Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 15:08, реферат
Вероятно, трудно найти среди политических деятелей европейского средневековья личность, более противоречивую, чем великий князь киевский Владимир Святославович. Нелёгкая ему выпала судьба, долгим и тернистым был путь к власти. Переломным моментом в жизни Владимира стало приобщение в 988 г. к Вере Христовой и крещение подвластных ему земель. До принятия христианства «Повесть временных лет» изображает князя ярым язычником, жестоким убийцей, пьяницей и насильником, после - ревностным христианином, просветителем Руси, защитником бедных и голодных, мудрым и справедливым правителем одного из сильнейших государств тогдашнего мира. Таким остался Владимир и в памяти последующих поколений.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1 Первые времена правления.…………………………………………….4
1.1 Утверждения Владимира на Великокняжеском престоле .……...…4
1.2 Внешняя политика……………………………………………………5
Глава 2 Крещение Руси…………………..………………………..……………...8
2.1 Преимущества христианства…………………………………...…...…8
2.2 Крещение князя Владимира…………………………...………………9
2.3 Христианизация Руси…………………………………………...……11
2.4 Значения христианства для Руси………………………………….…12
Заключение…………………………………………………………………...…..14
Литература…………………………………………………………………….....15
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Нижегородский
государственный архитектурно-
(ННГАСУ)
______________________________
Гуманитарно-художественный факультет
Кафедра культурологи
Дисциплина: «История 1»
Реферат по теме: Владимир Святославович
Выполнила: студентка
группы КЛ 1.11
М. И. Мочалова
Проверила:
канд. филос. наук
С. А. Гаврилова
Нижний Новгород – 2011
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Первые времена правления.…………………………………………….4
1.2 Внешняя политика……………………………………………………5
Глава 2 Крещение
Руси…………………..………………………..…………….
2.1 Преимущества
христианства…………………………………...….
2.2 Крещение князя Владимира…………………………...………………9
2.3 Христианизация Руси…………………………………………...……11
2.4 Значения
христианства для Руси………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Целью своей работы я обозначила роль Владимира Красное Солнышко в истории становления Киевской Руси и принятии христианства в качестве государственной религии.
Глава 1 Первые времена правления
Еще до своего второго похода в Болгарию Святослав принял решение о разделе владений между сыновьями: на Киевское княжение был посажен старший, Ярополк; среднему, Олегу, досталась Древлянская земля; младший Владимир, сын Ольгиной ключницы Малуши был отправлен в Новгород. Владимира, еще ребенка, сопровождал его дядя и наставник Добрыня.
И первое время после смерти Святослава никто из братьев не пытался оспорить отцовское завещание. Черная кошка пробежала между Святославичами после того, как Олег во время охоты убил сына могущественного воеводы Свенельда. Отец не простил гибели сына и употребил все свое влияние, чтобы руками Ярополка наказать своего врага. В 977 г. киевская рать совершает поход в Древлянскую землю, который закончился победой киевлян. Юный Олег погиб в суматохе, образовавшейся после отступления его войска (воины торопились укрыться за стенами города Овруга и многие из них попадали в ров; такая участь постигла и Олега). Владимир, опасавшийся, что он может стать следующим, поспешил бежать из Новгорода "за море", т.е. в Скандинавию. Но через три года, в 980 г., он возвращается с варяжской дружиной и прогоняет посадников Ярополка. Затем, явно ища ссоры со старшим братом, он сватается к Рогнеде, дочери полоцкого князя Рогволда, уже обещанной Ярополку. Отказ, облеченный к тому же в оскорбительную форму (Рогнеда назвала Владимира "робичичем", т.е. сыном рабыни), решил судьбу Полоцкого княжества: "И приде Володимер на Полотеск и уби Рогволда и сына его два и дчерь его поя жене"[4].
Но это было для Владимира лишь первой пробой сил. Из Полоцка он двинулся уже непосредственно на Киев. И здесь он проявил себя непревзойденным мастером политической интриги. Владимиру удается переманить на свою сторону киевского воеводу Блуда, который убедил своего господина без боя сдать Киев и бежать в город Родня. А когда в осажденной крепости начался голод, Ярополк, опять-таки по настоянию Блуда, решился идти на переговоры к Владимиру, где и был предательски убит его дружинниками.
Таким образом, Владимир сел на Киевский престол и стал единовластно княжить во всей Руси. Как пишет Карамзин: "Владимир с помощью злодеяний и храбрых варягов овладел государством, но скоро доказал, что он родился быть Государем великим".
