Воспитательное общество благородных девиц: первый опыт образования женщины в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:01, научная работа

Краткое описание

Объектом исследования при этом явилось женское образование в Воспитательном обществе благородных девиц.
Предметом исследования – опыт образования женщин в Воспитательном обществе благородных девиц.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1. Изучить причины введения женского образования в России в XYIII веке.
2. Познакомиться с идеями Екатерины II о перевоспитании общества и как они воплощались в жизнь.
3. Изучить опыт образования женщин в Воспитательном обществе благородных девиц.
4. Выявить, как осуществлялось духовное, общекультурное, экономическое образование женщин в Воспитательном обществе благородных девиц.
5. Выявить результат Екатерининских нововведений в XYIII веке и их влияние на дальнейшую судьбу России.

Содержание

Введение. Актуальность исследования...………………………………………..3
Глава I. Причины введения женского образования в России в XYIII в. …...... 5
Глава II. Воспитательное общество благородных девиц: первый опыт образования женщины в России: ..………………………………………………6
2.1 Идеи Екатерины II о перевоспитании общества……………………………5
2.2. Создание программы Воспитательного общества благородных девиц…..7
2.3. Учебный процесс в Воспитательном обществе благородных девиц……..9
2.4. Дальнейшая история Воспитательного общества благородных девиц….14
2.5. Результат Екатерининских нововведений в XYIII веке…………………..16
Заключение…....………………………………………………………………….17
Список использованной литературы ...………………………………………...19
Список использованных иллюстраций …………

Вложенные файлы: 1 файл

исследование А Горбуновой19012010.doc

— 1.10 Мб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научно-исследовательская работа по дисциплине «Культурология»

 

Воспитательное общество благородных девиц:

первый опыт образования женщины в России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. Актуальность исследования...………………………………………..3

Глава I. Причины введения женского образования в России в XYIII в. …...... 5

Глава II. Воспитательное общество благородных девиц: первый опыт образования женщины в России: ..………………………………………………6

2.1 Идеи Екатерины II о перевоспитании общества……………………………5

2.2. Создание программы Воспитательного общества благородных девиц…..7

2.3. Учебный процесс в Воспитательном обществе благородных девиц……..9

2.4. Дальнейшая история Воспитательного общества благородных девиц….14

2.5. Результат Екатерининских нововведений в XYIII веке…………………..16

Заключение…....………………………………………………………………….17

Список использованной литературы ...………………………………………...19

Список использованных иллюстраций ………………………………………...20

Приложения (тексты)

Приложение 1. Устав «Общества благородных девиц» был издан 5 мая 1764 года: (избранные страницы) ..…………………………………………………..23

Приложение 2. Черепнин Н.П. Предисловие к списку выпускниц Смольного института благородных девиц……………………………………………………………………………...32

Приложение 3. Свидетельство от Совета Императорского Общества благородных девиц на право ношения Высочайшепожалованного вензеля Императрицы Екатерины II……………………..………………………………35
Приложение 4. Вадим Литинский. Как писали характеристики в 1838году, и кое-что об императрицах и благородных девицах. Аттестат Авдотьи Григорьевны Литинской…...……………………………………………………36

Приложения (иллюстрации)

Приложение 5. Ериксен В. Портрет Екатерины II …………...........................39

Приложение 6. Учреждение императрицей Екатериной II Воспитательного дома. Гравюра XIX в…………………………….................................................40

Приложение 7. Рослин Александр. Портрет Ивана Ивановича Бецкого……………………………………………………………………….......41

Приложение 8. Спальная комната...……………………………………………42

Приложение 9. Умывальная комната………………………………………......42

Приложение 10. Институт благородных девиц. В столовой………………....43

Приложение 11. Белоусов А. Смольный институт и его воспитанницы……………………………………………………………………43

Приложение 12. Институт благородных девиц. Урок гимнастики.………….44

Приложение 13. Долгорукая Анна Александровна (1790-е), первая начальница заведения……….…………………………………………………..45

