Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 09:53, реферат
С древних времен вопросы и проблемы воспитания и образования всегда занимали одну из наиболее важных позиций среди прочих государственных задач. Причем каждая эпоха вносит свои концептуальные новшества в понятие воспитания, то есть содержание и методы его хронологически меняются, но цель всегда одна: воспитать всесторонне развитую личность, в рамках достигнутого прогресса, которая смогла бы существовать в определенной исторической обстановке. На
систему, содержание и методы воспитания в основном большое влияние
оказывают три фактора: хронологический, политический и географический.
Однако в истории древности известен пример, когда в рамках одного
государства (Древней Греции) правительства соседних полисов придерживались различных направлений в воспитании, ориентируясь на различные цели, а, следовательно, и выробатывая различные методы. Наиболее ярким примером являются Афинский полис, с его четкой тенденцией к эстетическому воспитанию, и Спартанский, полностью его отрицавший, и ставящий в качестве первоочередной задачи воспитание военно обученного и физически подготовленного народа.
Введение …................................................................ …......................................3с.
§1. Историческая справка: образование Спартанского государства …...........4с.
§2. Цель, задачи и система воспитания в Спарте..............................................4с.
§3. Содержание и методы воспитания мальчиков в Спарте...............................5с.
3.1 Воспитание в семье.................................................................................. 5с.
3.2. Воспитание в возрасте от 7 до 15 лет. …............................................6с.
3.3. Воспитание в возрасте от 15 до 20 лет; от 21 до 30 лет...................9с.
3.4 Место грамматики и музыки в системе образования. ….....................10с.
§4. История становления Афин ….......................................................................11с.
§5.Система воспитания в Афинах.......................................................................13с.
§6.Физическое воспитание детей и юношей …................................................14с.
Заключение.............................................................................................................16с.
Список литературы …............................................................................................17с.
Макарову Ольгу
Михайловну
Содержание
Введение …....................
§1. Историческая справка: образование Спартанского государства …...........4с.
§2. Цель, задачи
и система воспитания в Спарте......................
§3. Содержание и
методы воспитания мальчиков в Спарте............
3.1 Воспитание в семье.........................
3.2. Воспитание в возрасте от 7 до 15 лет.
….............................
3.3. Воспитание в возрасте от 15 до 20 лет; от 21 до 30 лет...................9с.
3.4 Место грамматики и музыки в системе образования. ….....................10с.
§4. История становления
Афин ….............................
Заключение....................
Список литературы
….............................
Введение.
С древних времен вопросы и проблемы воспитания и образования всегда занимали одну из наиболее важных позиций среди прочих государственных задач. Причем каждая эпоха вносит свои концептуальные новшества в понятие воспитания, то есть содержание и методы его хронологически меняются, но цель всегда одна: воспитать всесторонне развитую личность, в рамках достигнутого прогресса, которая смогла бы существовать в определенной исторической обстановке. На
систему, содержание и методы воспитания в основном большое влияние
оказывают три фактора: хронологический, политический и географический.
Однако в истории древности известен пример, когда в рамках одного
государства (Древней Греции) правительства соседних полисов придерживались различных направлений в воспитании, ориентируясь на различные цели, а, следовательно, и выробатывая различные методы. Наиболее ярким примером являются Афинский полис, с его четкой тенденцией к эстетическому воспитанию, и Спартанский, полностью его отрицавший, и ставящий в качестве первоочередной задачи воспитание военно обученного и физически подготовленного народа.
Следуя этому факту, я поставила перед собой цель в своей работе
охарактеризовать систему, содержание и методы спартанского и афинского воспитания в
период существования государства. А для этого прежде всего необходимо
рассмотреть исторические особенности зарождения и развития самого полиса с
тем, чтобы попытаться
выявить специфику его
ознакомиться с системой и методами воспитания мальчиков на
разных возрастных
этапах;
§1. Историческая справка: образование Спартанского государства.
