Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 10:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является описание системы государственного регулирования межнациональных и межэтнических отношений в Российской Федерации, примере Ханты-Мансийского Автономного округа – Югры.
Данная цель решается с помощью решения таких задач как:
• раскрытие государственной национальной политики по регулированию межнациональных отношений в целом: принципы формирования и цели;
• приведение нормативно-правовой базы регулирования межнациональных и межконфессиональных отношений, по принципу федерализма.
Введение ……………………………………………………………………..……3
Глава 1. Сущность государственной национальной политики РФ…………....6
1.1 Государственная национальная политика в современной России: принципы формирования и цели…………………………………….......………6
1.2 Органы государственной власти по управлению межнациональными и межконфессиональными отношениями……………………………………..…11
1.3Нормативно-правовая база регулирования в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений…………………………………………….17
Глава 2. Регулирование межконфессиональных и межнациональных отношений в ХМАО………………………………………………………..……19
2.1. Долгосрочная целевая программа по профилактике экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений и укрепление толерантности в ХМАО на 2011-2013 гг. Цели, задачи и непосредственные ожидаемые результаты программы…………………………………………….19
2.2. Механизм реализации целевой Программы………………………………24
Заключение……………………………………………….………………………29
Список источников………………………………………………………………31
– ФСБ России выявляет, предупреждает и пресекает преступления, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности; выявляет, предупреждает и пресекает акты терроризма4.
В 2011 г. Президентом Российской Федерации было принято решение о формировании Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации (далее – межведомственная комиссия), которая является межведомственным органом.
Основная цель Межведомственной
комиссии: обеспечение реализации государственной
политики в области противодействия
экстремизму (в том числе и
регулирование межэтнических
Для достижения данной цели перед комиссией поставлены следующие задачи:
– подготовка ежегодных докладов о проявлениях экстремизма в Российской Федерации и представление их президенту Российской Федерации не позднее второго квартала года, следующего за отчетным;
– разработка мер, направленных на противодействие экстремизму и на устранение способствующих ему причин и условий;
– разработка проектов концепций, стратегий, программ, планов и иных документов в области противодействия экстремизму.
– участие в международном сотрудничестве в области противодействия экстремизму, в том числе в подготовке проектов международных договоров и соглашений Российской Федерации.
В сферу деятельности межведомственной комиссии входят следующие полномочия:
– принимать решения по
организации, координации, совершенствования
и оценки эффективности деятельности
федеральных органов
– вносить в установленном порядке предложения по вопросам, требующим решения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
– создавать межведомственные рабочие группы и иные рабочие органы в целях изучения вопросов, касающихся противодействия экстремизму, в том числе для выездов в субъекты РФ, а также для подготовки проектов соответствующих решений Межведомственной комиссии.
Руководящий состав Межведомственной комиссии:
В деятельности Межведомственной комиссии проблемы межэтнических отношений занимают одно из ведущих мест.
В регионах полномочиями по профилактике экстремизма, гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений наделены государственные органы, входящие в структуру исполнительной региональной власти (аппараты глав субъектов Российской Федерации, администрации (правительства субъектов РФ), региональные министерства, департаменты, комитеты, управления и др.).
Так, в структуру органов исполнительной власти Республики Дагестан входит Министерство по национальной политике, делам религий и внешним связям.
В Красноярском крае - Агентство по реализации программ общественного развития Красноярского края, которое оказывает государственные услуги, управляет и распоряжается государственной собственностью в сферах государственной поддержки институтов гражданского общества, общественных и гражданских инициатив, национальных и межнациональных отношений.5
Заметную роль в регулировании межэтнических отношений играет институт общественных советов при органах государственной власти.
В настоящее время сформированы и функционируют общественные советы:
В 69 субъектах Российской
Федерации созданы
В органах местного самоуправления
созданы и функционируют
Сформирован целый ряд организаций и движений, в основе деятельности которых лежат вопросы профилактики и предупреждения экстремизма.7
1.3. Нормативно-правовая база регулирования в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений
В последние годы в Российской Федерации реализован комплекс мер по противодействию экстремистской деятельности, в том числе на почве этноконфессиональной конфликтности.
