Государственное регулирование межнациональных и межконфессиональных отношений в регионах Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 10:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является описание системы государственного регулирования межнациональных и межэтнических отношений в Российской Федерации, примере Ханты-Мансийского Автономного округа – Югры.
Данная цель решается с помощью решения таких задач как:
• раскрытие государственной национальной политики по регулированию межнациональных отношений в целом: принципы формирования и цели;
• приведение нормативно-правовой базы регулирования межнациональных и межконфессиональных отношений, по принципу федерализма.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..……3
Глава 1. Сущность государственной национальной политики РФ…………....6
1.1 Государственная национальная политика в современной России: принципы формирования и цели…………………………………….......………6
1.2 Органы государственной власти по управлению межнациональными и межконфессиональными отношениями……………………………………..…11
1.3Нормативно-правовая база регулирования в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений…………………………………………….17
Глава 2. Регулирование межконфессиональных и межнациональных отношений в ХМАО………………………………………………………..……19
2.1. Долгосрочная целевая программа по профилактике экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений и укрепление толерантности в ХМАО на 2011-2013 гг. Цели, задачи и непосредственные ожидаемые результаты программы…………………………………………….19
2.2. Механизм реализации целевой Программы………………………………24
Заключение……………………………………………….………………………29
Список источников………………………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 73.08 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..……3

Глава 1. Сущность государственной национальной политики РФ…………....6

1.1 Государственная национальная  политика в современной России: принципы формирования и цели…………………………………….......………6

1.2 Органы государственной  власти по управлению межнациональными  и межконфессиональными отношениями……………………………………..…11

1.3Нормативно-правовая база  регулирования в сфере межнациональных  и межконфессиональных отношений…………………………………………….17

Глава 2. Регулирование межконфессиональных и межнациональных отношений в ХМАО………………………………………………………..……19

2.1. Долгосрочная целевая программа по профилактике экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений и укрепление толерантности в ХМАО на 2011-2013 гг. Цели, задачи и непосредственные ожидаемые результаты программы…………………………………………….19

2.2. Механизм реализации целевой Программы………………………………24

Заключение……………………………………………….………………………29

Список источников………………………………………………………………31

 

 

Введение

Среди граждан Российской Федерации имеются группы людей, отличающихся по языковому, культурному, традиционному и религиозному признаку. Данные группы лиц идентифицируются с национальными меньшинствами, так как стремятся к сохранению своей самобытности.

Исторически-культурные предпосылки  повлияли на государственное устройство Российской Федерации и ее многонациональный состав. Таким образом, для России актуальна проблема защиты и обеспечения прав лиц, принадлежащих к тому или иному этносу.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью развития и совершенствования межконфессиональных и межнационациональных отношений. Это признается как общественно-политическими организациями, так и всем многонациональным населением Российской Федерации, что в свою очередь, отражается в законодательстве РФ. Данный вид государственного регулирования направлен на достижение сплоченности народов России, с целью обеспечения единства страны, что способствует развитию как экономического, так и правового потенциала страны.

Для развития гражданского общества, на основе конституционного строя, осуществляется такой процесс как разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами субъектов РФ, также установлены полномочия органов местного самоуправления, созданы всевозможные общественные объединения, которые включают в себя национально-культурные автономии, национально общественные организации, ассоциации, центры национальной культуры.

Негативное воздействие  на развитие межнациональных отношений  оказывает деятельность террористических группировок и экстремистских организаций, что так же попадает под сферу  государственного регулирования.

Также негативное воздействие  на стабилизацию данного вида отношений  оказывают безработица, в районах  с избыточными трудовыми ресурсами, и наличие нерегулируемых земельных отношений, связанных с традиционными или национальными претензиями тех или иных групп населения.

Целью курсовой работы является описание системы государственного регулирования межнациональных  и межэтнических отношений в Российской Федерации, примере Ханты-Мансийского Автономного округа – Югры.

Данная цель решается с  помощью решения таких задач  как:

  • раскрытие государственной национальной политики по регулированию межнациональных отношений в целом: принципы формирования и цели;
  • приведение нормативно-правовой базы регулирования межнациональных и межконфессиональных отношений, по принципу федерализма.
  • обозначение основных направлений региональных программ в субъектах РФ, на примере ХМАО.
  • характеристика механизма реализации государственной национальной политики в ХМАО: долгосрочная целевая программа по профилактике экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений и укрепление толерантности.

