Владимир Святославович

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 15:08, реферат

Краткое описание

Вероятно, трудно найти среди политических деятелей европейского средневековья личность, более противоречивую, чем великий князь киевский Владимир Святославович. Нелёгкая ему выпала судьба, долгим и тернистым был путь к власти. Переломным моментом в жизни Владимира стало приобщение в 988 г. к Вере Христовой и крещение подвластных ему земель. До принятия христианства «Повесть временных лет» изображает князя ярым язычником, жестоким убийцей, пьяницей и насильником, после - ревностным христианином, просветителем Руси, защитником бедных и голодных, мудрым и справедливым правителем одного из сильнейших государств тогдашнего мира. Таким остался Владимир и в памяти последующих поколений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава 1 Первые времена правления.…………………………………………….4
1.1 Утверждения Владимира на Великокняжеском престоле .……...…4
1.2 Внешняя политика……………………………………………………5

Глава 2 Крещение Руси…………………..………………………..……………...8
2.1 Преимущества христианства…………………………………...…...…8
2.2 Крещение князя Владимира…………………………...………………9
2.3 Христианизация Руси…………………………………………...……11
2.4 Значения христианства для Руси………………………………….…12


Заключение…………………………………………………………………...…..14

Литература…………………………………………………………………….....15

Вложенные файлы: 1 файл

_vladimir_svyatoslavovich_krasnoe_solnyshko.docx

— 33.75 Кб (Скачать файл)

"На следующий же день, - говорит  летописец, - вышел Владимир с  попами царицыными и корсуинскими  на Днепр, и сошлось там людей  без числа. Вошди в воду и  стояли там одни до шеи, другие  по грудь, молодые же у берега  по грудь, некоторые держали  младенцев, а уже взрослые бродили,  попы же совершали молитвы,  стоя на месте. И была видна  радость на небе и на земле  по поводу стольких спасаемых  душ... Люди же, крестившись расходились  по домам. Владимир же был  рад, что познал бога и люди  его, посмотрел на небо и  сказал: "Христос Бог, сотворивший  небо и землю! Взгляни на  новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного  Бога, как познали Тебя христианские  страны. Утверди в них правую  и неуклонную веру и мне  помоги, Господи, против диавола,  да одолею козни его, надеясь  на Тебя и на Твою силу."[4]

Куда большее сопротивление  крещению оказали жители севера и  востока Руси. Новгородцы взбунтовались  против присланного в город епископа Иоакима (991). Для покорения новгородцев  потребовалась военная экспедиция киевлян, возглавленная Добрыней и  Путятой. Теперь киевляне в своем  добровольном приобщении к новой  вере были склонны видеть преимущество перед новгородцами, которых "Путята крестил мечом, а Добрыня огнем".

Разумеется, сопротивление христианизации продолжалось на Руси и после крещения новгородцев. Очаги язычества сохранялись  еще вплоть до XIV в. И все-таки именно после 990 г. процесс христианизации, начавшийся как минимум веком  раньше, приобрел необратимый характер.

Продолжая политику христианизации, Владимир приглашает греческих мастеров для строительства  храмов, с их помощью в Киеве  был построен величественный каменный храм в честь Рождества Пресвятой  Богородицы (Десятинный) и перенесены в него святые мощи равноапостольной княгини Ольги. Храм этот символизировал собой истинный триумф христианства в Киевской Руси и вещественно  олицетворял собою "духовную Русскую  Церковь". Другим его важным начинанием было создание церковных школ для  детей "нарочитых людей". При  этом Владимиру приходилось прибегать  к принуждению, поскольку родители не хотели отдавать своих чад.

 

         2.4 Значение христианства для Руси

 

Крещение Руси явилось переломным моментом в жизни народа. Появилась  новая многоплодная ветвь Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви - Поместная Русская Православная Церковь. Под воздействием Православной церкви в жизни русского народа изживались грубые языческие обычаи: кровная месть, полигамия, "умыкание" (похищение) девиц; возросли гражданская правоспособность и материнский авторитет русской женщины; укрепилась семья; стал восстанавливаться нарушенный княжескими междоусобицами мир.

Русская церковь, развивавшаяся в  сотрудничестве с государством, стала  источником и великого культурного  творчества, первоначально в крупных  городах. Принятие христианства отвечало историческим нуждам, новой этике  и повседневным устремлениям восточных славян. В дальнейшем получилось так, что их культура во всех своих чертах оказалась глубоко пронизана православием.  Отсюда часто встречавшиеся аскеза, не порабощенность коренным материализмом даже при бытовом скопидомстве и естественной хозяйственности, долготерпение, широта души и щедрость в общении, братолюбие, сострадание к меньшой братии, жажда решать все дела на по черствым законам, а "по-Божьи". Первоначально эта новая идеология исходила из окрещенных дружин и из монастырей.

Принятие христианства способствовало приобщению к тысячелетней христианской истории ставило перед русским  обществом новые культурные, духовные задачи и указывало на средства их решения (освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни). Заимствование  становилось основой для сотрудничества, из осваиваемых достижений Византии постепенно вырастали ранее неведомые славянам каменное зодчество, иконопись, фресковые росписи, литература и летописание, школа и переписка книг.

С Крещением Киевской Руси еще более  расширились и углубились ее государственные  и культурные связи не только с  Византией, но и с Балканскими  странами и другими государствами  Европы. Вступив в Брак с греческой  царевной Анной, князь Владимир породнился и с немецким императором Оттоном II, который ранее женился (в 971 году) на сестре Анны - Феофании.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

За четверть века своего правления  Владимир достиг огромных политических успехов, в значительной мере благодаря  удивительной интуиции и гибкости. Он никогда не останавливался перед  применением силы, но и не злоупотреблял  ею, если видел другие способы достижения цели. Он точно знал, когда проявить жестокость, а когда - уступчивость. Ему удавалось ладить и с соседями, и с собственным народом, не давая  при этом повода усомниться в своей  силе. Он не пренебрегал советами духовных лиц и бояр, оказывал должное почтение дружине и умел произвести впечатление  на подданных щедростью и хлебосольством. Церковь назвала его Святым, а  народ - Красным Солнышком. И лишь в своей собственной семье  не смог он обрести мира, ибо его  дети были живой хронологией его  побед, сыновьями жен, добытых в  качестве военных трофеев. И, быть может, матери передали детям толику тех  недобрых чувств, которых не могли  не испытывать к своему поработителю. Распря между сыновьями была ему  расплатой за мир, установленный  в державе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Васильев Б. Л. Владимир Красное Солнышко / Б.Л. Васильев. - М.: АСТ, 2010. - 381 с.
  2. Карпов А. Ю. Владимир Святой / А.Ю. Карпов. – М.: Русское слово, 2005. - 446 с.
  3. Карташев А. В. Религиозно – социальная реформа князя Владимира / А. В. Карташев. - М.: Харвест, 2007. - 607 с.
  4. Лихачёв Д. С. Повесть временных лет / Д. С. Лихачев. - М.: Наука, 2007. - 672 с.
  5. Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях / А. В. Назаренко. - М.: Языки русской культуры., 2001. - 782 с.
  6. Руднев В. А. Слово о князе Владимире / В. А. Руднев. - М.: Сов. Россия, 1989. - 258 с.
  7. Рыбаков Б. А. Из истории культуры древней Руси / Б. А. Рыбаков. - М.: Издательство МГУ, 1984. - 240 с.

 

 


Информация о работе Владимир Святославович