Деловое общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 10:38, контрольная работа

Краткое описание

Основной индивидуальной психики личности и источником ее конфликтов в межличностном общении Юнг считал психическую энергию. Она характеризует интенсивность любого психического процесса происходящего в индивидуальной психике личности. Все психические феномены: внимание, интерес, чувствование, предвосхищение, моральные, эстетические, интеллектуальные потребности, эмоциональные состояния, аффекты, стимуляция являются различными выражениями психической энергии. Психическая энергия направляет и побуждает личность к любому виду деятельности. Субъективно психическая энергия воспринимается и переживается как сильное желание.

Содержание

1.Экстраверт. Интроверт. Типология личностей К. Юнга: мыслительный, эмоциональный, ощущающий, интуитивный
1.1.Типология Юнга направленности психической энергии личности.……………..…………………………………………………………....3
1.2. Типология Юнга психических функций личности………………….6
2.Слушание в деловой коммуникации. Трудности эффективного слушания…………………………………………………………………………10
3.Лидерство в малых группах…………………………………………………..15
4.Личность и деятельность……………………………………………………...17
Список используемой литературы ……………………………..………………23

Вложенные файлы: 1 файл

деловое общение.docx

— 48.12 Кб (Скачать файл)

 

3.  Лидерство  в малых группах.

Феномен лидерства привлекает внимание исследователей прежде всего  исключительной практической значимостью  проблемы с точки зрения повышения  эффективности управления в различных  сферах общественной жизни. Лидерство в малой группе — это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов. Основными признаками лидерства являются:

  • более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач;
  • большая информированность о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом;
  • более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы;
  • большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;
  • большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.

Основные функции лидера — организация совместной жизнедеятельности  в различных ее сферах, выработка  и поддержание групповых норм, внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных  социально-психологических отношений  в группе.  

В соответствии с выделением двух основных сфер жизнедеятельности  малой группы — деловой, связанной  с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и  эмоциональной, связанной с процессом  общения и развития психологических  отношений между членами группы, — выделяют два основных вида лидерства — лидерство в деловой сфере ( «инструментальное лидерство») и лидерство в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»). Эти два вида лидерства могут быть персонифицированы в одном лице, но чаще они распределяются между разными членами группы. В зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров, ориентированных на решение групповых задач, на общение и взаимоотношения в группе, универсальных лидеров. Внутри каждой из сфер групповой жизнедеятельности могут быть выделены более дифференцированные виды лидеров: лидер-организатор, лидер-специалист, лидер-мотиватор,       лидер-генератор эмоционального настроя и т. д.

 Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда переменных, основными из которых являются психологические характеристики личности самого лидера, социально-психологические характеристики членов малой группы, особенности ситуации, в которой находится группа и характер решаемых задач.

Лидерство — феномен  воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение  группы в целом или отдельных  ее членов.

В настоящее время имеются  серьезные возражения по поводу существования  универсального набора психологических  качеств, делающих человека лидером. В  частности, Р. Стогдилл, проведя комплексный  обзор исследований в области  лидерства, отмечает, что изучение личностных качеств лидеров дает противоречивые результаты. К числу наиболее часто  упоминаемых исследователями личных качеств эффективных лидеров  относятся интеллект, стремление к  знаниям, доминантность, уверенность  в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, надежность, ответственность, независимость, общительность.

Представители поведенческого подхода к исследованию лидерства  считают, что лидером становится человек, который обладает нужной формой поведения. В рамках этого подхода  были выполнены многочисленные исследования стилей лидерства и разработаны  их классификации.

 Наибольшую известность  получили классификации стилей  лидерства К. Левина, описавшего  автократический, демократический  и либеральный стили лидерства,  и Р. Лайкерта, выделявшего стиль  лидерства, ориентированный на  задачу, и стиль лидерства, ориентированный  на человека. Результаты эмпирических  исследований свидетельствуют об  отсутствии однозначной связи между характеристиками стиля лидерства и его эффективностью.

