Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:26, реферат
В настоящее время составляющие половой идентичности изменяются. В обществе обычно предполагается, что четыре компонента полового самосознания находятся в гармоническом единстве. Ожидается, что биологическая особь женского пола ощущает себя женщиной, и это ощущение соответствует общепринятому определению женственности.
Введение 3
1. Определение гендера и его проблематика 4
2. Гендер как социокультурный феномен 9
Заключение 14
Список литературы 15
Оглавление
Введение 3
1. Определение гендера и его проблематика 4
2. Гендер как социокультурный феномен 9
Заключение 14
Список литературы 15
Введение
В настоящее время составляющие
половой идентичности изменяются. В
обществе обычно предполагается, что
четыре компонента полового самосознания
находятся в гармоническом
Имеется в виду, что она готова принять на себя роли и обязанности традиционно связанные с ее полом. Однако в действительности это предположение не всегда верно. Но биологический пол людей может не соответствовать их половой идентичности. Располагая достаточными материальными средствами, человек может подвергнуться операции и изменить свой пол. Однако это происходит очень редко. Кроме того, то, как индивид осознает свой пол, может не совпадать с общепринятым идеалом.
Мужчина может чувствовать себя комфортно как биологическая особь мужского рода, но его могут не устраивать образцы поведения, соответствующее культурным стереотипам. Поскольку каждый из этих компонентов обусловлен различными факторами (биологическими, психологическими и социальными), неудивительно, что они не всегда сочетаются друг с другом. В общем, половые различия используются обществом как основа для дифференциации социальных ролей, но сущность этих ролей не обусловлена такими биологическими факторами, как более внушительные размеры мужчин и способность женщин к деторождению. Вероятно, существует бесконечное множество отклонений от общепринятых стереотипов, и это свидетельствует о том, что сексуальные роли в нашем обществе сложились на основе культурных и социальных особенностей, а не естественного порядка вещей.
Терминологически понятие
Обосновывается необходимость
рассматривать не опыт пола (sex), а
опыт рода, соотнесенного с социально-
Соотнесение гендера с родом позволяет обнаружить еще одно его значение - представление. Термин "гендер" понимается как представление отношений, показывающих принадлежность к классу, группе, категории.
Гендер выражает отношение принадлежности. Таким образом, гендер приписывает или закрепляет за каким-либо объектом или индивидом позицию внутри класса, а следовательно, и позицию относительно других классов. Понятно столь пристальное внимание к понятию гендер, т. к. в значении социального пола/рода оно становится не просто описательным понятием, а предстает как определенная когнитивная схема, включенная в анализ и объяснение властных отношений в обществе.
Современное обществознание последовательно
и весьма продуктивно разрабатывает
данное понятие как одно из важнейших
для анализа оснований
Гендер - совокупность социальных репрезентаций, а не природой закрепленная данность. Гендер - культурная маска пола, то, что мы думаем о поле в границах наших социокультурных представлений. Более того, пол и есть только гендер, т. е. то, что стало полом в процессе его социализации. Не пол принадлежит человеку, а человек полу, а он определен властью и языком. В современном обществе все труднее провести границу между биологической предопределенностью пола и его социальным моделированием. "Сегодня нет ничего менее надежного, чем пол. Принцип неопределенности распространяется на половые отношения, как и на отношения политические и экономические" (Бодрийяр).
При всем многообразии подходов и позиций в отношении определения гендера имеет смысл выделить две концепции: теорию социальной конструкции гендера и теорию гендерной системы. Первый подход рассматривает динамическое измерение гендерной культуры и воспроизводство ее в процессе социализации и представляет диахронический аспект культуры. Второй подход концентрируется на гендерном измерении культуры общества - это синхронический аспект.
В логике первого подхода (гендер как социальный конструкт) называют три группы характеристик: биологический пол, полоролевые стереотипы, распространенные в том или ином обществе, и т. н. "гендерный дисплей" - многообразие проявлений, связанных с предписанными обществом нормами мужского и женского действия и взаимодействия.
Понятие "гендерный дисплей" введено И. Гоффманом и выражает множество проявлений культурных составляющих пола. В соответствии с данным подходом гендер предстает как измерение социальных отношений, укорененное в данной культуре.
Синхронический аспект гендерной культуры описывается в терминологии "гендерной системы". Понятие "гендерная система" включает разнообразные компоненты и по-разному определяется разными авторами. Но в основном подчеркивается то, что гендерная система есть совокупность отношений между полами (и внутри полов). Поскольку гендерная система предполагает гендерное измерение публичной и приватной сферы, соотносит систему гендерной иерархии с другими социальными иерархиями и системами доминирования, то в анализе такого рода большая роль отводится изучению роли социальных институтов, реализующих гендерные технологии. Властные смыслы гендерных отношений во многом открылись в развитии именно такого подхода. Так, Г. Рабин, к примеру, показывает, что пологендерная система конструируется как набор соглашений, которыми общество трансформирует биологическую сексуальность в продукт человеческой активности. Другими словами, гендерная система, которая конструирует два пола как различные, неравные и даже взаимодополняющие, является фактически системой власти и доминирования, цель которой - концентрация материального и символического капитала в руках отцов.
А. Рич отмечает, что гендер является своеобразной системой, продуцирующей различия и вписывающей эти различия в отношения власти и подчинения. Власть базируется на разветвленной системе различий, половые различия оказываются в этой системе генетически первичными.
