Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 08:42, реферат
Медиакультура - особый тип культуры информационного общества, это часть общей культуры: мира книг, газет и журналов, кинематографа, радио- и телевещания, Интернет-ресурсов, CD-ROMов, DVD... Всего того, что связывает человека с окружающим миром, информирует, развлекает, пропагандирует, оказывает воздействие на оценки, мнения и поведение людей. Идет формирование «планетарного», «глобального» мышления. Активной участницей этого процесса является медиакультура, формируется единое информационное пространство.
иовизуальная культура (медиакультура)
Медиакультура - особый тип культуры информационного общества, это часть общей культуры: мира книг, газет и журналов, кинематографа, радио- и телевещания, Интернет-ресурсов, CD-ROMов, DVD... Всего того, что связывает человека с окружающим миром, информирует, развлекает, пропагандирует, оказывает воздействие на оценки, мнения и поведение людей. Идет формирование «планетарного», «глобального» мышления. Активной участницей этого процесса является медиакультура, формируется единое информационное пространство. Речь идет, по сути, о новой информационной цивилизации, связанной с колоссальным, невиданным ранее влиянием современной «индустрии информации» буквально на все стороны общественной жизни.[1]
Как в России, так и за рубежом используются (часто как синонимы) такие наиболее распространенные термины, как «медиакультура», «медийная культура», «информационная культура», «аудиовизуальная культура», «медиаграмотность», «информационная грамотность», «аудиовизуальная грамотность», «медиаобразованность», «информационная образованность», «аудиовизуальная образованность», «компьютерная грамотность», «мультимедийная грамотность», «информационная компетентность», «информационная компетенция», «медиакомпетентность», «медийная компетентность», «аудиовизуальная компетентность», «аудиовизуальная компетенция», «медиакомпетенция», «медийная компетенция» и др.
Такого рода терминологический разнобой выявили, к примеру, исследования Н.И.Гендиной, которая провела анализ различных определений, связанных с понятием информационной культуры и обнаружила, что в современном мире «используется неунифицированная терминология, зачастую без четкого определения (…), взамен таких близких по смыслу понятий, характеризующих знания и умения человека по работе с информацией, как «библиотечно-библиографическая культура», «культура чтения», «библиотечно-библиографические знания», «библиотечно-библиографическая грамотность», все чаще используются понятия «компьютерная грамотность», «информационная грамотность», «информационная культура» [2]
Аудиовизуальная культура - способ фиксации и трансляции культурной информации, не только дополняющий, но и служащий альтернативой прежде безраздельно господствовавшей вербально-письменной коммуникации.[3] В настоящее время осуществляется "удвоение культурной среды", при котором все достижения человечества, полностью отраженные ранее в письменных текстах, получают аудиовизуальное выражение (аудиовизуализация или "визуализация" культуры). В перспективе любой значит, прототекст предстает не только гипотетически, но и фактически существующим в виде вербально-письменного и аудиовизуальных взаимопереводных относительных эквивалентов. Ситуация свободного выбора способа потребления культурной информации предстает одной из граней плюралистичности современной культуры, в которой осложняются отношения между текстами разной природы. Специфика аудиовизуальной культуры определяется ее семиотической природой и техическими возможностями средств ее реализации: высокая информационная емкость, легкость и убедительность чувств, (образного) восприятия, доминирование репродуктивных возможностей над продуктивными, скорость и широта трансляции и тиражирования. Вследствие этого восприятие.
Аудиовизуальная культура сравнительно с вербальной коммуникацией оказывается психологически более емким и легким, но менее систематичным и рациональным, социально - более массовым и доступным, но менее стабильным и однонаправленным. Указанные особенности Аудиовизуальную культуру формируют ее социокультурные функции. В собственно коммуникативной функции аудиовизуальная культура быстро становится ведущим средством массовой коммуникации (в форме телевидения), принимая на себя связанные с этим социально-регулятивные обязанности, приобретая соответствующую институализованность и вступая в политико-идеологические и организационно-экономические связи, оказывающие серьезное влияние на его развитие. В собственно культурной функции, акцентируя внешние чувственно воспринимаемые стороны культурных явлений, аудиовизуальная культура осуществляет соответствующий отбор и создает в современной культуре перевес чувственного над интеллектуальным, реализуясь гораздо больше в специфическом феномене массовой культуры, чем в далеко не чуждой ей наглядно-просветительной миссии. [4]
Развитие аудиовизуальной
Аудиовизуальная культура оказывается
способной уже в самом
Заключение
В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культур, который напрямую связан с термином аудиовизуальная культура (медиакультура). Ведь аудиовизуальная культура - совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме. По отношению к аудитории "медиакультура" или "аудиовизуальная культура" может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа
Список литературы
иовизуальная культура – область культуры, получившая широкое распространение с развитием средств записи, передачи и воспроизведения звука и изображения. Сегодня эти средства встречаются не только в учреждениях образования, а пронизывают всю нашу жизнь. Современный мир не мыслим без медиасредств массовой информации и коммуникации (традиционно сюда принято включать печать, прессу, телевидение, кинематограф, радио, звукозапись, компьютерные телекоммуникационные сети, в частности, интернет).