Сторонники ситуационного  подхода (Ф. Фидлер, Т. Митчел, Р. Хаус, П. Херси, К. Бланшар) пришли к выводу, что  эффективность лидерства определяется соответствием качеств лидера и  особенностей его поведения в  ситуации (по характеру решаемой задачи, степени благоприятности отношений  лидера с членами группы, величине реальной власти, которой обладает лидер в группе и др.)

 

4.Личность и  деятельность.

Начнем с того, что нормальная человеческая личность всегда в той  или иной мере  социально активна.  Ведь  все ее развитие происходит в процессе живого общения с другими  людьми — родителями, сверстниками, педагогами, коллегами по работе, службе и т.д. В этом процессе личность формируется  как субъект социального общения. В рамках этого общения осуществляется ее дея-тельность — потребительская, игровая, учебная, трудовая, развлекательная  и т.д. В данном случае личность выступает  как субъект осуществляемой ею социальной деятельности. Социальная деятельность личности и различные проявления ее социального общения, преследующие те или иные цели — это основные формы ее социальной активности.

Любая деятельность личности происходит в условиях ее прямого  или косвенного общения с другими  людьми. При этом ее общение с  другими личностями как таковыми можно характеризовать как их межличностное общение. Если же она  вступает в общение с другими  личностями как представителями  тех или иных классов, наций и  т.д., то тем самым она вступает с ними в общественные отношения  — классовые, национальные и другие, которые по своему содержанию могут  быть экономическими, политическими, правовыми, нравственными, эстетическими, религиозными.

Каждая человеческая личность, чтобы утвердиться в обществе и достойно прожить в нем свою жизнь, должна развивать в себе соответствующие  качества как субъекта деятельности, общественных отношений и межличностного общения. Для этого она должна развивать свой духовный мир, прежде всего такие его проявления, как  интеллект, разнообразные человеческие чувства, волю, решимость в достижении поставленных целей.

Необходимо постоянно  обогащать свои знания и опыт, овладевать нужными для общества профессиями  и видами деятельности развивать  способности к творческой социальной активности. В конечном счете нужно  стремиться к тому, чтобы быть востребованной обществом, то есть нужной ему личностью. На это должны быть направлены все  пути и способы формирования личности, ее воспитания (в семье, школе, институте, трудовом коллективе) и самовоспитания. Необходимо постоянно учиться, повышать свою квалификацию, формировать в  себе новые способности, отвечающие требованиям времени.

И еще одна важная проблема. Выступая как субъект деятельности и общественных отношений, личность исходит при этом из необходимости  удовлетворения своих потребностей и реализации своих интересов. Те и другие являются важнейшими побудительными силами ее социальной активности. При  этом потребности личности выражают необходимость для нее той  или иной деятельности и переживаются ею как внутренние побуждения к этой деятельности (потребительской, творческой и т.д.), порой очень глубокие и сильные. В то же время ее интересы выражают оптимальные в данных условиях пути и способы удовлетворения ее потребностей. Их оптимальность заключается в том, что используя их, личность не только удовлетворяет свои потребности, но при этом укрепляет свое положение в обществе. Это может произойти, если, например, личность займет более высокую и хорошо оплачиваемую должность, получит перспективное назначение или осуществит на законных основаниях выгодную сделку. Все это будет составлять содержание, ее интересов.

Действуя в различных  обстоятельствах, личность должна понимать, что объективно соответствует ее интересам, а что противоречит им; проще говоря, что для нее выгодно, а что нет. Понять это не всегда просто, ибо сами обстоятельства бывают слишком сложны. И складываются они  преимущественно из существующих отношений, которые и проявляются как  интересы.

Так, например, экономические  отношения, складывающиеся в государственном  секторе экономики, проявляются  как взаимодействие интересов государства  и работников государственных предприятий. А экономические  отношения,   складывающиеся  в частном секторе  экономики,  проявляются как взаимодействие интересов предприятия и работающих на него людей.

