Данилевский Николай Яковлевич: Россия не Европа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 19:32, доклад

Краткое описание

10 декабря 2005 года исполнилось 163 года со дня рождения великого русского политического философа, публициста и естествоиспытателя Николая Яковлевича Данилевского, автора знаменитой книги «Россия и Европа». И сегодня, когда Россия находится в тяжёлом нравственном и экономическом положении, полезно всем нам прислушаться к голосу этого замечательного деятеля — патриота своей Родины.

Вложенные файлы: 1 файл

ДАНИЛЕВСКИЙ.docx

— 51.76 Кб (Скачать файл)

Более того можно отметить и то, что, например, некоторые части  «Войны за Болгарию», куда входит глава  «Константинополь», вполне попадает под  определение «геополитической работы». И в этом плане, «идея Константинополя», впервые выраженная у Ф.И. Тютчева, получила своё продолжение у Данилевского и у многих других консервативных мыслителей (в том числе у Ф.М. Достоевского, И.С. Аксакова, Н.Н. Страхова, К.П. Победоносцева, В.И. Ламанского, К.Н. Леонтьева ).

Своей страстной публицистикой  Данилевский помог русскому обществу понять причины нелюбви Запада к  России, причём любого Запада к любой  России. Россия сама по себе огромна, а, следовательно, чужая и, в общем, другая. Поэтому в лагере ненавистников  России оказались непримиримые её враги  различных партий и идейных течений  — от лорда Пальмерстона, Наполеона III до К. Маркса, Ч. Диккенса, орлеанистов и банкиров Сити. Произошло как бы своего рода объединение в ненависти к нашей стране всей Европы: начиная от «жидовствующей, спекулирующей до демократической, революционной, социалистической, начиная с народно-революционных партий ... до космополитической интернационалки» — так все сходились на нелюбви к исторической России. Это явление и отметил Данилевский в статье «Как отнеслась Европа к русско-турецкой распре».

Кроме этого, трагически воспринималась Данилевским потеря образованным русским обществом ясного понимания конкретных национальных задач, не говоря уже о метафизике национально-государственного бытия. Данилевский, как бы повторяя Ф.И. Тютчева, говорившего: «напрасный труд, нет их не вразумишь, чем либеральнее, тем они пошлее», отмечает у этой интеллигенции утрату твёрдой почвы отечественных преданий и, «повторяя, как попугаи, чужие слова и мысли», вся либеральная публика стала восприимчива к любым доктринам, вплоть до самых нелепых и разрушительных. Русские головы всё больше засорялись европейским идеологическим мусором, и подобная идеологическая грязь вызвала в России болезнь отречения от национальных корней, которую Николай Яковлевич и определял как европейничанье (а можно сказать и европобесие). Ныне же эта болезнь приняла у нас всё более опасный характер и её можно назвать американобесие или западобесие.

В эти же годы, как отмечает К. Султанов, укрепляется его тесная дружба с Н.Н. Страховым (кстати, другом Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого), который  становится частым гостем Николая Яковлевича в Мшатке, крымском поместье, приобретённом им в 1867 году.

В 1861 году Данилевский женится  на Ольге Александровне Межаковой. Вторая жена родила ему пятерых детей. И уже в 1864 году семейство отправляется на юг, в Мисхор, что находится в Крыму под Ялтой.

Н.Я. Данилевский умер 7\23 ноября 1885 года в Тифлисе на 63 году жизни в конце своей инспекторской  поездки в Грузию с целью изучения рыболовства на озере Гохча. Умер внезапно в гостиничном номере от сердечного приступа. Данилевского похоронили там, где он и завещал: на крутом берегу моря, на территории его имения, где природа образовала небольшую квадратную площадку, со всех четырёх строн ограждённую стройными кипарисами («кипарисовый зал»). Это прекрасное место находилось на Южном берегу Крыма, в его любимой Мшатке. Однако смерть Данилевского не оставила в покое его тело. В 20-30- годы ХХ века, когда особенно стала яростной борьбой с национальными святынями, там была устроена, по воспоминаниям недавно ушедшей из жизни правнучки учёного В.Я. Данилевской-Данильченко, спортивная площадка, а затем там останавливались приезжающие в Крым туристы. Их палатки стояли на могилах Данилевского и его жены О.А. Межановой.

25 мая 1995 года бетон  был снят с могилы, поставлен  крест, а 22 мая 1997 года возле  места захоронения был устроен  камень с надписью: «На сём  месте 22 мая 1997 года в день  памяти Перенесения мощей Святителей  и Чудотворца Николая из Мир  Ликийский в Бари — заложен сей камень в фундамент будущей часовни и в знак увековечивания памяти великого славянского философа и учёного Николая Яковлевича Данилевского».

А.А. Фет отозвался на смерть Данилевского стихотворением, которое  вошло во многие сборники его стихотворений. Помянем его и мы, вместе с Фетом:

«Если жить суждено и на свет не родиться нельзя

Как завидна, о странник почивший, твоя мне стезя!

Отдавайся мысли широкой, доступной всему,

Ты успел оглядеть, полюбить голубую тюрьму.

Постигая, что мир только, право, живущим хорош,

Ты восторгов опасных  старался обуздывал ложь;

И у южного моря, за вечной оградою скал,

Ты местечко на отдых в  цветущем саду отыскал».

Используемая  литература:

1)Н.Я. Данилевский. Россия  и Европа. – Сп-б:1995.

2) Н.Я. Данилевский. Россия  и Европа. – М: 2003.

3) Н.Я. Данилевский. Горе  победителям. Политические статьи. – М: 1998.

4)Б.П. Балуев. Споры о  судьбах России. Н.Я. Данилевский  и его книга «Россия и Европа».  – Тверь, 2001.

5) Русская философия. Словарь.  – М: 1995.

6) Л.Р. Авдеева. Русские  мыслители: А.А. Григорьев, Н.Я.  Данилевский, Н.Н. Страхов. –  М: 1992.

7) К.В. Султанов. Социальная  философия Н.Я. Данилевского: конфликт  интерпретаций. – Сп-б: 2001.

8). И.Р. Шафаревич. Духовные  основы кризиса ХХ века. – М:  Сретенский монастырь, 2002.

9) Русско-славянская цивилизация.  – М:1998.

 


Информация о работе Данилевский Николай Яковлевич: Россия не Европа