиатекстов своих стран. Во втором случае медиапедагоги, например российские, полагали, что следует критически анализировать медиатексты, созданные на капиталистическом Западе. В настоящее время “идеологическая” теория медиаобразования трансформировалась, и на первый план стал выходить не классовый, а национально-религиозный и социально-политический подход к медиаинформации.
Семиотическая теория медиаобразования (Ж. Берже, К. Метц) говорит о том, что медиа часто стремится завуалировать многозначный знаковый характер своих текстов, что угрожает свободе потребления медиаинформации. Детская аудитория (уровень средней школы и ниже) слишком пассивно относится к “чтению” медиатекстов, а поэтому необходимо помочь детям “правильно читать” медиатекст, то есть обучить правилам декодирования медиатекста, описания его содержания, ассоциаций, особенностей языка и т. д.
Культурологическая (Бэзэлгэт, Э. Харт и др.) и эстетическая (Ю. Усов, О. Баранов, И. Вайсфельд, Г. Поличко, А. Спичкин и др.) теории медиаобразования ставят своей целью помочь учащимся понять, как медиа могут обогатить восприятие, знания, развить художественное восприятие и вкус, способности к квалифицированному анализу художественных медиатекстов. Во многих странах Восточной Европы эстетическая теория медиаобразования на протяжении многих десятилетий сочеталась с марксистской, однако сегодня она в значительной степени тяготеет к культурологической теории медиаобразования, поскольку имеет явное сходство в теоретической базе.
November 26th, 2010
Переходя от рассмотрения концептуальных оснований аудиовизуальной культуры, как предпосылок ее структурного анализа, мы будем руководствоваться положением М. С. Кагана: «сущностные силы человека делают его культурогенным субъектом» (102, с. 164). Следовательно, придание творческого характера всякой целенаправленной деятельности определяет их культуросообразную ценность. В этом процессе проявляет себя двухосновной характер культуры, которая «опирается на повторяющееся и претворяется в неповторимом обновлении, требующем взаимодействия традиционного с креативным» (102, с. 171).
Для расширительного анализа всего пространства аудиовизуальной культуры мы будем исходить из посылки, что преобладающим видом деятельности в аудиовизуальной культуре является художественная, затем идут техническая и коммуникативная. В связи с этим в основу членения аудиовизуальной культуры можно положить традиционное деление художественной деятельности на мусическую и пластичес-
по отношению к
Структура аудиовизуальной деятельности
Рис. 4
АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
||
ВИЗУАЛЬНАЯ |
АУДИО ДЕЯ- | |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
ТЕЛЬНОСТЬ |
Три разнородных вида деятельности способны к творческому освоению мира и многосферной коммуникации, позволяют
выработать соответствующие
Структура аудиовизуальной культуры (онтологический признак)
Рис 5
АУДИО -КОМПОНЕНТ |
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
ВИЗУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Взаимовлияние представленных компонентов складывается в единое целое — аудиовизуальную культуру. Соотнесем данные компоненты с видами человеческой деятельности и получим четыре ряда структурных образований, отражающих характер взаимодействия с аудиовизуальной культурой.
Отражение видов деятельности в структуре аудиовизуальной культуры
Рис. 6.
АУДИО-КОММУНИКАЦИЯ |
АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ |
ВИЗУАЛЬНАЯ
КОММУНИКАЦИЯ \
АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ АУДИО- |
технические, художественные и эстетические ценности
АУДИОВОСПРИЯТИЕ АУДИОТВОРЧЕСТВО |
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ |
ВИЗУАЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-
ВИЗУАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
\
ЛЬНОЕ |
аудиовизуатворчество |
ВИЗУАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Следовательно, каждый из компонентов
аудиовизуальной культуры
В связи с этим обозначим социосферу аудиовизуальной культуры, которая спроецирована в социально-культурных, культурно-технических и социально-художественных ценностях, могущих принимать аудио-, визуальную или аудиовизуальную форму.
Личностная сфера
Аудиоигровая коммуникация в сфере этнокультурного сознания опирается преимущественно на традиционные фольклорные (аутеничные) средства вербализации художественного содержания, поэтому практически здесь речь может идти о столкновении, модификации и видоизменении различных игр, их функционировании в техногенном опосредовании с сохранением присущего им изначальноэтногентического содержания.
Этнокультурные формы
Аудиовизуальная этноигровая культура сконцентрирована в основном в форме телеигр, имеющих национальный характер. Здесь также проявляется большая свобода от канонов, меньшее следование традиционным подходам.
Перцептивная коммуникация в аудиовизуальной этноори-ентированной культуре не может осуществляться без национального образа, картины мира, которая задается языком, традицией, воспитанием, всей общественной практикой людей (68; 59). Синкретизм национально сложившихся архетипов в общественном сознании сказывается на формировании видения в процессе становления слушательской этнокультуры. Национальные особенности аудиовизуальной коммуникации проявляются в языке, речи, механизмах понимания, вербализации, перевода, других механизмах межкультурного взаимодействия. Этнокультурная специфика аудиотворческой коммуникации сказывается на контекстном выражении национально-личностных смыслов до предела вербализованных в самых ярких, образных смыслах и в определенной степени является современной формой фольклора.
Этновизуальная перцептивная
Информационная этнокультурная коммуникация может также нести в себе особенности языка, речи, невербальных стимулов и выражений, сконцентрированных в совокупности приемлемых с точки зрения этнокультурного понимания и готовности к межкультурным взаимодействиям. Выражение этнокультурной информации в аудиоформе показывает ее тесную связь с современными наслоениями в фольклоре, в визуальной — в следовании изобразительным традициям и формировании новых, в аудиовизуальной — в выражении ментального содержания и духовного подтекста информации, означенной с точки зрения ее этнокультурного содержания.
Творческая этнокультурная коммуникация связана в аудиоформе — по существу, с формированием особой области техногенного фольклора (аудиофольклора), в котором аккумулируются новые формы собирательства, вариативности и интерпретации текстов. В визуальном способе воспроизведения этнокультуры, направленном на творческую самореализацию, заложен громадный потенциал невербальных образов-архетипов, передающихся через коллективное бессознательное. В аудиовизуальном выражении этнокультурное вза-
— 106—
имодействие, направленное на творчество, являет собой многообразие способов презентации и самопрезентации традиционных игр, праздников, обрядов, фестивалей, которые становятся частью своеобразного этнокультурно коммуиицируемого творчества.
Наконец, духовная составляющая этнокультурных коммуникаций, сопровождает и пронизывает все виды деятельности. В аудиопространстве это проявляется в конструировании духовно-нравственных императивов, в визуальном контексте — это связано с выражением этноэстетического сознания. Наконец, аудиовизуальная сфера предоставляет возможности для раскрытия всей духовно-психологической картины народного мироощущения, духа национального характера.
Таким образом, этноориентированный компонент аудиовизуальной культуры как различные формы национально опосредованной коммуникации может быть представлен в виде следующей схемы.
аудиоигровая культура культура использования
культура аудиотворчества
АВ игровая культура
культура использования АВ
средств аудиовизу альная зрите
визуально-игровая культура культура использования низ. средств внзуально-зрительская культу |. а
Исходя из данной схемы, следует укрупнить ряд элементов аудиовизуальной культуры в более сложные образования: компоненты аудиовизуальной культуры, взятые без относительного деления по признаку преобладающей деятельности. В результате получаем следующую структуру.