Осознать свои интересы и  интересы других субъектов можно  путем глубокого понимания объективного содержания существующих общественных отношений — экономических, политических, правовых и других, а также перспектив их развития. Только в этом случае личность может иметь более или менее  точные представления о ближайших  и отдаленных последствиях ее сегодняшних  действий, совершаемых на почве данных общественных отношений, и тем самым  предпринимать их осознанно в  соответствии со своими ближайшими и  долговременными интересами.

Проблема осознания личностью  своих объективно данных интересов, то есть того, что для нее на самом  деле выгодно — одна из важнейших  в ее жизни в том или ином обществе. Если она их правильно  осознает, то в ее сознании возникает  соответствующая субъективная (по форме) заинтересованность, содержание которой  будет соответствовать содержанию ее объективных интересов. Если же она  не осознает свои объективные интересы или осознает их неправильно, то в  ее сознании возникает ложная (иллюзорная) заинтересованность, руководствуясь которой  она может действовать вопреки  своим настоящим объективно данным интересам, во вред себе.

Нередко случается, что ложные представления о подлинных интересах  больших масс людей им навязываются пропагандой, лживыми заявлениями  разных политиканов. Последние нередко  выдают свои корыстные интересы за всеобщие. Приняв их интересы, за массы  людей и отдельные личности действуют  вопреки своим собственным интересам. Обманутые, они терпят поражения, нередко  жесткие, приводящие к существенному  ухудшению их жизни. Зато торжествует  тот самый политикан, который  выдал свои интересы за всеобщие и  тем самым получил поддержку  масс. Благодаря этому он добился  своего. Такое нередко встречается  в разного рода политических кампаниях, прежде всего при проведении выборов  в представительные центральные  и местные органы власти. Важно  вовремя разобраться в такого рода манипуляциях и не поддаваться  на них.

Таким образом, правильное осознание  личностью своих подлинных интересов  и интересов других субъектов  способствует адекватному пониманию  ею происходящих в обществе процессов  и исчезновению ложных представлений  о них, внушаемых различными манипуляторами в их корыстных интересах.

В своей общественной жизнедеятельности  личность выступает как носитель присущих ей   социальных   качеств,   выражающих   «родство»  с  определенными  большими   и малыми социальными  группами людей. Она является, представителем того или иного класса (предпринимателей, рабочих крестьян) либо определенного  слоя интеллигенции или молодежи, выступает как член семьи, представитель  какой-то нации. Все ее социальные качества характеризуют ее положение в  общество ее социальный статус. В то же время отдельные группы личное различаются между собой: по видам  деятельности — профессиональной, или так называемой общественной; по видам мировоззрения (одни разделяют  научное мировоззрение, другие —  одно из религиозных и т.п.); по ценностным ориентациям.

Интегрируя в себе перечисленные  выше и другие социальные качества и выступая как их носитель, та или иная личность представляет собой некий социальный тип, отличный от других социальных типов личности, воплощающих в себе иной набор социальных качеств.

Будучи носителями разных наборов и сочетаний социальных качеств, каждое из которых выражается через систему определенных свойств  и проявляется с различной  степенью интенсивности те или иные личности играют заведомо неодинаковую роль в обществе. Их деятельность нередко  существенно различается, как и  ему, содержанию, так и по своему значению для других людей общества. Более конкретное изучение социальных качеств различных личностей  и их неодинаковой роли в функционировав развитии общества привело к постановке в современной социологии проблемы типологии личностей, то есть выделения  их социальных типов.

Решение проблемы социальных типов личности имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку  позволяет:

1) выработать научно обоснованную  систему ожиданий поведения личностей,  относящихся к определенному  типу, в той или иной ситуации;

2) правильно реагировать на ее поступки;

3) целенаправленно влиять  на формирование полезных для  общества и в то же время  ограничивать появление социально  вредных (а то и социально  опасных) типов личности;

4) содействовать процессу  самовоспитания личности, формируя  в ее сознании стремлений к  совершенствованию своих способностей.

Разумеется, здесь неуместны  упрощения. Никакая личность не может  быть полностью «уложена» в ту или иную модель или тип.

Но последние могут  служить в качестве полезных ориентиров в решении проблем формирования личности и определении основных направлений ее деятельности.

Информация о работе Деловое общение