Именно на этой линии различения хорошо видно, как власть и общество в целом моделируют тендерное противостояние, превращая т. н. "несоциальные" различия в "социальные", пол/секс в пол/гендер.
Конструкция гендера есть одновременно продукт и процесс представления как о других, так и о самих себе. Смысл гендерной процессуальности состоит в том, что пол обретается. Стадии обретения пола - это стадии оформления гендера в движении от биологического пола к социальному. Одна из схем такого движения представлена Д. Лорбер.
Она показывает предпосылки и компоненты гендера, но нам представляется, что они могут быть рассмотрены и как этапы становления гендера как статуса и структуры: - пол (sex) как биологическая категория - непосредственно данное сочетание генов и гениталий, дородовой, подростковый и взрослый гормональный набор; - пол (sex) как социальная категория - предназначение от рождения, основанное на типе гениталий; - половая (sex - gender) идентичность - осознание себя как представителя данного пола, ощущение своего женского или мужского тела, осознание своей принадлежности к полу в социальном контексте; - пол (gender) как процесс - обучение, научение, принятие роли, овладение поведенческими действиями, уже усвоенными в качестве соответствующих определенному тендерному статусу; - пол (gender) как статус и структура - завершение оформления тендерного статуса индивида как части общественной структуры предписанных отношений между полами, особенно структуры господства и подчинения.
Первоначально в феминистских, а затем и в более широких тендерных исследованиях особое внимание уделялось технологиям формирования гендера, тому самому научению и усвоению тендерных норм, которые во многом предопределяют модели отношений в том или ином обществе.
Стремление систематизировать и выстроить наличные позиции по понятию гендера дано в исследованиях наших соотечественниц О. Ворониной, Т. Клименковой, М. Малышевой и др. Обобщенный вариант западных подходов по данному вопросу представлен в модели, предложенной О. Ворониной. Она выделяет: гендер как социально-демографическую категорию; гендер как социальную конструкцию; гендер как субъективность; гендер как идеологический конструкт; гендер как сеть (network); гендер как технологию; гендер как культурную метафору.
В проблематизации "гендер как идеологический конструкт", например, представлена одна из феминистских линий анализа, определяющих гендер как инстанцию мужского доминирования, которое организует сексуальность через властную систему, где возможности контроля принадлежат мужчинам. Контроль происходит через объективацию женщин и, кроме того, - через эротизацию акта контроля как такового. Представители этой позиции подчеркивают, что в восприятии мужчин только женщины имеют гендер, мужчины же могут не иметь такого знака специфичности, т. к. они представляют все человечество. Эта идея нашла отражение в давнем предрассудке, смысл которого в том, что пол, сексуальность - прерогатива женщин, отсюда выросла вся тема "мистики женственности" (Б. Фридан).
Гендер как культурная метафора осмысляется в философии постмодернизма и является еще одним весьма продуктивным аспектом анализа предмета. Этот аспект в большей степени выражает культурно-символическую природу гендера. Наличный культурно-символический гендерный ряд представляет не всегда явные ценностные ориентации и установки, оформляет образы феминности и маскулинности в их социокультурной конкретике, выражает культурно-символическую иерархию внеполовых дихотомий, которые оказываются предзаданы всей онтологией мужского и женского. Встроенность мужского и женского как онтологических начал в систему других базовых категорий трансформирует и их собственный, первоначально природно-биологический смысл. Пол становится культурной метафорой, а данная метафора способна выполнять функцию не только описания, но и оформления социальной реальности.
Данная линия анализа
В целом же следует отметить, что произошла трансформация статуса гендера от переменной в анализе до аналитической категории. Анализ гендерных отношений по сути является анализом отношения власти полов в экономической, социальной, политической сферах жизнедеятельности
Центральное, основополагающее
место в теоретическом
Подобный подход к гендеру
закономерно обуславливает
Понимание гендера с точки зрения его социального построения предусматривает учет воздействия на этот процесс таких особенностей социального бытия, как уровень развития орудий труда и средств производства, сложившееся на соответствующем этапе исторического развития общественное разделение труда, сформировавшийся и утвердившийся характер организации различных сторон социальной жизни. При этом в качестве фундаментального основания процессов формирования, развития и воспроизводства гендера, гендерных различий и в целом гендерных систем рассматривается их обусловленность функциональными и материальными целями, задачами социума. Тем самым в орбиту социокультурного исследования гендера с необходимостью попадают его многообразные проявления в различного рода социальных связях, взаимодействиях и отношениях. Такой контекст анализа гендера в качестве основной точки своего приложения предусматривает влияние гендерной социальной системы на гендерные стереотипы, предписания, роли, мышление и т.д. Другими словами, внимание сосредоточивается на обусловленности культурного пласта материальными особенностями социальной формации.
В свою очередь, культурное конструирование гендера в ходе своего анализа требует учета воздействия на становление и развитие гендера, гендерного неравенства и гендерных систем таких факторов, как гендерная социализация, формирование гендерных стереотипов, ролей, гендерной идентификации, процессов мышления, всего того, что укладывается в многообразное русло культурного контекста.
Необходимо подчеркнуть, что двойственная природа гендера как социальнокультурного феномена предусматривает одновременное, слитное, взаимообусловленное протекание процессов его социального и культурного конструирования. Подобные особенности гендера предопределяют зависимость динамики и направленности процессов его развития от всесторонней практики различных социальных преобразований в обществе: экономических, социально-стратификационных, политико-правовых, культурных, идеологических и нравственных.