Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 22:18, реферат
Эффективность вертикальной коммуникации (т.е. вверх и вниз по иерархическим уровням) значительно ниже. По некоторым данным, лишь 20–25% информации, исходящей от высшего управленческого звена, доходит непосредственно до конкретных исполнителей и правильно ими понимается. Отчасти это объясняется тем, что на пути прохождения информации от источника (говорящего) к адресату в любом иерархически организованном управлении присутствуют звенья-посредники. Посредниками могут становиться линейные руководители, секретари, ассистенты, канцелярские работники и др.
Эти правила определяются типом делового общения, его формой, степенью официальности и теми конкретными целями и задачами, которые стоят перед общающимися. Эти правила определяются национальными культурными традициями и общественными нормами поведения.
Они фиксируются, оформляются в виде протокола (делового, дипломатического), существуют в виде общепринятых норм социального поведения, в виде этикетных требований, ограничений временных рамок общения.
В зависимости от различных признаков деловое общение делится на:
1) устное - письменное (с точки зрения формы речи);
2) диалогическое - монологическое (с точки зрения однонаправленности / двунаправленности речи между говорящим и слушающим);
3) межличностное - публичное (с точки зрения количества участников);
4) непосредственное - опосредованное (с точки зрения отсутствия / наличия опосредующего аппарата);
5) контактное - дистантное (с точки зрения положения коммуникантов в пространстве).
Достаточно жесткая
Так, эффективность распространения
деловой информации «по горизонтали»
(т.е. между отделами, подразделениями
или сотрудниками одного уровня), как
правило, очень высока. Люди, работающие
на одном и том же уровне, понимают
друг друга «с полуслова», им не требуется
детальное и подробное
Эффективность вертикальной коммуникации (т.е. вверх и вниз по иерархическим уровням) значительно ниже. По некоторым данным, лишь 20–25% информации, исходящей от высшего управленческого звена, доходит непосредственно до конкретных исполнителей и правильно ими понимается. Отчасти это объясняется тем, что на пути прохождения информации от источника (говорящего) к адресату в любом иерархически организованном управлении присутствуют звенья-посредники. Посредниками могут становиться линейные руководители, секретари, ассистенты, канцелярские работники и др. Устные сообщения при передаче с одного уровня на другой (как вниз, так и вверх) могут быть сокращены, отредактированы, искажены прежде, чем они дойдут до получателя (эффект «испорченного телефона»).
Другая причина, вызывающая низкую эффективность вертикальной коммуникации, связана с убеждением, распространенным среди некоторых руководителей, что подчиненным вовсе не обязательно знать о положении дел на предприятии в целом, они должны выполнять поставленные перед ними задачи, исполнять принятые решения и не задавать лишних вопросов. Однако, как установлено психологией восприятия, человек будет действовать осмысленно, если он знает не только выполняемую им конкретную операцию, но и видит более широкий контекст, в который она вписана. Если конкретные исполнители лишены сведений такого рода, они начинают искать ответы самостоятельно, при этом искажая и домысливая имеющуюся информацию.
Стремление учесть эти
особенности служебно-деловой
Наряду с такими способами мотивации труда персонала, как различные виды морального и материального поощрения, продвижение по службе, повышение квалификации за счет организации и др., огромное мотивационное воздействие могут оказывать беседы руководителя с подчиненными: критические оценки, форма постановки задач, ответы руководителя на вопросы; они могут либо помогать сотрудникам ориентироваться в своей деятельности, побуждать их работать успешнее и прибыльнее, либо препятствовать этому.
Требования к речевой коммуникации в деловой среде
Принципы жизнедеятельности
любой организации
Четко определяйте цели своего сообщения
Делайте сообщение
понятным и доступным для
Делайте сообщения
по возможности краткими и
сжатыми, отказывайтесь от
В разговоре с сотрудниками следуйте правилам активного слушания, демонстрируйте им сигналы вашего понимания и готовности к совместным действиям.
К особенностям делового общения относится и повышенная ответственность участников за его результат. Ведь успешное деловое взаимодействие во многом определяется выбранной стратегией и тактикой общения, т. е. умением правильно сформулировать цели разговора, определить интересы партнеров, выстроить обоснование собственной позиции и т. д. Если деловое общение проходит неэффективно, это может привести к провалу самого дела.
Деловая беседа.
Деловая беседа - это разговор между двумя
собеседниками, соответственно ее участники
могут и должны принимать во внимание
специфические особенности личности,
мотивов, речевых характеристик друг друга,
т.е. общение носит межличностный характер
и предполагает разнообразные способы
речевого и неречевого воздействия партнеров
друг на друга.
