Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 19:20, реферат
Цель реферата состоит в том, чтобы изучить данный период в истории.
Для этой цели необходимо раскрыть следующие задачи:
- изучить роль монголо-татарского ига в истории русского народа и его культуры;
- выяснить, какое влияние оказало монголо-татарское нашествие на культуру Руси при образовании Московского государства;
- проанализировать, как возрождалась в послемонгольский период русская архитектура, живопись, летописание и другое искусство.
Введение
Культурное наследие России складывалось в процессе становления и развития национального самосознания. Постоянно обогащаясь собственным и привнесенным культурным опытом, оно вошло неотъемлемой частью в мировую культуру и подарило ей образцы высочайших достижений в области научной мысли, художественной культуры и духовного самосовершенствования человека.
Тема данного реферата о степени влияния монголо-татарского нашествия и ига на дальнейшее развитие древнерусской культуры наводит нас на размышление, ведь этот исторический процесс издавна принадлежит к числу дискуссионных. Безусловно, этот вопрос является одним из самых сложных в истории Руси. В науке о закономерностях существования и развития культуры, о взаимосвязях культуры и других областей человеческой деятельности, как и в исторической науке условно выделают три группы исследователей данной проблемы:
- те, кто признает влияние очень значительным и преимущественно позитивным, выразившимся в создании единого Московского государства. Основоположником этой точки зрения был Н.М. Карамзин.
- те, кто оценивает воздействие на внутреннюю жизнь древнерусского общества, его культуру, как крайне незначительное. Сторонники этой точки зрения - историки С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Л.Н. Гумилев.
- для многих исследователей характерна промежуточная позиция, при которой влияние завоевателей расценивается как заметное, исключительно негативное, но не определяющее для развития страны и ее культуры. Сторонники этой точки зрения - исследователи Б.Д. Греков, А.Н. Насонов, В.В. Каргалов.
Особенностью концепции Льва Николаевича Гумилёва является утверждение, что Русь и Золотая Орда до XIII в. не только не были врагами, но и даже состояли в некоторых союзнических отношениях. По его мнению, предпосылками для такого союза стали чересчур активные экспансионистские действия Ливонского ордена в Прибалтике.
В своих книгах Гумилёв упоминает об открытии в Золотой Орде православного епископства, что, по его мнению, было бы вряд ли возможно в случае вражды между этими странами. Он упоминает, что после прихода в Орде к власти Берке, который установил ислам государственной религией, на Руси не начались религиозные гонения на православную церковь: «…После победы в Орде мусульманской партии в лице Берке, никто не требовал от русских обращения в ислам ».1
Н.М. Карамзин в своих трудах писал, что большинство нынешних храмов построены именно в период ига. Этот факт также подтверждает основу концепции исследователей Носовского Г.В. и Фоменко А.Т.: «Почти все русские монастыри были основаны при «татаро-монголах». И понятно, - почему. Многие из казаков, оставив военную службу в Орде, уходили в монастыри». Принципиальное отличие позиции Н.М.Карамзина заключается в признании очень значительного и преимущественно позитивного воздействия завоевателей на развитие Руси, подтолкнувшего процесс создания единого Московского государства. Однако он не отрицал таких очевидных фактов, как разорительные походы монголо-татар на русские земли, взимание тяжёлой дани и т.д.
Принципиальное отличие позиции Н.М.Карамзина заключается в признании очень значительного и преимущественно позитивного воздействия завоевателей на развитие Руси, подтолкнувшего процесс создания единого Московского государства. Однако он не отрицал таких очевидных фактов, как разорительные походы монголо-татар на русские земли, взимание тяжёлой дани и т.д.. В.О.Ключевский, С.М.Соловьёв, С.Ф.Платонов оценивали воздействие завоевателей на внутреннюю жизнь древнерусского общества и его культуру как незначительное. Они полагали, что процессы, шедшие в XIII - XV веках, возникали и протекали независимо от Орды.2
А.Н.Насонов признаёт
существенное негативное влияние завоевателей.
Татаро-монгольское иго
Цель реферата состоит в том, чтобы изучить данный период в истории.
Для этой цели необходимо раскрыть следующие задачи:
- изучить роль монголо-татарского ига в истории русского народа и его культуры;
- выяснить, какое влияние оказало монголо-татарское нашествие на культуру Руси при образовании Московского государства;
- проанализировать, как возрождалась в послемонгольский период русская архитектура, живопись, летописание и другое искусство.