Приложение 14. Классная дама Смольного, 1889 год………………..……….45

Приложение 15. Дни приёма в Смольном…………………..............................46

Приложение 16. Урок музыки в Смольном институте благородных девиц……………………………………………………………..........................46

Приложение 17. Иллюстрация. "Смольный институт". Литография К.П. Беггрова с оригинала С. Ф. Галактионова. 1823. ……………………………..47

Приложение 18. Иллюстрация. Архитектор Джакомо Кваренги. ...................48

Приложение 19. Иллюстрация. Шифр. ………………......................................49

Приложение 20. Иллюстрация. Д. Г.Левицкий. Портрет Е. Н. Хрущевой и княжны Е. Н. Хованской Воспитанниц Смольного института благородных девиц (1767-1779) …………………………………………….............................50

Приложение 21. Иллюстрация. Последний выпуск Смольного 1917 год.......51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования

 

     Я выбрала для своего профессионального развития направление «Экономика», потому что считаю, что развитая экономика определяет более счастливое настоящее и будущее. Изучая культурологию, я поняла, что по-настоящему развитая экономика может быть только при высокоразвитых, культурных, понимающих современные культурные процессы специалистах.

     Начало третьего тысячелетия – XXI век – это время, когда мы – молодые люди только входим во взрослую жизнь. Будучи студентами и желая получить профессию, мы ставим перед собою цель быть полезными своей стране, принять участие в работе по изменению жизни к лучшему. А изменять есть что. Наша страна, да и весь мир находится в глубоком кризисе, как экономическом, так и духовном. На это указывают многие проблемы старшего поколения.

     В настоящее время часто приходится слышать о том, что человек как вид сам находится под угрозой уничтожения, что необходимо воспитание нового человека, развитие у него положительных качеств, которые он не накопил за свою историю, а изрядно растерял.

     Меня заинтересовала эта проблема, и я решила обратиться к истории культуры, которая, как известно, хранит знания, полезные для формирования понимания и поиска разрешения проблем настоящего времени, чему и посвящено моё культурологическое исследование.

     Изучение культурологической, педагогической, исторической литературы показало, что проблема необходимости изменения общества к лучшему существует с давних времён. Меня особенно заинтересовал опыт формирования «нового общества», предпринятый в XVIII веке Екатериной II, потому что он касался желания изменить мир к лучшему с помощью воспитания и образования женщин. Я согласна с утверждением, что судьба XXI века – в руках образованных женщин. Сегодня женщины всё чаще стали заниматься общественной деятельностью, политикой, вопросами культуры и экономики, поэтому я посчитала очень полезным изучить этот интересный опыт прошлого, что и стало целью моего исследования.

     Объектом исследования при этом явилось женское образование в Воспитательном обществе благородных девиц.

     Предметом исследования – опыт образования женщин в Воспитательном обществе благородных девиц.

     Поставленная цель требует решения следующих задач:

1. Изучить причины введения женского образования в России в XYIII веке.

2. Познакомиться с идеями Екатерины II о перевоспитании общества и как они воплощались в жизнь.

3. Изучить опыт образования женщин в Воспитательном обществе благородных девиц.

4. Выявить, как осуществлялось духовное, общекультурное, экономическое образование женщин в Воспитательном обществе благородных девиц.

5. Выявить результат Екатерининских нововведений в XYIII веке и их влияние на дальнейшую судьбу России.

     Хронологические рамки исследования охватывают время с XYIII по XX века, однако базовыми основой исследования является время XYIII века, период правления Екатерины II.

     Географические рамки исследования ограничиваются, в основном, г. Санкт-Петербургом. Известно, что институты благородных девиц были организованы позже в других больших городах России: Московский (основан в 1803г.); Харьковский (основан в 1812г.); Киевский (основан в 1838г.); Казанский (основан в 1841г.); Иркутский (основан в 1845г.); Саратовский (основан в 1857г.). Однако начало всему специальному женскому образованию было положено именно Екатериной II в Санкт-Петербурге.

     Методологическую основу исследования составили принципы историзма, объективности и научности, позволяющие дать беспристрастный анализ собранной информации.

