Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 16:59, реферат
Деловая беседа - это специально организованный предметный разговор, служащий решению управленческих задач. В отличие от деловых переговоров, деловая беседа не предлагает заключения договоров или выработку обязательных для исполнения решений и чаще происходит между представителями одной организации. Она может предварять переговоры или быть их составной частью.
1 . Особенности деловой беседы .Речевые приемы, применяемые в ходе беседы.
2. Подготовка к беседе.
3.Приемы активного слушания.
4 Список использованной литературы.
5. Практическое задание.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: Культура речи и деловое общение
по теме: Деловая беседа
Исполнитель: студент(ка)
Направление Экономика
Профиль Управление качеством
Группа УКп-13КТ
Ф.И.О Нурбахтин Р.Г
Оглавление
1 . Особенности деловой беседы .Речевые приемы, применяемые в ходе беседы.
2. Подготовка к беседе.
3.риемы активного слушания.
4Список использованной литературы.
5. Практическое задание.
. Особенности деловой беседы .Речевые приемы, применяемые в ходе беседы.
Деловая беседа - это специально организованный предметный разговор, служащий решению управленческих задач. В отличие от деловых переговоров, деловая беседа не предлагает заключения договоров или выработку обязательных для исполнения решений и чаще происходит между представителями одной организации. Она может предварять переговоры или быть их составной частью.
К числу целей, требующих проведения деловой беседы, можно отнести, во-первых, стремление одного собеседника посредством слова оказать определенное влияния на другого, с тем, чтобы изменить существующую деловую ситуацию или деловые отношения между участниками беседы; во-вторых, необходимость выработки руководителем соответствующих решений на основании анализа мнений и высказывании сотрудников.
В сравнении с другими видами речевой коммуникации деловая беседа обладает следующими преимуществами:
Быстротой реагирования на высказывания собеседников;
Повышением компетентности руководителя благодаря учету, критической проверке и оценке мнений, предложений, идей;
Возможностью более гибкого подхода к предмету обсуждения;
Беседа не монолог, а диалог, т.е. двустороннее общение, поэтому необходимо так формулировать вопросы, определения, оценки, чтобы они прямо или косвенно приглашали собеседника высказать свое отношение к изложенному мнению.
Принято выделять в качестве самостоятельных видов следующие деловые беседы: собеседование при приеме на работу, собеседование при увольнении с работы, проблемные и дисциплинарные беседы.
Беседа при приеме на работу носит характер "приемного" интервью, основная цель которого оценить деловые качества поступающего на работу. В сущности, оно сводится к нескольким базовым вопросам и соответствующим ответам на них. Форма вопросов может меняться, но их содержание можно сгруппировать в следующие блоки:
Что представляет собой человек;
Почему он ищет работу;
Каковы его сильные и слабые стороны;
Каково его представление о хорошем начальнике
Какие свои достижения он считает наиболее весомыми;
На какую зарплату он рассчитывает;
В свою очередь от соискателя также ожидают вопросов. Поступающим на работу рекомендуется выяснить следующее:
Является ли рабочее место новым или вакантным?
Почему возникла необходимость кадрового обновления?
Причины увольнения или перехода на другую работу предшественника?
Кто принимает решение о назначении на должность?
Как примерно будет выглядеть рабочий день?
В чем конкретно будут заключаться обязанности?
Как и кем будет оцениваться работа?
Возможности для обучения, роста, продвижения?
Дополнительные компенсации (обеды, транспорт).
Беседа при увольнении с работы имеет две разновидности: по собственному желанию, и когда работника приходится увольнять или сокращать.
В первом случае необходимо выяснить
истинную причину увольнения, его
мотивы: вызвано оно
По-другому протекают беседы с работником, которого приходится увольнять. Процедура увольнения по решению руководства крайне трудна для всех, кто принимает в ней участие. Эта процедура опирается на знание специфики такого разговора и на владении техникой его проведения. Если руководителю предстоит упрекать работника в нарушении дисциплины или говорить о других нарушениях, то он должен быть точным и корректным в изложении фактов и не дать увольняемому оснований сомневаться в справедливости высказанных упреков.
Проблемные и дисциплинарные беседы вызваны либо возникновением сбоев в деятельности сотрудника, либо фактами нарушения дисциплины. При этом существуют некоторые правила, позволяющие провести их с конструктивными результатами. Для этого следует:
Получить необходимые сведения о сотруднике и его работе;
Построить беседу, соблюдая следующую очередность в сообщении информации: сообщение, содержащее положительную информацию о деятельности сотрудника; сообщение критического характера; сообщение похвально-поучительного характера;
Быть конкретным и избегать неясностей;
Критиковать выполнение задания, а не личность;
Соблюдение этих правил помогает создать
положительный эмоциональный
Если в ходе проблемной беседы нужно сообщить работнику о мерах дисциплинарного характера, решение о наказании следует выражать просто, четко, делая акцент на понимании и правильной оценке случившегося.
Например: "Выговора вам не избежать. Понимаю, что это наказание радости вам не прибавит, но иначе поступить не могу".
Проведение беседы предполагает наличие ряда обязательных этапов: подготовительный этап; начало беседы; обсуждение проблемы; принятие решения; завершение беседы.
Подготовительный этап. В период подготовки к предстоящей беседе необходимо продумать вопросы целесообразности, условия и время ее проведения, подготовить необходимые материалы и документы.