1. Роль монголо-татарского нашествия в истории русского народа
и его культуры
К концу ХП - началу ХШ веков монголы занимали обширную территорию от Байкала и Амура на востоке до верховья Иртыша и Енисея на западе, от Великой Китайской стены на юге до границ Южной Сибири на севере. Преобладающим занятием монголов было экстенсивное кочевое скотоводство, в северных районах охота, земледелие и ремесла были развиты слабо.
Монголо-татарское нашествие сыграло значительную роль в истории русского народа и оказало влияние на формирование этнической динамики славян, а, следовательно, и русской культуры. Появлялись и исчезали ремесла, численность населения достаточно резко сократилась, упал культурный уровень нации (впоследствии Россия отставала по культурному и техническому развитию от стран Европы), разрушение производительных сил, развитие местных культурных центров со спецификой монголо-татарского влияния. Татары не притесняли веры православной, несмотря на свою дикость, они уважали ее: на духовенство русское они никогда не налагали дани, не подвергали его даже и переписи.
Два с половиной столетия ордынского ига не были сплошной полосой невзгод и лишений для русского народа. Воспринимая завоевание как неизбежное временное зло, наши предки научились извлекать пользу из тесных отношений с Ордой. Русские перенимали у татар некоторые боевые навыки, тактические приемы военных операций. Кое-что перешло в Россию и из ордынской экономики: всем известное слово «таможня» происходит от названия ордынского налога «тамга» (торговая пошлина), да и само слово «деньги» пришло к нам в те годы с Востока. Кафтан башмак, колпак - эти и другие предметы одежды вместе с их названиями были переняты у восточных соседей. На несколько столетий пережила Золотую Орду ямская служба на дорогах России.
Взаимному проникновению культур способствовали и смешанные браки. Нередко русские юноши - москвичи, новгородцы, рязанцы - женились на татарках. Слияния народов при этом не происходило, но таких русско-тюркских семей становилось все больше. Иногда действовал и политический расчет - ведь породниться с ордынской знатью или даже с самим ханом считалось чрезвычайно престижным для княжеских родов. Позднее, после падения Золотой Орды, татарские вельможи стали переселяться в Россию и положили начало многим известным в нашей истории и культуре фамилиям. Предки Годуновых, Глинских, Тургеневых, Шереметевых, Шахматовых, Урусовых перешли в православие, стали считаться российскими аристократами, и уже в XVШ веке никто не считал их потомков татарской знатью.
Чтобы ужиться теперь с непобедимыми завоевателями, оставалось усвоить их качества. Это было тем удобнее, что монголы, требуя покорности и дани, считая себя вправе жить на счет побежденных, не думали насиловать ни их веры, ни их народности. Они абсолютно никого не принуждали к перемене веры и за русским духовенством они полностью признавали его гражданские права. Татары были терпимы к православной вере не потому, что делали исключение для русских, а потому, что так они относились к вероисповеданиям всех покоренных ими народов. Полная веротерпимость была их общим правилом. Усматривается несколько причин полной лояльности татар к церкви:
- первая причина - это то, что татары были язычниками, а язычники не воспринимают свою веру как единственно правильную и истинную и принимают другие веры также как верные.
- второй причиной были побуждения политические.
Темуджин объявлял и признавал себя за человека, которому богом предназначено покорить мир, чтобы создать одно единое государство. Но в мире существуют многие вероисповедания и принуждать людей к перемене веры означало бы возбуждать против себя вражду и ненависть. Темуджин объявляет полную и совершенную веротерпимость с покровительством верховной власти и фиксирует ее в своей знаменитой ясе.
Там под страхом лишения престола и пожизненного заключения предписано, чтобы все веры, все равно какие, были терпимы и что служители этих вер - священники, врачи, ученые, подвижники и другие должны быть освобождены от всяких податей и налогов. Именно опираясь на Ясу и были выданы последующими правителями после Чингисхана ярлыки русскому духовенству.