Методологическую основу курсовой работы составляет совокупность различных методов и приемов  исследования. В частности, в данной курсовой работе используется метод структурно-функционального анализа, который включает в себя изучение функциональных зависимостей элементов государственного управления в межнациональной сфере, соответствия их действий (функционирования) потребностям субъектов управления; выявление того, как реализуется потребность в приспособлении системы к изменяющейся среде. Также, используется институциональный метод, связанный со стремлением выявить определенные юридические нормы, проанализировать нормативную базу изучаемого вопроса. Кроме того, основу работы составил компаративный метод исследования, позволяющий установить, в чем состоит подобие объектов исследования, в частности регулирование межнациональных и межконфессиональных отношений в Российской Федерации и ее субъектах, вычленить общие черты, либо выявить признаки, по которым они различаются1.

Структура обусловлена темой, целями и задачами курсовой работы, которая включает введение, две главы, заключение, список источников и использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность работы, определяются цели, задачи и методологическая основа исследования.

Первая глава – «Сущность  государственной национальной политики РФ», посвящена раскрытию принципов формирования и целям государственной национальной политики, описанию нормативно-правовой базы изучаемого вопроса и государственных органов, занятых в данной сфере.

Вторая глава – «Регулирование межконфессиональных и межнациональных отношений в ХМАО», посвящена государственному регулированию межнациональных и межконфессиональных отношений в субъекте РФ, в Ханты-Мансийском Автономном округе – Югре.

 

Глава 1. Сущность государственной национальной политики РФ

1.1 Государственная  национальная политика в современной  России: принципы формирования и  цели

Система современных взглядов, принципов и приоритетов в  деятельности федеральных органов  государственной власти и органов  государственной власти субъектов  РФ в сфере национальной политики складывается в единую концепцию. Данная концепция ориентирована на обеспечение  единства и целостности России, на развитие российского гражданского общества, на согласование общественных интересов всех народов РФ, на налаживание  сотрудничества между народами и  развитие национальных языков, культур  и традиций.

Государственная национальная политика основывается на принципах  Конституции Российской Федерации  и общепризнанных нормах международного права и находит свое выражение  в системе федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, а также договоров о разграничении  предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной  власти и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации2.

Основу государственной  национальной политики составляет «Стратегия государственной национальной политики в РФ на период до 2025 года».

Стратегия государственной  национальной политики Российской Федерации  на период до 2025 года (далее – Стратегия) – система современных приоритетов, целей, принципов, основных направлений, задач и механизмов реализации государственной национальной политики Российской Федерации.

Стратегия разработана в  целях обеспечения интересов  государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности России, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, сочетания общегосударственных интересов и интересов народов России, обеспечения конституционных прав и свобод граждан.

Стратегия основывается на принципах построения демократического федеративного государства, служит основой для координации деятельности федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и  органов местного самоуправления, их взаимодействия с институтами гражданского общества при реализации государственной  национальной политики Российской Федерации. Стратегия направлена на активизацию  всестороннего сотрудничества народов  Российской Федерации, развития их национальных языков и культур.

Целями государственной  национальной политики Российской Федерации  являются:

  • упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
  • сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;
  • гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений;
  • обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств;
  • успешная социальная и культурная адаптация, и интеграция мигрантов.

Цели, данной Стратегии, достигаются совместными действиями общества и государства на основе конституционных принципов демократии и федерализма, принципов единства, патриотизма и социальной справедливости, стабильного и суверенного развития России, уважения национального достоинства ее граждан.

