Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 12:13, реферат
Религия, в отличие от науки основывается не на получении объективных знаний о действительности, а базируется на формировании отношения человека к миру через веру в сверхъестественные силы, в существование богов и других различных фантастических существ. Религия никоим образом не соотносится с отражением и сущностью существующей действительности, она только интересуется духовными человеческими ценностями. Религия существует в виде определенных норм и сводов правил, которые регулируют отношения не только между отдельными людьми, но и между целыми народами. Она, безусловно, выступает как форма общественного сознания и человеческого самовыражения.
Введение………………………………………………………...3
Глава I Основные факторы, влияющие на становление и формирование этносов....................……………………………………………..4
1.1Основные этнообразующие факторы....................................4
1.2 Особенности религиозного фактора………………………………………………………......6
Глава II Роль религии в формировании этносов……………………………………………………….....10
2.1 Этноконфессиональные общности......................................10
2.2 Влияние религии на формирование и сохранение этносов…………………………………………………………. 11
Заключение…………………………………………………….14
Источники и литература……………………………………..15
Религия, религиозные организации представляются источниками, носителями и хранителями этнической консолидации, культуры, языка, письменности, духовно-нравственных ценностей.
В процессе вхождения
религии в культуру некоторые
особенности быта, языка, материальных
и духовных ценностей впитываются
культом. В связи с этим любую
религию принято считать
4См. подробно: Психология религии [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://studopedia.ru/view_
В свою очередь, наряду с этноконфессиональной религией складывает этноконфессиональная общность.
Главным условием для возникновения данной общности является длительное проживание на обособленной территории группы людей и их совместное сосуществование.
Важнейшими предпосылками ее формирования являются миграционные процессы; интегрирующее воздействие религии; внутренние браки (эндогамия); локальный способ поселения в иноязычной, иноконфессиональной или иноэтнической среде. Общность исторического бытия отражается в самосознании и самоназвании. Почти классическими этноконфессиональными общностями можно считать субкультуры евреев Средневековья и Нового Времени. Среди этноконфессиональных общностей в истории России наиболее известны духоборы, молокане, старообрядцы, в истории Европы – меннониты.
Глава II Роль религии в формировании этносов
2.1. Этноконфессиональные общности
Один из факторов, обусловливающих, как мы полагаем, взаимосвязь религии и этноса, достаточно очевиден. Он заключается в том, что любая религия всегда (или, по крайней мере, как правило) сплачивает своих последователей в определенную общность, общность единоверцев, в чем-то подобную общности этнической. Такого рода общности, объединяющие людей на основе общей вероисповедной принадлежности, в науке принято называть конфессиональными. Оба данных понятия — «конфессиональная общность» и «этническая общность» — широко используются в современной религиоведческой, этнологической и другой научной литературе.
«Этноконфессиональные общности не могут считаться народами или этносами в прямом смысле этого слова», поскольку «для того, чтобы сложилась собственно этническая общность любого порядка, необходимо, чтобы она обладала характерными чертами материальной и духовной культуры, выраженными на определенном понятном языке», а также этническим самосознанием.
Этноконфессиональная общность, общность, возникающая при тесном сопряжении этнических и религиозных признаков. Существуют два основных типа этноконфессиональных общностей: сопряжение с той или иной конфессией какой-то части этнической группы и возникновение вследствие этого у неё специфических культурных свойств, например, группы старообрядцев, молокан и духоборов среди русских, кряшен и нагайбаков среди татар, меннонитов среди российских немцев и сопряжение нескольких объединённых одной конфессией, близких по культуре и расселённых на смежных территориях этнических групп и появление у них в результате этого общего самосознания, например, мусульманские народы Северного Кавказа. При формировании этноконфессиональной общности этническая и религиозная специфика тесно переплетаются: этнические свойства становятся составными элементами религиозного культа и, напротив, отдельные элементы культа приобретают характер этнических явлений. Этноконфессиональные общности могут со временем превратиться в самостоятельные этносы, например нагайбаки.
2.2 Влияние религии на формирование и сохранение этносов
Единая сильная религия как ничто другое сплочает народ как пример - крещение Руси Владимиром. Мировоззрение людей, их мировосприятие для большинства членов этнического сообщества определяет религия. Господствующая в этносе религия дает человеку ответы на все животрепещущие вопросы, которые возникают у человека во время его жизнедеятельности. Религия определят смысл жизни человека, т.е. цель его существования и вектор поведения во всех жизненных ситуациях, он рождения до смерти. Религия – это господствующая идеология в этническом сообществе.
Когда большинство членов этнической общности люди верующие и живут в соответствии с морально-этическими нормами, определенными религией, этническое сообщество процветает. Религиозные взгляды человека это мировоззрение - представление человека о миропорядке. Богу, при этом, отведена ключевая роль, как существу, создавшему и поддерживающему установленный миропорядок. В соответствии с мировоззрением человека определяются и этнические ценности. К примеру, для китайца, в соответствии с его мировосприятием, имеет большое значение непрерывная связь со своими предками. Они производят если не ежедневные, то регулярные трапезы в кругу своих предков, совершая определенные ритуальные действия, предки члены их семейств, а первопредок является главой семейства. Для индийцев большой ценностью были камни-фитиши, они были практически у каждого человека, и утрата камня-фитиша было большим горем. Камням поклонялись и древние иудеи. У православных ценностями являются иконы, а у католиков скульптуры и куклы святых. В духовном плане, ценностью у христиан было ревностное служение Богу. Если в эпоху древних государств и Средних веков этноязыковые различия между людьми и странами заслонялись вероисповеданием, то в Новое время среди народов Европы, Америки, Южной и Восточной Азии, Африки (к югу от Сахары) этничность («национальность») осознается как более весомое, более информативное измерение, чем конфессиональная принадлежность. Однако в исламском мире не так: вероисповедание понимается мусульманами как главная, определяющая черта человека или этнической общности. Современные этносы наследовали ментальные и культурные традиции своей религии, однако эти традиции носили и носят преимущественно надэтнический характер. Однонациональные религии (такие, как иудаизм евреев, синтоизм японцев или армяно-григорианская церковь Армении) – достаточно редкое явление. Обычно одну религию исповедуют несколько или много народов.
5См. подробно: Религиозное
мировоззрение, [Электронный ресурс]: Режим
доступа: http://fb.ru/article/8415/
Таковы, прежде всего, основные мировые религии - буддизм, христианство, ислам и некоторые локальные религии, вышедшие за пределы одного этноса. Например, индуизм исповедуют не только в Индии, но и в Непале, Шри-Ланке, Индонезии; конфуцианство, помимо Китая, – также в Корее, Таиланде; зороастризм – в Иране и Индии. С другой стороны, в современном мире обычным является существование в рамках нации нескольких конфессий. Так, среди белорусов и украинцев есть православные, католики, униаты, протестанты; среди венгров – католики, протестанты кальвинисты и лютеране, православные; среди египтян – мусульмане, христиане. Исключительное конфессиональное многообразие характерно для США, где зарегистрировано 260 церквей. Конфессиональное единство народа сохраняют испанцы, итальянцы, литовцы, поляки, португальцы, французы, хорваты - они преимущественно католики; датчане, исландцы, норвежцы, шведы - лютеране; греки, болгары, русские, румыны, сербы - преимущественно православные. В некоторых культурах один человек может исповедовать несколько религий. Например, в Китае, в зависимости от времени года и суток, характера религиозной настроенности или потребности, верующий обращается то к Конфуцию, то к практике даосизма или буддизма. В японском религиозном сознании уживаются синтоизм и буддизм.
Очевидно, что вероучениям, которые могут сосуществовать в сознании одного человека, должна быть присуща высокая веротерпимость. Действительно, буддизм еще при зарождении, отличала редкая для восходящих религий толерантность. История буддизма не знает религиозных войн. Ни один храм чужой религии не был разрушен последователями Будды. Характерно и отсутствие конфронтации внутри раннего японского буддизма (дзен-буддизма): его отдельные течения не боролись друг с другом. В отличие от буддизма, теистические религии, а именно иудаизм, христианство, ислам не допускают принадлежности одного человека двум конфессиям сразу.
6См. подробно: Основы религиоведения,
М.: Мысль, 1975 –1977 / [Электронный ресурс]:
Режим доступа: http://www.hrono.ru/libris/
Заключение
Религия - важнейший фактор для складывания и формирования этносов, появления культуры и сохранения этнического самосознания. Религиозный фактор является той основой, фундаментом, на котором строятся внутриэтнические и межэтнические отношения. Исследовав основные факторы, которые способствуют формированию нового этноса, можно сделать вывод о том, что религиозное мировоззрение - это уникальный признак, благодаря которому народы объединяются, прожив длительное время на определенной обособленной территории. Рассмотрев особенности религиозного аспекта, можно утверждать о том, что этот фактор является определяющим в формировании человеческих ценностей, его мировоззрения, нравственного, морального и духовного начал. Проанализировав сущность и особенности понятия религии, нам удалось определить место и роль религиозного фактора в складывании и существовании этносов.
Религия существенно отличается от других форм человеческого познания, так как не несет доказательной информации, подтвержденной экспериментально, но она несет на себе отпечаток человеческих чувств и переживаний. Вера народа - основа любой религии. Именно она сплочает людей и целые народы.
С давних времен, при появлении первых племен и государств, религия являлась одним из самых главных аспектов человеческой жизни, человеческого сознания. Люди, еще не научившись добывать огонь, уже имели религиозные представления, поклонялись собственным культам, делали жертвоприношения. Они верили в сверх силу, способную защитить их от опасностей, существующих в действительности, верили в мистический потусторонний мир.
Исследуя место религии в жизни людей, можно сделать вывод, что религиозный фактор является самым существенным и важным в существовании и процветании любого этноса, формировании его этнических ценностей.
1. Малерб М. «Религии человечества» М., 1997
2. Бромлей Ю.В. «Очерк
и теории этноса» М.: Наука, 1983 - 412 с
3. Гараджа В.И «Религиоведение» . м.: 1995.- 351 с.
4. Яблоков И.Н. «Основы религиоведения» 1994. — 368 с.
5. Хрестоматия по социологии
религии. Религия и общество. М.:
Наука, 1994. / [Электронный ресурс]: Режим
доступа: http://www.gumer.info/
6. Доусон К.Г «Религия
и культура» / [Электронный ресурс]: Режим
доступа: http://www.gumer.info/
7. Багдасарьян Н.Г. «Культурология» — М.: Высшая школа, 2001 — 511 с.
8. Виноградова Н.Ф. «Основы
духовно-нравственной культуры
9. Силичева О.В. «М иф и личность», 2004 г. Становление реально- мифической личности.
10. Гегель «Феноменология духа» / [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://lib.ru/FILOSOF/GEGEL/
11. Прохоров «Социальная экология» М., Издательский центр "Академия", 2005, 416 страниц.
Информация о работе Влияние религии на складывание и существование этносов