2. Конец татаро-монгольского ига
и образование Московского государства
Вследствие этого, в ХIII веке Киевская Русь распалась на Юго-Западную, Северо-Восточную и Новгородскую землю, между которыми шли бесконечные усобицы. Все это происходило на фоне критической ситуации, в которой оказалась Русь. Ей одновременно угрожала потеря независимости и с Запада – от литовцев, немцев и шведов, и с Востока – со стороны монголо-татарской Золотой Орды. Исключительно ответственные решения пришлось принимать Александру Невскому – великому князю Новгородскому. Он пришел к выводу, что угроза с Запада является для Руси смертельной. Поражение на этом направлении означало бы исчезновение Руси и ассимиляцию русского народа. Поскольку здесь победа в открытом сражении была вполне возможной, князь Александр решил принять идущий с этой стороны вызов. Победа над шведами и немецкими рыцарями подтвердили правильность сделанного выбора и устранили западную угрозу для Руси.
Что касается восточной угрозы, то здесь открытое противостояние было практически невозможно: военное превосходство явно было на стороне Орды. Поэтому Александром Невским были использованы другие политические способы и средства. Русь при этом оказалась в вассальной зависимости от Золотой Орды, которая длилась около двух с половиной веков (1243 г. – 1480 г.)
Эта зависимость имела катастрофические последствия для ее экономики и культуры. Частые набеги завоевателей, приводившие к новым опустошениям, систематическое выкачивание материальных средств в виде дани – все это создало крайне неблагоприятные условия для восстановления и дальнейшего развития экономики и культуры.
Одним из самых
тяжелых последствий нашествия
и установления ига стало
Тяжелый урон понесла культура. Истребление и увод в плен массы ремесленников привели к падению уровня ремесленного производства-основы материальной культуры. Были забыты многие технические приемы и навыки, некоторые виды ремесла вообще исчезли. Пострадало от монголо-татарского нашествия русское зодчество. На полвека прекратилось каменное строительство из-за отсутствия материальных средств и мастеров-строителей. Когда строительство возобновилось, в конце XIII века, оказались утраченными основные виды используемой ранее строительной техники, поэтому так недолговечны были здания, возведенные в это время. Погибло огромное количество памятников письменности, пришло в упадок летописание. Пережили упадок живопись, прикладное искусство и другие области культуры.
Но завоеватели, причинив огромный ущерб русской культуре, не смогли ее уничтожить совсем. Культура Руси, возрождавшаяся на базе прочных культурных традиций, которые были созданы в домонгольский период, сохранила свой национальный облик, оставаясь европейской по типу и направленности развития. Монголо-татары ничем не обогатили ее. Как заметил А.С. Пушкин, «татары не походили на мавров. Они, завоевав Россию, не подарили ей ни алгебры, ни Аристотеля». Их влияние было весьма незначительным и ограничилось заимствованием некоторого количества восточных слов, отдельных мотивов в прикладном искусстве, элементов одежды феодальных верхов. Не обнаруживается никаких заимствований у монголо-татар ни в общественной мысли, ни в литературе, ни в живописи, ни в архитектуре.
Монголо-татарское нашествие
привело к углублению феодальной
раздробленности. Этому способствовала
политика завоевателей - поощрение и разжигание
междоусобной борьбы русских князей. Дальнейшее
феодальное дробление русских земель
обособляло местные культуры и усиливало
в них локальные особенности. Однако в
любом княжестве были силы, стремив-
Идея единства Русской земли и борьбы с иноземным игом становилась одной из ведущих в культуре и красной нитью проходит через произведения устного народного творчества, письменности, живописи, архитектуры.
Для культуры этого времени характерна также идея неразрывной связи Руси XIV-XV веков с Киевской Русью и Владимиро-Суздальской Русью. Обращение к славному прошлому своей страны, к традициям и памятникам культуры времен независимости, к своей «античности» возбуждало патриотические чувства, внушало уверенность в успехе борьбы с иноземными поработителями. Эта тенденция отчетливо проявилась в устном народном творчестве, летописании, литературе, в политической мысли, архитектуре.
В пределах рассматриваемого периода можно выделить два этапа историко-культурного процесса. Первый из них (примерно до средины XIV столетия) отмечен заметным упадком в различных сферах культуры, хотя уже с конца XV века наблюдались признаки начавшегося возрождения. Внешние связи русской культуры в это время почти полностью прерваны. Только Новгород и Псков сохранили общение со странами Запада, оставаясь крупнейшими центрами европейской культуры. Эти города, не испытавшие нашествия и погрома, сыграли большую роль в сохранении традиций и памятников культуры домонгольского времени и оказали большое влияние на развитие культуры в других русских землях.
Информация о работе Влияние монголо-татарского ига на дальнейшие развитие древнерусской культуры