В истории аудиовизуальной культуры можно выделить три основных этапа развития.
Первый этап связан с оптической записью изображения и звука на видеопленку и механической записью звука на граммофонные пластинки. Распространение записанной информации осуществлялось непосредственной передачей или пересылкой по почте носителей аудио- и видеозаписей.
Второй этап связан с успехами в развитии радиоэлектроники, появлением радио, телевидения и магнитной записью звука и изображения на пленки. На данном этапе развития аудиовизуальной культуры уже не было необходимости в непосредственной передаче носителей изображения и звука с целью распространения аудио и видеоинформации, поскольку она стала возможной с помощью электромагнитных волн. Причем необходимо заметить, что вся записываемая и передаваемая аудио- и видеоинформация на данном этапе развития представлялась в аналоговом виде.
Третий, современный этап разви
В концепции информатизации образования в России говорится, что кризис эпохи аналоговой информации проявился в трех основных явлениях:
– накопленную информацию сложно перерабатывать;
– сложно обеспечить дальнейшую сохранность информации;
– устройства записи, хранения и воспроизведения информации чрезвычайно разнородны.
В наступившей эпохе глобальных информационных технологий технической базой стал персональный компьютер, а методической – цифровое представление информации. Возникшие противоречия устранены, в результате чего информация стала однородна (текст, звукоряд, видеоряд представляются единым образом, в цифровом виде), информацию легко сохранять (в цифровом виде она не искажается при копировании, оптические носители информации имеют гарантийный срок хранения десятки лет), информацию легко перерабатывать, так как все операции от рутинных (например, поиск) до творческих (например, преобразование) на компьютере проводятся либо автоматически, либо автоматизированы (с участием человека).
Такой перелом и обозначение
границы двух информационных эпох повлияло
на появление мультимедийных технологий.
Первые упоминания о мультимедиа относятся еще к тем временам, когда компьютеры еще не воспринимались всерьез, тогда “мультимедиа” связывали с книгами, журналами, рекламными телепередачами, средствами массовой информации. Дословный перевод слова multimedia – многосредность, или множество сред. Под средой в данном случае понимается звук, видео, текст и любые другие данные. Под мультимедиа сегодня понимается комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих применять персональный компьютер для работы не только с текстом, но и со звуком, графикой, анимацией, видео.
Особую значимость в жизни
человека аудиовизуальная культура
приобрела за последние 50 лет, но уже
сейчас на рубеже XX–XXI веков без медиа немыслимо
социокультурное развитие во всех областях
человеческой деятельности, включая, разумеется,
образование. Термин “медиа” происходит
от латинского media (средство) и в
современном мире повсеместно употребляется
как аналог термина СМК – средства массовой
коммуникации. В документах ЮНЕСКО медиаобразование (mediu
В развитии медиаобразования можно также выделить три этапа:
· начального развития медиаобразования (60–70-е годы XX века);
· этап формирования основных базовых моделей медиаобразования (80-е годы XX века);
· современный этап мультимедийного медиаобразования (90-е годы XX века – начало XXI века).
Бесспорно, и до 60-х годов медиаобразование в какой-то степени существовало в виде отдельных направлений еще с 20-х годов (кинообразование, медиаобразование на материалах прессы, радио). В 60-х годах медиаобразование во многих ведущих странах мира Великобритании, Канаде, России, США, Франции концентрировалось вокруг кинообразования.
Получило широкое
К 70-м годам телевидение
стало уже существенно
Современный, третий этап – это этап мультимедийного медиаобразования. Он существенно расширился по сравнению со вторым этапом за счет мощного влияния на аудиторию мультимедийных компьютерных систем и интернета.
Анализ теории и практики медиаобразования позволяет выделить, по крайней мере, семь основных теоретических подходов или концепций в данной области.