Начало беседы. Задачи, которые решаются в начале беседы, связаны, прежде всего, с установлением контакта с собеседником, созданием атмосферы взаимопонимания, пробуждение интереса к разговору.
Основная часть беседы нацелена на сбор и оценку информации по обсуждаемой проблеме; выявление мотивов и целей собеседника; передачу запланированной информации. Успешному проведению этой фазы способствует владение техникой постановки вопросов, методами активного слушания и восприятия сведений и фактов.
В деловом русском языке можно выделить ряд устойчивых речевых оборотов, которые позволяют собеседникам управлять ходом беседы на этапе обсуждения проблемы и принятии решения. Приведу примеры:
Уточнение темы, цели, предмета разговора:
Давайте уточним детали
Если я вас правильно поняла….
Введите меня в курс дела
Есть ли у вас конкретные предложения?
Убеждение партнера:
Я в этом совершенно уверен
Нет причин для опасений
Вы, конечно, согласитесь, что….
Вне всякого сомнения…
Неполное согласие:
Это требует дополнительного обсуждения
Вряд ли мы можем игнорировать то, что...
По мере возможности мы постараемся...
Может быть рассмотрим иные условия?
4) Несогласие:
К сожалению...
Было бы нежелательно...
Вряд ли это возможно...
Я понимаю вас. Однако...
5) Оценка ситуации:
Я разделяю вашу точку зрения
К сожалению, приходится возразить
На самом деле...
Вызывает определенные сомнения...
6) Вывод:
Вывод состоит в том, что...
Отсюда следует, что...
Очевидно, можно утверждать, что...
Как было доказано...
Заключительная часть беседы служит своеобразной общей ее оценкой. Успешно завершить беседу - значит достигнуть заранее намеченных целей.
Важно отделить завершение беседы от других фаз; для этого используются выражения типа "Давайте подведем итоги" или "Мы подошли к концу нашей беседы".
Таким образом, деловая беседа может быть рассмотрена как особый вид межличностного взаимодействия в организационной среде.
Подготовка к беседе.
Подготовка к беседе не менее важна, чем подготовка к публичному выступлению. Вести разговор можно только о том деле, о которым вы хорошо осведомлены: предлагая продукт или услуги, нужно не только знать все об этих услугах или продукте, но и хорошо представлять, чем занимается ваш собеседник и почему его может заинтересовать ваше предложение. Важно быть в курсе, какой период он переживает, предлагали ли ему подобное.
Подготавливая базу для ведения разговора, необходимо продумать ответы на следующие вопросы:
1.В чем суть вашего предложения?
2.Почему вы
обращаетесь с данным
3.Связано ли ваше предложение с другими сторонами деятельности этого лица?
4.Какие выгоды
получит собеседник от
5.Есть ли минусы вашего предложения для собеседника?
6.Почему вы
настаиваете на принятии
7.В каком
положении окажется ваш в
8.Успех во
многом зависит от того, кому
и как вы подадите свое
Приемы активного слушания
Активное слушание помогает понять, оценить и запомнить информацию, полученную от собеседника. Кроме того, использование приемов активного слушания может побуждать собеседника к ответам, направлять беседу в нужное русло и препятствует неверному пониманию или ошибочной интерпретации информации, полученной от собеседника. Цель - получение максимально полной и точной информации для принятия верного решения.
Среди основных приемов, используемых при активном слушании, можно выделить следующие:
Действие |
Цель |
Как сделать |
Примеры |
|
Поощрение |
1. Выразить интерес 2. Поощрить другого человека говорить |
...не соглашайтесь, но и не спорьте ...используйте нейтральные слова, интонацию |
"Да-да...", "Я вас слушаю", "Очень интересно", "Не могли бы вы рассказать мне об этом больше?" |
|
Дословное или близкое к тексту повторение всей фразы или ее части |
1. Показать, что вы слушаете и понимаете, о чем идет речь 2. Проверить
ваше понимание и вашу |
... переспрашивайте, по-своему формулируя основные предложения и факты |
"То есть вы хотели бы, чтобы ваши сотрудники больше доверяли вам? Не так ли?" |
|
Уточнение |
1. Помочь вам прояснить сказанное 2. Получить больше информации 3. Помочь говорящему увидеть другие аспекты |
... задавайте вопросы |
"Когда это случилось?", "Что вы имеете в виду, говоря о...?", "Что значит...?" |
|
Выражение сопереживания |
1. Показать, что
вы понимаете, что может 2. Помочь другому человеку оценить собственные чувства 3. Признать значимость
чувств и переживаний собеседни |
... показывайте,
что вы понимаете чувства ...признайте значимость проблем и чувств собеседника |
"Вы, кажется, очень расстроены?", "Мне кажется, вам не нравится эта работа" |
|
Подведение итогов |
1. Свести воедино важные факты и идеи 2. Создать основу для дальнейшего обсуждения |
...заново сформулируйте основные идеи |
"Так значит, этот вопрос является для вас второстепенным?'" "Итак, подводя итог сказанному..." |
1. Ботавина, Р. Н. Этика деловых отношений [Текст] : учеб. Пособие / Р. Н. Ботавина. М. : финансы и статистика, 2001.
2. Введенская, Л. А. Культура и искусство речи. Современная риторика [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. Ростов н/Д : Феникс, 1996.
Практическое задание
Исходные данные: Вы ходите
продать продукцию своей фирмы
(материалы, оборудование, продовольствие
или другое – по выбору). Обсудите
со своим деловым партнером