Теперь, когда Киев был у его ног, перед Владимиром встала необходимость расплачиваться с наемниками-варягами. Но и тут он ловко вышел из положения. Владимир всячески затягивал сбор "окупа", пока варяги не потеряв терпение, не решили предпринять поход на Царьград. Владимир горячо поддержал их в этом намерении, но одновременно предупредил греков о скором прибытии не прошенных гостей с тем, чтобы им была подготовлена "достойная" встреча. Проблема выплаты "окупа" была решена самым радикальным способом.
1.2 Внешняя политика
К его княжению
относится первое столкновение Руси
с западными славянскими
Глава 2 Крещение Руси
2.1 Преимущества христианства
При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшего значения, определившее дальнейший путь развития Руси - принятие христианства. Религиозная реформа, круто изменившая жизнь многих людей, была подготовлена предшествующим развитием русских земель и вызвана к жизни политическими причинами. Однако утверждение, что Владимир руководствовался исключительно пониманием государственной пользы христианства неверно. Очевидно, что без глубокого переосмысления собственной жизни, без искреннего обращения в православие Владимир не смог бы действовать столь последовательно и решительно, побуждая, принуждая к крещению жителей огромной языческой державы.
Летописец говорит, что не только христиане, но магометане и иудеи присылали своих проповедников, дабы склонить Владимира к принятию их веры. Первыми послами были болгары, которые исповедовали магометанство, но когда князь узнал что по Корану правоверным полагается обрезание и нельзя пить вино, он сказал: ”Руси есть веселие пити”. Послы папы римского так же потерпели неудачу. Выслушав иудеев, Владимир спросил, где отечество их. Послы же ответили: ”В Иерусалиме, но Бог, разгневавшись на нас, расселил нас по чужим землям”. На что Владимир ответил: ”И вы, наказанные Богом, осмеливаетесь учить других, мы не хотим подобно вам лишиться своего отечества”. Наконец греческий философ, опровергнув своей речью другие веры, рассказал князю Ветхий и Новый Завет и содержание Библии. В конце разговора он показал картину страшного суда с изображением участи праведных и грешников. Князь, пораженный, промолвил: ”Благо добродетельным и горе злым”. ”Креститесь и будете в раю первыми” - отвечал греческий мудрец.
Далее князь Владимир послал своих послов по разным странам, что бы те узнали, как там все обстоит на деле. Послы, вернувшись, с презрением отозвались о всех религиях, кроме греческой. Про католицизм они сказали, что религия их надменная, чопорная. А о греческой вере говорили:”Мы не помнили, где мы находились на земле или на небе”.
2.2 Крещение князя Владимира
Примерно в 987
г. Владимир со своей дружиной появляется
на Балканах и в качестве союзника
императора Василия II участвует в
подавлении мятежа Варды Фоки. Эти
события способствуют расширению его
политического кругозора и
Однако, когда войска Варды Фоки
были разгромлены и русская дружина
возвратилась в Киев, византийцы стали
затягивать приезд порфирородной принцессы.
Нарушение договора не было следствием
прихоти или произвола
Чтобы принудить греков к соблюдению договора, Владимир собрав войско, пошел на Херсонес. Осушив городские колодцы, он заставил сдаться город. Заняв его, Владимир отправил послов к Василию и Константину с предложением отдать их сестру, Анну, ему в жены, угрожая в противном случае подступить к Константинополю. Цари ответили, что если князь крестится, то Анну за него отдадут. Владимир согласился. Цари, упросив сестру дать согласие, послали ее вместе со священниками к русскому царю. В это время, по преданию, Владимир внезапно ослеп. Царевна сказала ему, если он крестится, то вылечится от слепоты. Херсонесский епископ совершил обряд крещения и дал ему имя Василия. По окончании крещения Владимир тотчас же вылечился от слепоты.
Киевскому князю было лестно породниться с могущественным императорским домом, но Владимир понимал и государственное значение этого брака. Если бы он рассматривал его просто как династический союз, вряд ли он затеял бы такое сложное дело как крещение Руси, к которому его никто не принуждал.
2.3 Христианизация Руси
Вместе с Владимиром в Киев прибыли
священники корсунские и митрополит
Михаил, назначенный Константинополем
управлять новой русской
Прежде всего князь Владимир крестил 12 своих сыновей и многих бояр. Он приказал уничтожить всех идолов, главного идола - Перуна сбросить в Днепр, а духовенству проповедовать в городе новую веру. В назначенный день произошло массовое Крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны.