Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 20:43, реферат
Чтоб разобраться в этом вопросе для начала нужно конкретизировать понятие «молодежь». Молодежь – это такая социальная группа, которая по максимуму использует СМИ и жадно черпает информацию разного содержания. Потому что молодые люди очень любознательны, и хотят быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всём мире. Молодежь проявляет заинтересованность информацией и это – факт. Молодежь – это такая социальная группа, которая очень сильно поддается влиянию масс-медиа.
Влияние СМИ на психологический мир молодежи
Чтоб разобраться в
этом вопросе для начала нужно
конкретизировать понятие «молодежь».
Молодежь – это такая социальная
группа, которая по максимуму использует
СМИ и жадно черпает
Основное развитие теории массовой коммуникации началось сравнительно недавно - с 1952 года. В становлении современной западной теории коммуникации эволюционно можно выделить несколько этапов, или "поколений", привнесших свои особенности в понимание феномена коммуникации. Несмотря на то, что исследования, которые мы сегодня относим к коммуникативным, проводились на протяжении всего двадцатого века в рамках различных социальных наук, после второй мировой войны, одновременно с развитием информационных наук и технологий, стали оформляться новые подходы к изучению феномена коммуникации. Характерным для этих подходов было рассмотрение коммуникации как передачи информации, где необходимыми составляющими признавались источник информации, сообщение, получатель информации, канал передачи и шум. Модель была модифицирована в коммуникативной литературе и получила широкое распространение как модель информационной трансмиссии. По сей день, несмотря на признанные ограничения, акцентирующие линейный, однонаправленный характер коммуникации, эта модель широко используется в коммуникативной теории и практике, особенно в массовой коммуникации и в публичных выступлениях.
Следующий этап в становлении теории коммуникации, включающий и настоящее время, характеризуется расширением системного подхода к анализу коммуникации. Коммуникация рассматривается как социальный процесс. Подчеркивается ее не просто интерактивный, но трансактный характер, заключающийся в том, что любой субъект коммуникации является отправителем и получателем сообщения не последовательно, а одновременно, и что любой коммуникативный процесс включает в себя, помимо настоящего (конкретной ситуации общения), непременно и прошлое (пережитый опыт), а также проецируется в будущее.
По глобальности воздействия на личность и возможности способствовать формированию мировоззрения информационные технологии и средства массовой информации, в первую очередь телевидение, можно сравнить только с участием семьи в социализации личности.
Социологические исследования последних десятилетий, которые проводились и в нашей стране, и за границей, неоднократно подтверждали, что в структуре детского и молодежного произвола лидирует просмотр телепередач как наиболее доступная, универсальная форма провождения свободного времени. Выходит, можно утверждать, что именно СМИ в лице телевидения, транслирует модели, стили и образцы сознания и поведения.
Все, что мы узнаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, мы узнаем из СМИ, - считает немецкий социолог Н. Луман. - С другой стороны, о самих СМИ мы наслышались такого, что не можем доверять этому источнику. Мы сопротивляемся их воздействию, подозревая, что нами манипулируют.
Мы каждый день получаем из прессы новости и информацию, которая процентов на семьдесят не подлежит проверке. Мы однозначно не всегда можем сказать себе "Да, я там был, это правдивая информация", и поэтому должны просто принимать такие новости на веру, формируя свое мнение из увиденного или услышанного, что, к сожалению, не всегда бывает правдиво.
Если говорить о характере влияния СМИ на молодежь, то можно выделить два характера воздействия. Дело в том, что СМИ может производить как позитивное, так и негативное воздействие на молодых людей. Таким образом средства массовой информации имеет две стороны влияния, как две стороны медали.
Негативное влияние. В наше время особой остроты обрела проблема телевизионного насилия. Практически во всех современных сериалах, фильмах, и даже мультфильмах существует насилие. Было доказано, что теленасилие может стать причиной кратковременного возбуждения и так званых «эффектов моделирования». В то же время не менее авторитетные ученые своего времени, использовав причинно – последственные статистические модели, не получили ни одного свидетельства существования связи между употреблением теленасилия и последующими изменениями агрессивности поведения. Я считаю, что все же теленасилие является причиной последующей агрессии. СМИ являются также источниками пошлой информации, порнографии. В телевидении транслируется множество эротических фильмов, которые развращают, опошляют современную молодежь. Страшно то, что эту пошлость, нечистоту мы видим не только по телевидению, но и в газетах, журналах, в сети Интернет – везде.
Активно пропагандируется образ жизни, связанный с потреблением алкоголя, пива, сигарет, сомнительных для здоровья напитков.
Неотъемлемой частью пропаганды
так же является и политическая пропаганда,
которая стала все чаще использоваться
нынешними политическими
Помимо негативного влияния СМИ на молодежное поведение, можно выделить несколько позитивных моментов:
► СМИ держит молодежь в курсе всех происходящих событий, таким образом удаляя «информационный голод»
► средства массовой информации повышает общую, в том числе и политическую культуру населения;
► служит для взаимного информирования властей и населения;
► снимают социальную напряженность
Телевидение мощно влияет на смысложизненные ориентации учащейся молодёжи, задаёт и продвигает стандарты красивой жизни. Оно вносит существенный вклад в характер их общения с миром, оказывается стимулом для действий, которые не нужно изобретать самому, поскольку они даны в готовом виде. Пропагандируя определенные ценности, оно способно формировать у людей соответствующие установки
Можно проследить существенное противоречие в ценностных установках молодых людей: с одной стороны, на уровне сознания декларируется стремление к личной независимости, хорошим и стабильным межличностным отношениям, к созданию семьи и получению достойной работы; с другой стороны, по результатам факторного анализа просматривается четкая ориентация на западные стандарты жизни. Телевидение в данном контексте играет существенную роль в формировании ценностных установок молодых людей. Поскольку молодежь достаточно обособлена в культурном плане от старшего поколения, то телевидение, использующее в своих трансляциях западные передачи и фильмы, успешно продвигает западный образ жизни и восприятие мира.
Одной из бессмертных видов СМИ является пресса. Интерес к газетам и журналам, предназначенных не только специально для детей, но и для взрослых, начинает проявляться обычно с подросткового возраста. И тут важны количество и качество той информации, которая размещена на страницах периодических изданий и которая должна учитывать потребности растущей личности, помогать формировать общечеловеческие ценности, мораль и базовые компоненты культуры. Таким образом, печатные издания должны содержать обширный материал по данной тематике, так как воспитание личности с высоким уровнем самосознания, готовой к самосовершенствованию и самовоспитанию очень длительный и трудоёмкий процесс. Подросток, осваивающий собственное "Я", больше всего любит читать о жизни своих сверстников. На этом и основываются редакции различных молодежных журналов и издательства, печатающие их. Тематика этих журналов, как правило, не отличается научной познавательностью и разнообразием; их основные рубрики: музыка, мода, новости шоу-бизнеса, секс, гороскоп, тесты, анекдоты. По всей вероятности, подобные издания не ставят себе задачу расширения кругозора, повышения уровня образования и начитанности среди подростков. А ведь чтение в жизни подростков понизилась в последние годы не только количественно, но и качественно. И снижение интенсивности, и качества юношеского чтения - большая социальная потеря. Вся новая информация активно поглощается ребенком, который стремится все знать. Но подростку, еще не научившемуся правильно отбирать и адекватно воспринимать "взрослую" информацию, нужно умело ее предоставить, причем "небольшими дозами", поскольку психика ребенка в подростковый период особенно восприимчива. Современные молодежные издания, похоже, не учитывают этот фактор. Все это они могут найти на страницах электронного варианта - Интернета. Однако, стоит заметить, что пресса в настоящее время, для привлечения числа читателей, стала прибегать к методу клеветы, придумывая всеразличные истории и факты, случившиеся со звездами шоу-бизнеса или политики, которые так привлекают подростков. Но не стоит разочаровываться по поводу "желтой" прессы, можно сравнить несколько печатных изданий и выбрать определенную, имеющую больший авторитет среди читателей, и не прибегать к статьям "желтой" печати.
Пресса сегодня находится, пожалуй, в самом неблагоприятном состоянии по сравнению с другими средствами массовой информации среди подростков. Можно сказать, что современная молодежь с каждым годом негативнее относиться г печатным изданиям из-за недостатка времени и желания познавать окружающий мир, явления, обстановку сложившуюся в стране. За последние несколько лет в силу ряда причин произошло общее резкое сокращение тиражей периодических изданий. Трудности печатных СМИ усугубляются и тем, что молодежь в современном мире находит все новые и достаточно широкие возможности получать информации, например, посещение сайтов Интернета.
Среди других средств массовой
информации нельзя не сказать об Интернете,
который на сегодняшний день из технического
изобретения превратился в
Одним из негативных эффектов
глобальной компьютерной сети является
широкое распространение
Рассмотрим подробнее, что плохого может приключиться с подростком, если бесконтрольно оставлять его во Всемирной паутине:
Существуют сайты, посвященные порнографии, пиротехнике, суициду, обсуждению действия тех или иных наркотиков. Отсюда может последовать увлечение всеми этими угрожающими их здоровью вещами.
Встреча с опасными людьми в чатах или других областях. По статистике, это самый большой риск. Подростки могут войти в такие не желательные для них компании, как радикальные политические группы, сатанинские культы, сетевые "оргии". Эти группы существуют и в реальном мире, но принимать участие в их сборищах подростку намного легче, сидя за компьютером у себя дома.
Вовлечение в азартные игры. Даже простые игрушки наносят непоправимый вред, занимая у ребенка подавляющую часть времени, отвлекая его от занятий и спокойного отдыха, вредя психическому и физическому здоровью.
Подростки сами могут представлять опасность, начав через Интернет угрожать людям и нарушать закон.
Невозможно запретить ребенку выходить в Интернет, но предотвратить негативные последствия неграмотного и неразумного пользования им в наших силах, для этого нужно научить его правильно вести себя в сети.
В настоящее время Интернет представляет собой "мир" параллельный нашему, в котором достаточно много полезного для пользователей, но также в сети очень много отрицательного. Человек, "входящий" в первый раз в сеть обычно получает хорошее впечатление об Интернете. Но первое впечатление обманчиво! И понимаешь это со временем. Чем больше работаешь в Интернете, тем больше видишь в нём не только плюсы, но и минусы. Но, к сожалению не все могут понять и осознать, как Интернет заполняет наше сознание. И отличить то, что хорошо, а то, что плохо, уже не можем.
Возможность использования Интернета для общения делает глобальную сеть не столько хранилищем информации и средством перекачки файлов, сколько именно социальной средой. Социальные идеалы, нормы, эталоны поведения, которые определяют сущность и выбор молодым человеком жизненного пути, трансформируются в его личностных ценностных ориентациях через представления, мнения, оценки, получаемые в социальных группах, с которыми в наибольшей степени идентифицирует себя человек.
Глобальная компьютерная сеть раздвигает границы культурного пространства, тем самым, предоставляя возможности культурной самоидентификации личности. Путешествуя по просторам Интернет, молодые люди получают широкий доступ к общечеловеческим ценностям и богатствам как отечественной, так и мировой культуры, что, несомненно, оказывает огромное влияние на эффективность процесса становления личности. Однако следует отметить, что легкость публикации в глобальной компьютерной сети при возможности сохранения анонимности может привести и приводит к злоупотреблениям. Дезинформация и плагиат, экстремизм и порнография, мошенничество и воровство, непрошенная реклама – это также реалии Интернета.
Информация о работе Влияние СМИ на психологический мир молодежи