Цели и задачи деловой беседы. К числу
целей, требующих проведения деловой беседы,
можно отнести, во-первых, стремление одного
собеседника посредством слова оказать
определенное влияние на другого, вызвать
желание у другого человека или группы
активно действовать, с тем чтобы изменить
существующую деловую ситуацию или деловые
отношения, другими словами, создать новую
деловую ситуацию или новые деловые отношения
между участниками беседы; во-вторых, необходимость
выработки руководителем соответствующих
решений на основании анализа мнений и
высказываний сотрудников,
В сравнении с другими видами речевой
коммуникации деловая беседа обладает
следующими преимуществами:
быстротой реагирования на высказывания
собеседников, способствующей достижению
целей;
повышением компетентности руководителя
благодаря учету, критической проверке
и оценке мнений, предложений, идей, возражений
и критических замечаний, высказанных
в беседе;
возможностью более гибкого, дифференцированного
подхода к предмету обсуждения и понимания
контекста проведения беседы, а также
целей каждой из сторон. Беседа не монолог,
а диалог, поэтому необходимо формулировать
вопросы, определения, оценки, чтобы они
прямо или косвенно приглашали собеседника
высказать свое отношение к изложенному
мнению. Благодаря эффекту обратной связи,
беседа позволяет руководителю реагировать
на высказывания партнера в соответствии
с конкретной ситуацией, т.е. с учетом цели,
предмета и интересов партнеров,
При проведении деловых бесед желательно
следовать правилам эффективной речевой
коммуникации. В то же время деловую беседу,
как непосредственное взаимодействие
двух ее участников ,нужно строить на основе
следующих важных принципов:
сознательной настройки на уровень собеседника,
учета содержания выполняемых им задач,
его полномочий и сферы ответственности,
жизненного и трудового опыта, интересов,
особенностей его мышления и речи;
рациональной организации процесса беседы,
что прежде всего означает краткое изложение
собеседниками содержания информации
по обсуждаемой теме, ибо пространное
изложение и избыточная информация осложняют
усвоение самого существенного;
простоты, образности, четкости языка
как условия доходчивости информации,
следовательно, ориентации на собеседника;
тактичность, действительное стремление
понять точку зрения собеседника, заинтересованность
в перспективах ваших взаимоотношений.
Виды деловых бесед.
Беседа при приеме на работу
носит характер "приемного" интервью",
- основная цель которого оценить деловые
качества поступающего на работу. В
сущности, оно сводится к нескольким
базовым вопросам и соответствующим
ответам на них. Форма вопросов может
варьироваться, но их содержание направлено
на получение информации, которую
можно сгруппировать в
Беседа при увольнении
с работы имеет две разновидности:
ситуацию незапланированного, добровольного
ухода сотрудника и ситуацию, когда
работника приходится увольнять
или сокращать,
В первом случае необходимо выявить истинную
причину увольнения, его мотивы: вызвано
оно неудовлетворенностью производственным
процессом, невниманием, обидой, или какими-либо
иными причинами. Для этого полезно задавать
вопросы, связанные с содержанием, объемом,
условиями выполнения работником производственных
заданий, выяснением его оценки таких
заданий и условий их выполнения.
По-другому протекают беседы с работником, которого приходится увольнять. Процедура увольнения по решению руководства крайне трудна для всех, кто принимает в ней участие. Эта процедура опирается на знание специфики такого разговора и на владение техникой его проведения: прощальный разговор не назначается перед выходными днями или праздниками; не проводится на рабочем месте увольняемого или в помещении, где работает большое количество народа; он не должен продолжаться более 20 мин, так как работник, переживающий неприятное известие, не в состоянии внимательно слушать и обдумывать различные подробности, которые излагает ему руководитель.
В процессе подготовки
проблемной беседы
1) получить необходимые сведения о сотруднике
и его работе;
2) построить беседу, соблюдая следующую
очередность в сообщении информации: сообщение,
содержащее положительную информацию
о деятельности сотрудника; сообщение
критического характера; сообщение похвально-поучительного
характера;
Быть конкретным и избегать неясностей (оборотов типа "Вы сделали не то, что нужно", "Вы не выполнили задания" и т.п.); критиковать выполнение задания, а не личность.
Если в ходе проблемной
беседы предполагается сообщить работнику
о мерах дисциплинарного
Проведение деловой беседы
Подготовительный этап. В период подготовки к предстоящей беседе необходимо продумать вопросы ее целесообразности, условия и время ее проведения, подготовить необходимые материалы и документы.
При выборе места проведения
беседы полезно учесть следующие
рекомендации специалистов. В своем
кабинете вы будете чувствовать себя
увереннее, если инициатива разговора
исходит от вас. В кабинете своего
собеседника вам будет легче
решать вопросы, по которым вы занимаете
объективно более выгодную позицию.
Если необходимо выработать совместное
решение, программу совместных действий,
имеет смысл назначить встречу
"на нейтральной территории", где
ни одна из сторон не будет иметь
преимуществ.
Готовясь к предстоящей беседе, необходимо
избежать двух крайностей: излишней уверенности
в своем умении без подготовки провести
эффективный разговор и стремления продумать
все этапы будущей встречи, вплоть до использования
пауз и жестов. В первом случае инициатива
может перейти к партнеру, во втором - отклонение
от плана может привести к растерянности
и неуверенности. Полезнее обдумать и
спрогнозировать основные линии поведения.
Начало беседы.
Задачи, которые решаются в начале беседы,
связаны прежде всего с установлением
контакта с собеседником, созданием атмосферы
взаимопонимания, пробуждением интереса
к разговору. От первых фраз каждого участника
встречи зависит их дальнейшее отношение
к предмету разговора и своему собеседнику
как личности.
Перечислим ряд методов, использование
которых эффективно в начале беседы:
- метод снятия напряженности: использование
теплых слов, личного обращения, комплиментов,
шутки для установления более тесного
контакта с собеседником;
- метод "зацепки": использование
какого-либо события, сравнения, личного
впечатления, анекдота или необычного
вопроса, позволяющих образно представить
суть проблемы, обсуждению которой должна
быть посвящена беседа;
- метод стимулирования игры воображения:
постановка в начале беседы множества
вопросов по ряду проблем, которые должны
рассматриваться в ходе беседы:
- метод "прямого подхода": непосредственный
переход к делу без какого-либо обсуждения
- краткое сообщение о причинах, по которым
назначена беседа, и быстрый переход к
конкретному вопросу.
Основная часть беседы
нацелена на сбор и оценку информации
по обсуждаемой проблеме; выявление мотивов
и целей собеседника; передачу запланированной
информации. Успешному проведению этой
фазы способствует владение техникой
постановки вопросов, методами активного
слушания и восприятия сведений и фактов.