Возникновение Спартанского государства тесно связано с последними крупными
передвижениями племен дорийцев на Балканском полуострове в конце XIII века до н.э. Продвигаясь значительной массой, доряне постепенно захватывали долину Еврота - Лаконику - и прилегающие к ней территории. Эти завоевания не были связаны с поголовным порабощением местного населения, потому что сопровождались острой внешней и внутренней борьбой, однако уже к IX веку до н.э. Дорийские племена контролировали всю территорию Лаконики, сформировав аппарат господствующего класса - Спартанское государство. Уже после этого начался процесс порабощения местного населения - илотов, который сопровождался резким обострением классовой борьбы, продолжавшейся в течение пяти поколений. В отношении порабощенных жителей Лаконики даже сложилась определенная философская точка зрения, которая гласила, что «уже непосредственно с момента рождения некоторые существа различаются в том отношении, что одни из них предназначены к
подчинению, другие - к властвованию.» Первоначально (в начале своей завоевательной политики) Спарта мало чем отличалась от современных ей других греческих общин, однако в новых условиях жизни эта разница становится крайне существенной: небольшая община спартиатов
вынуждена была
осуществлять задачу господства над подавляющим
большинством лаконского населения ценой
постоянной военной готовности граждан.
Это обстоятельство наложило свой отпечаток
на весь быт спартанской общины, особенностью
которого был его ярко выраженный военный
характер, который являлся определяющей
чертой общественно-политической и социальной
сфер жизни общества. Главное место во
всей организации спартанского государственного
управления отводилось военно-политическому
воспитанию граждан.
§2. Цель, задачи и система воспитания в Спарте.
Термин «воспитание» необычайно многогранен, если рассматривать его в
хронологическом аспекте, ибо на каждом историческом этапе, суть его
варьируется в зависимости от уровня развития и политики того или иного
государства. В VIII - IV веке до н.э., в связи с вышеописанной напряженной исторической обстановкой, в Спарте была выработана абсолютно новая система воспитания, о которой говорит Аристотель в одном из своих трудов: «в Лакедемоне ... почти все воспитание граждан и почти вся законодательная система имеют в виду военные цели». Совершенно очевидно, что
государство в качестве основной и единственной цели воспитания видело создание абсолютной военной нации и все свои силы направило на развитие нового поколения, физически сильного и способного к выживанию в условиях воинственной политики, проводимой Спартой.
В связи с этим, в полисе был установлен строгий государственный контроль за
процессом воспитания и образования. В программу обучения вошли только те
предметы, которые способствовали развитию физических навыков и моральную
выдержку и
стойкость, совершенно вытеснив прочие
науки, связанные с развитием
эстетической стороны души человека.
§3. Содержание и методы воспитания мальчиков в Спарте.
Физическое и музыкальное образование.
3.1 Воспитание в семье.
Самые главные качества, которые должны были отличать спартанца от
представителей других народов были сила, выносливость и максимальная
готовность к жизненным трудностям. Прививание и развитие подобных качеств
начиналось с первых дней жизни ребенка: в младенческом возрасте его никогда
не пеленали и не укрывали, оставляя на солнце, ветре или дожде. Когда ребенок
подрастал, его отучали от страха перед темнотой и одиночеством, запирая в
темные помещения на целые сутки, а также отучали от капризов и нытья,
наказывая палкой.
Физическое наказание было неотъемлемой частью воспитания ребенка внутри
семьи. И одним из многочисленных доказательств тому служит найденная
археологами ваза, на которой изображена древнегреческая женщина, избивающая ребенка собственной сандалией - настолько прочно подобное явление было связано с бытовой жизнью, что его увековечили в рисунках на ровне с ритуальными праздниками, сценами боев и другими картинами повседневных забот. Уже с младенческого возраста спартанских детей приучали к военной выправке. В семье закладывались основы главных качеств будущего защитника государства: пренебрежение болью и страхом.