Основным нормативным актом, определяющим правовые основы борьбы с экстремизмом на почве этноконфессиональной конфликтности, является Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»8, которым определены правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности. Правовые отношения в сфере противодействия экстремизму регулируются также федеральными законами «Об общественных объединениях»9, «О национально-культурной автономии»10, «О свободе совести и о религиозных объединениях»11. Российским законодательством предусмотрена уголовная и административная ответственность за проявления экстремизма на почве межэтнической и межконфессиональной розни.
К правовым основам противодействия
экстремизму следует также
Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (ред. от 29.04.2008).
Глава 2. Региональная программа в сфере регулирования межконфессиональных и межнациональных отношений в ХМАО
2.1 Долгосрочная целевая программа по профилактике экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений и укрепление толерантности в ХМАО на 2011-2013 гг. Цели, задачи и непосредственные ожидаемые результаты программы
Программа направлена на укрепление в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека, поддержание межнационального мира и согласия12.
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра является одним из самых полиэтнических субъектов Российской Федерации. На территории Югры проживают представители более 124 национальностей.
Управлением Федеральной миграционной службы России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре выявлены факты организации незаконной миграции, административные правонарушения в сфере трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства. Возрастает количество совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства преступлений против личности, в том числе убийств, умышленного причинения тяжкого вреда, хищений чужого имущества.
Усиление миграционных потоков требуют выработки стратегии и создания механизмов адаптации нового полиэтнического населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры к базовым общечеловеческим ценностям, а также позитивного восприятия этих процессов коренным населением округа разных национальностей. Кроме того, крайне неблагоприятная демографическая ситуация сложилась у коренных малочисленных народов Севера, где наблюдается резкое снижение рождаемости, значительный рост смертности от внешних причин смерти, средняя продолжительность жизни на 10 и более лет ниже, чем по округу и стране в целом.
Большую роль в решении
этих задач играют национально-культурные
объединения Ханты-Мансийского
Согласно сведениям Управления министерства юстиции России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, в округе осуществляют деятельность 1007 общественных объединений, в том числе 74 общественных организации по национальному признаку. Из них к основным относятся татарские и русские – по 9, азербайджанские – 8, чеченские – 6, украинские – 4, армянские и узбекские – по 3, киргизские – 2, кумыкская, осетинская, езидская – по 1, дагестанские – 6, в состав которой входят ногайская и таджикская.
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра сталкивается с рядом ключевых проблем в сфере религиозной жизни и межконфессиональных отношений. В Югре растет количество и разнообразие религиозных конфессий и организаций. В настоящее время зарегистрированы 125 религиозных общественных организации, из них 46 религиозных организаций Русской православной Церкви, 27 мусульманских организаций и 52 религиозных объединения различных направлений протестантизма. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра занимает 12 место по доле мусульманского населения в России.
Низкий уровень религиозной культуры в обществе, отсутствие централизованных информационных ресурсов, предоставляющих объективную и непредвзятую информацию о действующих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре религиозных организациях и группах может привести к активизации религиозного фундаментализма. В округе зафиксированы случаи распространения радикального течения ислама «ваххабизм».
Государственными органами субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа – Югры осуществляются мероприятия, направленные как на снижение социально-экономической напряженности, так и на поддержку этнокультурной самоидентификации.
В образовательных учреждениях
Ханты-Мансийского автономного
В городах Радужном, Мегионе, Нижневартовске, Нефтеюганске, Сургуте, Югорске – созданы православные гимназии, Ханты-Мансийске и в Ханты-Мансийском районе – воскресные религиозные школы, Урае – центр творческого развития «Духовное просвещение».
Вместе с тем, система
образования не обеспечивает всего
комплекса мер, реализация которых
могла бы эффективно формировать
у дошкольников, школьников и студентов
основы толерантного мировоззрения. Об
этом свидетельствуют факты