Основными принципами государственной  национальной политики Российской Федерации  являются:

  • государственная целостность, национальная безопасность Российской Федерации, единство системы государственной власти;
  • равноправие и самоопределение народов Российской Федерации;
  • равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
  • предотвращение и искоренение любых форм дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
  • уважение национального достоинства граждан, предотвращение и пресечение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
  • государственная поддержка и защита культуры и языков народов Российской Федерации;
  • взаимное уважение традиций и обычаев народов Российской Федерации;
  • обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов (малочисленных этнических общностей), включая поддержку их экономического, социального и культурного развития, защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни;
  • обеспечение прав национальных меньшинств;
  • содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также обеспечение поддержки их деятельности по сохранению и развитию родного языка и культуры, укреплению связей с Россией;
  • обеспечение интеграции в российское общество иностранных граждан и лиц без гражданства, переселившихся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства;
  • разграничение предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;
  • комплексность решения задач государственной национальной политики Российской Федерации с учетом ее межотраслевого характера;
  • недопустимость создания политических партий по признаку расовой, национальной или религиозной принадлежности;
  • взаимодействие государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
  • преемственность исторических традиций солидарности и взаимопомощи народов России;
  • своевременное и мирное разрешение межнациональных (межэтнических) противоречий и конфликтов;
  • пресечение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, нарушение межнационального мира и согласия, разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.
  • Задачи по содействию национально-культурному развитию:
  • обеспечение сохранения и приумножения духовного и культурного потенциала многонационального народа Российской Федерации на основе идей единства и дружбы народов, межнационального (межэтнического) согласия, российского патриотизма;
  • распространение знаний об истории и культуре народов Российской Федерации;
  • формирование культуры межнационального (межэтнического) общения в соответствии с нормами морали и традициями народов Российской Федерации;
  • развитие межнациональных (межэтнических) и межрегиональных культурных связей, в том числе путем принятия и реализации соответствующих региональных программ, распространение традиционных и современных произведений литературы и искусства народов России и бывшего СССР, в том числе с привлечением государственных теле- и радиоканалов и общественного телевидения, организация художественных выставок, гастролей творческих коллективов;
  • развитие этнографического и культурно-познавательного туризма, оздоровительных и рекреационных зон, расширение государственной поддержки национальных видов спорта, проведение спартакиады народов России;
  • организация посещения молодежью городов-героев и городов воинской славы, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
  • обеспечение сохранения и приумножения культурного наследия народов Российской Федерации путем:
  • формирования в обществе атмосферы уважения к историческому наследию и культурным ценностям народов России;
  • расширения возможностей доступа к отечественным культурным ценностям, материальному и нематериальному историческому наследию народов России;
  • развития волонтерского (добровольческого) движения в сфере сохранения культурного наследия, включая реставрацию культурных ценностей;
  • совершенствование системы подготовки национальных кадров в сфере культуры;
  • разработка дополнительных мер государственной поддержки научных исследований, научно-популярных публикаций, создания произведений литературы, искусства, кино и телевидения, интернет-продукции, освещающих значимые исторические события, пропагандирующих общие достижения народов России3.

 

1.2 Органы государственной власти по управлению межнациональными и межконфессиональными отношениями

На федеральном уровне вопросами профилактики экстремизма, гармонизации межэтнических и межконфессиональных  отношений занимаются различные государственные структуры.

К ним относятся:

– Минрегион России – в сфере государственной национальной политики межнациональных отношений в Российской Федерации, защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации, взаимодействия с казачьими обществами;

– МВД России – в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции;

– Минюст России – в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации. Минюст России осуществляет функции по ведению, опубликованию и размещению в сети Интернет федерального списка экстремистских материалов;

– Минобрнауки России – в сфере образования;

– Минкультуры России – в сфере сохранения историко-культурного наследия народов осуществляется;

– Министерство спорта, туризма  и молодежной политики – в сфере  молодежной политики, а также во взаимодействии с общественными  организациями и движениями представляющими  интересы молодежи создает условия  для обеспечения нравственного  и патриотического воспитания молодежи.

– Минкомсвязи России - в сфере информационных технологий, массовых коммуникаций и средств массовой информации, в том числе электронных (включая развитие сети Интернет, систем телевизионного (в том числе цифрового) вещания и радиовещания и новых технологий в этих областях), печати, издательской и полиграфической деятельности;

– МИД России – в сфере международных отношений Российской Федерации;

– Минэкономразвития России – в сфере формирования межгосударственных и федеральных целевых программ (долгосрочных целевых программ), ведомственных целевых программ;

– Минздравсоцразвития России – в сфере занятости и трудовой миграции.

– Генеральная прокуратура  Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов о  федеральной безопасности, межнациональных  отношениях, противодействии экстремизму  и терроризму;

Информация о работе Государственное регулирование межнациональных и межконфессиональных отношений в регионах Российской Федерации