Существовавшая в Спарте система образования была очень четко спланирована и рассчитана на граждан в возрасте от 7 до 30 лет и подразделялась на три
этапа: от 7 до 15, от 15 до 20 и от 20 до 30 лет. Причем на всех этих трех
этапах особенно ярко просматривается доминирующее влияние интересов
государства, которое
запрещало гражданам
усмотрению, подчинив этот процесс своим узко-военным нуждам.
3.2. Воспитание в возрасте от 7 до 15 лет.
Основной задачей в этот период было развитие способности самостоятельно
преодолевать жизненные трудности, а также воспитание основных моральных
качеств настоящего воина: храбрости, самообладания, выдержки, хладнокровия перед смертью. Причем процесс воспитания проходил под неустанным контролем учителя, государства и всех граждан.
В семь лет мальчиков отнимали у родителей и, объединив их в агелы (небольшие отряды), воспитывали сообща, приучая к суровой, военной дисциплине. Во главе каждой агелы стоял мужчина, который прославился мужеством на поле боя и с которого дети могли бы брать пример. Основной задачей этих людей было воспитание храбрости будущих воинов. Наиболее часто для этой цели использовался прием «натравливания» одного отряда на другой: когда любой малейший повод, искусно преподнесенный учителем, служил для того, чтобы поссорить детей. Мужчины следили за развязавшимися драками с тем, чтобы по окончании похвалить наиболее храбрых и отличившихся и наказать палками тех, кто особо не проявил себя в бою.
Воспитание детей не вверялось в руки только лишь ограниченного числа людей: вопросы воспитания подрастающей молодежи рассматривались как общее дело всего класса. И этот так называемый принцип «общественного контроля» являлся одним из основных в общей системе спартанского государственного образования. Аристотель писал: «Так как государство в его целом имеет в виду одну конечную цель, то ясно, что для всех нужно единое и одинаковое воспитание, и забота об этом воспитании должна быть общим, а не частным делом...Что имеет общий интерес, тем и заниматься следует совместно.» А поэтому, на состязания, проводимые в гимнасиях, регулярно приглашали представителей старшего поколения «ибо всякий считает себя до некоторой степени отцом, воспитателем и руководителем любого из подростков» . На этом основании каждый старик мог поощрить или наказать любого из детей. И это считалось не только его правом, но и обязанностью.
Кроме того, на мужские соревнования нередко в качестве зрителей приглашали и девочек, которые своим присутствием стимулировали юношей к достижению
больших успехов. По мере того, как мальчики подрастали, их воспитывали во все более суровых условиях. «С двенадцатилетнего возраста молодые люди ходили почти без одежды, босые и с обнаженной головой; летом и зимой они носили одну и ту же одежду, которой им должно было хватать на целый год. Их волосы были коротко острижены. Им запрещалось мыться и принимать благовония, исключая определенных и редких дней. Они спали без одеяла, на сене, соломе, на тростниках или на камышах» которые приносили себе сами с берегов Еврота, ломая его там руками. Кроме того, детям умышленно выдавали слишком скудное питание, чтобы научить их собственными силами бороться с лишениями и сделать из них ловких и сильных людей. Для того, чтобы прокормить себя юные спартиаты должны были воровать,
проявляя наибольшую осторожность и хитрость. Попадавшихся избивали плетью и заставляли голодать. Поэтому дети различными способами стремились скрывать свои преступления. Широко известна история об одном мальчике, который украл лисенка и спрятал его под плащом. По дороге домой юноша встретил воинов, которые завязали с ним разговор, а в это время зверек распорол ему зубами живот. Не желая себя выдать, мальчик продолжал беседу, не реагируя на страшную боль ни словом, ни жестом, пока не упал замертво.
Таким образом, подобные “уроки жизни” не только приучали детей бороться с
лишениями, но также и закаляли в них смелость, самообладание и выдержку -