Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 19:18, курсовая работа
В историческом аспекте взаимоотношения религии и права имели крайне разнообразные формы. В странах, которые поддерживают демократию, принципы взаимодействия религии и права основываются на их автономности друг от друга, а одни из главных, конституционных прав становится свобода вероисповедания. Современные политические процессы стали причиной появления такой формы взаимоотношения религии и права, как принудительный атеизм, который является государственным мировоззрением и обязателен для всех граждан.
Взаимосвязь религии и права налицо. Религия никогда не являла
Введение 2
ГЛАВА 1. Сущность, функции, понятие и предназначение права 4
1.1 Понятие и сущность права 4
1.2 Функции права 7
ГЛАВА 2. Религия 13
2.1 Возникновение религии 13
2.2 Религия и государство 15
2.3 Религия и право 19
Заключение 27
Список литературы 28
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Курганский государственный университет» (КГУ)
Юридический факультет
Форма обучения второе высшее
Направление подготовки – Юриспруденция
по дисциплине: Теория государства и права
Тема: Право и религия
Слушатель: Катаева З.С.
Группа ЮЗ – 3831вв
Номер зачетной книжки :318204
Преподаватель: Жайкбаев Жанбек Садыкович
Курган 2012
Оглавление
Введение 2
ГЛАВА 1. Сущность, функции, понятие и предназначение права 4
1.1 Понятие и сущность права 4
1.2 Функции права 7
ГЛАВА 2. Религия 13
2.1 Возникновение религии 13
2.2 Религия и государство 15
2.3 Религия и право 19
Заключение 27
Список литературы 28
В историческом
аспекте взаимоотношения
Взаимосвязь религии и права налицо. Религия никогда не являлась только верой в Бога и в жизнь после смерти, в религиозные обряды. Именно религия на протяжении всей истории человечества позволяла овладеть массами и влиять на расстановку сил в обществе.
Религия
по-своему объясняет реально существующий
мир и регулирует не мнимые, а
реальные отношения между людьми.
Без религиозной интерпретации
чисто земных отношений между
людьми религия не смогла бы выполнять
сложные социальные функции, в том
числе и интегрирующую, потеряла
бы свою привлекательность, перестала
бы существовать. Сами причины возникновения
новых религиозных движений, как
правило, носили социально-политический
характер. Такие движения появлялись
в ответ на назревшие Потребности
общественной жизни. Фактически каждая
вновь возникшая религиозная
секта выступает как социально-
Качественно новым этапом в усилении общественно-политической роли религии стало возникновение церкви - религиозной организации, выступающей в качестве средств упорядочения отношений внутри религиозного объединения и его связей со светскими общностями и организациями.
По мере
развития церкви усиливались и ее
политические функции. Церковь стала
играть огромную роль и в укреплении
авторитета государственной власти.
Многие авторы, анализируя нынешнюю деятельность
церкви, рассматривают ее как один
из влиятельных компонентов
Исходя из вышесказанного, был определен предмет, объект, а так же цели и задачи настоящей работы.
Объектом настоящей работы являются право и религия как основные движущие силы социально-политических процессов.
Предметом являются основные современные и исторические проблемы взаимодействия религии и права.
Цель работы – изучить исторические и современные проблемы взаимодействия религии и права.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнит следующие задачи:
-изучить понятие и сущность права;
- охарактеризовать основные функции права;
- рассмотреть процесс возникновения религии;
- изучить
взаимодействие религии и
- охарактеризовать
взаимодействие религии и
Для написания курсовой работы были использованы учебники по теории государства и права, а так же тематические статьи и научные публикации.
Структура работы соответствует поставленным целям и задачам исследования и включает в себя: введение, две главы, разбитых на параграфы, заключение и список использованных источников.
Под правом
понимают обоснованную, оправданную
свободу или возможность
Так же следует сказать, что в любом обществе существует так же и естественное право, которое подразумевает такие права, как право на жизнь, свободу и т.п. Такие естественные права имеют место вне зависимости от того, закреплены ли они законодательно или нет.
Сущность
права заключается в
Сущность – главное, основное понятие в рассматриваемом объекте, а потому ее выяснение представляет особую ценность в процессе познания. Однако к правильному выводу о сущности какого-либо явления можно прийти только лишь в случае, когда оно получило достаточное развитие и в основном сформировалось. Применительно к праву это положение имеет первостепенное значение. Поэтому следует выделить требования к определению сущности права:2
В учебной литературе по теории государства и права отношение к проблеме сущности права неоднозначно, а в некоторых отдельных изданиях эта проблема совсем опущена.
Выделяют четыре основных подхода:
Можно выделить следующие всеобщие сущностные черты права:3
А) реализация принципов свобод;
Б) равенство права, которое призвано обеспечить формальное равенство возможностей субъектов права;
В) справедливость, то есть право – «эквивалент, мера воздаяния за содеянное.
Таким образом, только рассмотрев и
проанализировав подходы к
1.2 Функции права
Раскрывая понятие «функции права», следует обратить внимание и на соотношение таких категорий, как «правовое воздействие» и «правовое регулирование».
Правовое воздействие – это не только чисто нормативное, но и психологическое воздействие, идеологическое влияние права на чувства, сознание и действия людей. К формам правового воздействия относят, например, информационное и ценностно-ориентационное влияние права.
Правовое регулирование – это осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правовых отношений, правовых предписаний и др.) упорядочение общественных отношений.4
Правовое регулирование
Существование различных форм правового
воздействия позволяет более
четко проводить различие между
собственно-юридическим
Функции права – это проявление его имманентных, специфических свойств. В функциях аккумулируются такие свойства права, которые вытекают из его качественной самостоятельности как социального феномена:5
В целях более четкого уяснения «функций права» нужно провести различие между близкими по смыслу понятиями, такими как «роль права», «задача права» и «функционирование права».
Термин «роль права» говорит о значение права в жизни общества, государства вообще, либо на определенном этапе их развития, она имеет более общее значение по отношению к «функции». Именно в этом обнаруживается различие рассматриваемых категорий.6
Термин «задача права» - это стоящая перед правом экономическая, политическая, социальная проблема, которую оно призвано решить. Задача права указывает на постоянную или временную, ближайшую или конечную цель, которой оно должно всемерно содействовать или достичь самостоятельно.
Без реализации функций не может решаться ни одна из задач, стоящих перед правом. Функции всегда направлены на их решение. Следовательно, «определенные задачи» требуют «определенных функций». Задачи же вытекают из экономических, политических и социальных потребностей общества, закономерностями развития государства, исторической обстановкой т.п. Зависимость функций права от его задач выражается:7
Термин «функционирования
Анализ функций права как единой, целостной системы позволяет более полно понять содержание каждой функции.
Система функций права представляет собой сложное, многоуровневое образование и непосредственным образом связана с системой права. В соответствии с элементами, из которых состоит последняя, можно выделить 5 групп функций права, образующих систему их систему:
Однако, исходя из общей теории права, рассмотрим основные общеправовые (собственно-юридические) функции.
Можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации общеправовых функций: внутренние (находятся в рамках самого права) и внешние (находятся за его пределами).