     Методы исследования: В ходе исследования применен комплекс методов, нацеленных на изучение опыта образования женщин в Обществе благородных девиц в XVIII веке: историко-культурологический анализ существующего наследия. Под историко-культурологическим анализом понимается анализ исторических документов по исследуемой теме на основе человеческих смыслов и ценностей. 

     Источниковая база исследования:

1.      Исторические сведения и документы по теме.

2.      Мемуарные работы и публикации, воспроизводящие быт и образовательную деятельность в Обществе благородных девиц.

     Этапы исследования:

Исследование осуществлялось на протяжении нескольких этапов:

1. Сентябрь-октябрь 2009 года – сбор материалов и изучение документов, публикаций по теме исследования;

2. Ноябрь-декабрь 2009 года – систематизация изученного материала; историко-культурологическое осмысление собранных источников, обобщение результатов исследования.

3. Январь 2010 года – формулирование теоретических и практических обобщений, выводов и рекомендаций, оформление материалов исследования.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечивается:

      опорой на системный характер его теоретико-методологических оснований;

      многообразием фактического материала исследования;

      использованием системы методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования.

    Исследование состоит из Введения, двух глав (1.Причины введения женского образования в России в XYIII в. и 2.Воспитательное общество благородных девиц: первый опыт образования женщины в России), пяти параграфов (1. Идеи Екатерины II о перевоспитании общества; 2. Создание программы Воспитательного общества благородных девиц; 3.Учебный процесс в Воспитательном обществе благородных девиц; 4. Дальнейшая история Воспитательного общества благородных девиц; 5. Результат Екатерининских нововведений в XYIII веке), Заключения, Списка использованной литературы и 21-го приложения, раскрывающих документальные и иллюстративные источники.

     Прежде всего нам необходимо было выяснить причины введения женского образования в России в XYIII в., что  и было сделано в Главе  I.

 

Глава I. Причины введения женского образования в России в XYIII в.

 

     Изучение исторических и культурологических материалов показало, что во второй половине XVIII века и наука, и образование в России продолжали развиваться, хотя крепостное право и самодержавие сильно препятствовали этому. Царскому правительству приходилось принимать определённые меры по распространению образования – этого требовала эпоха. В Западной Европе в это время развивались идеи Просвещения, экономическая и духовная жизнь преображалась, выходил на арену жизни класс буржуазии, идеалом становился человек активный, деятельный, полезный обществу. Это повлияло и послужило веской причиной для развития нашей страны в том же направлении. Во второй половине XVIII в. России была существенно расширена сеть учебных заведений, хотя и усиливалось влияние принципа сословности на постановку просвещения [4, 7, 8, 10, 12, 14, 15, 19].

     Из анализа литературы следует, что наряду с расширением сети народных школ, предназначавшихся для низших слоев общества, из которых исключались крепостные крестьяне, увеличилось число сословных школ, предназначавшихся исключительно для дворян. В конце XVIII века существовало пять кадетских корпусов вместо одного в первой половине этого столетия. Новым типом учебного заведения для дворян являлись благородные пансионы. Впервые на государственном уровне была поставлена задача воспитания и образования женщин, осознана их роль в обществе.

     Важно отметить, что становление и развитие женского образования в России со второй половины XVIII века и, кончая 1917 годом, тесно связано с именами российских императриц, взявших его под свое покровительство. Начало образованию женщин было положено Екатериной II (Приложение 5), создавшей первое светское женское учебное заведение. (Приложение 6) Старейшее из всех государственных женских учебных заведений России – Воспитательное общество благородных девиц – согласно воле его основательницы, было призвано осуществить высокую государственную задачу – воспитать новое поколение людей и тем самым служить делу обновления русской жизни [1, 2, 3, 12, 16, 18,19].

     На основе вышесказанного подводим итог: в XVIII веке Россия под влиянием Западной Европы вступила в эпоху Просвещения. Этому способствовала царица Екатерина II, воспринявшая идеи о том, что с помощью правильного воспитания и образования можно изменить общество к лучшему. В связи с этим она предприняла действия по распространению образования, в том числе женского.

Информация о работе Воспитательное общество благородных девиц: первый опыт образования женщины в России