Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 10:39, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту.
Введение……………………………………………………………………….
I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ……………………………………………………………………
1.1 Понятие «молодежь»,ее специфика как социальной группы………..
1.2 Характеристика ценностных ориентаций российской молодёжи….
II. АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ДОСУГА…
2.1 Ориентиры молодежной культуры досуга……………………………….
2.2 Культура и сферы реализации молодежи………………………………
III. ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ……………………..
3.1 Факторы и процессы, оказывающие влияние на досуг современной молодежи………………………………………………………………………
3.2 Досуговая деятельности как элемент жизнедеятельности молодежи…..
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………
Ценностные ориентации – одно из важнейших образований в структуре сознания и самосознания человека, так как именно они отражают его характеристики как личности.
Ценности - это общепринятые представления людей относительно целей и путей их достижения, которые предписывают им определенные социально-принятые способы поведения. Ценностями в нашем понимании являются любые материальные или идеальные явления, ради которых индивид, социальная группа, общество предпринимают усилия , чтобы их получить, сохранить и обладать ими, то есть ценности – это то, ради чего люди живут и что ценят. Они составляют основу нравственных принципов.
Ценности влияют на поведение людей во всех сферах их жизнедеятельности. Различают ценности социальные, культурные, экономические, политические, духовные и т.д. Ценностные ориентации формируют установку субъекта деятельности, что в значительной степени предопределяет направленность социального поведения индивида в его повседневной деятельности. Они выполняют интегративную роль в обществе, образуя самый устойчивый остов общественной системы. Выделяют индивидуальные и общественные ценности. Первые регулируют поведение индивида в повседневной жизни, вторые - его ценностные приоритеты относительно развития общества. Впервые понятие ценности ввел И. Кант. Противопоставляя сферу нравственности (свободы) сфере природы (необходимости), ценности он определял как сами по себе не имеющие бытия, являющиеся требованиями, обращенными к воле, и целями, поставленными перед ней. Во второй половине XIX века аксиология — учение о ценностях - выделяется в самостоятельную науку.
П. Менцер дает следующее определение понятию ценности: «Ценность – это то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать и относиться с уважением, признанием, почтением»4. Ценность – это некая значимость объекта для субъекта. Процедура оценивания какого-либо объекта, явления или процесса осуществляется на основании определенных критериев и соответствующими способами, зафиксированными в общественном сознании и культуре.
Ценности всегда субъективны, т.е. то, что является ценностью для одного человека, не является таковой для другого.
С формальной точки зрения, ценности можно разделять на позитивные и негативные, абсолютные и относительные. В зависимости от содержания можно рассматривать ценности вечные, логические и эстетические. Экономические ценности как особый вид ценностей подразумевают значимость материальных благ или таких альтернатив, выбор которых приведет к максимальной выгоде.
В.В. Гаврилюк и Н.А. Трикоз выделяют четыре типа ценностных систем5:
Б.А. Барабанщиков выделяет три уровня организации основных видов ценностей6:
Личностные ценности отражаются в сознании каждого отдельного человека в форме ценностных ориентаций, обеспечивающих устойчивость личности.
Ориентация – это целая система установок, в свете которых индивид (группа) воспринимает ситуацию и выбирает соответствующий образ действия. Ориентации, направленные на какие-либо социальные ценности, называются ценностными ориентациями.
Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, в них как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии.
Ценностные ориентации (или предпочтения) представляют собой определенную совокупность ценностей, иерархически связанных между собой; эта совокупность задает человеку направленность его жизнедеятельности. «Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного»7.
Ценностные ориентации составляют определенную систему, включающую в себя несколько подсистем:
В рамках всей совокупности ценностей можно выделить общечеловеческие или глобальные ценности. К таковым относятся гуманизм, справедливость, семья, свобода, труд, дети и т.п.
Таким образом, ценностные ориентации можно рассматривать с одной стороны как идеологические, политические, моральные, эстетические и другие оценивания конкретным субъектом окружающей действительности и ориентация в ней, а с другой стороны как способ определенной дифференциации объектов индивидом по их значимости.
Ценностные ориентации формируются в процессе усвоения человеком социального опыта и проявляются в его целях, убеждениях и интересах. Они также определяют мотивацию поведения индивидов и составляют мировоззрение человека как личности.
Ценностные ориентации и потребности молодежи тесно связаны с жизненными планами молодых людей. Такие планы не являются изначально организованными и упорядоченными, а изменяются и корректируются с течением времени, благодаря накоплению жизненного опыта.
На жизненные планы молодежи оказывает влияние множество факторов. Здесь следует особо выделить конкретно-исторические условия, в которых находится человек. Также важную роль играют родовые признаки, жизненный опыт, социальный статус, уровень духовного развития, сознания, межличностных связей человека и т.п.
Жизненные планы молодого человека связаны со стремлением занять определенное социальное положение, которое позволит ему удовлетворять свои разнообразные потребности и самореализоваться как социальному субъекту.
Молодежи присуща более высокая степень удовлетворенности жизнью, что связано с большей уверенностью в собственных силах, ориентацией на реализацию личных целей и интересов, на достижение и успех. Молодым людям свойственна приверженность к ценностям индивидуализма, личной инициативы и самостоятельности.
Успех для значительной части молодежи характеризуется достижением высокого материального статуса. Высшее образование как условие достижения успеха ценится меньше. Тем не менее, в сознании молодежи престиж высшего образования по сравнению со средним очень высок.
Отношение к труду весьма противоречиво. С одной стороны молодежь в основном не причисляет труд к перечню наиболее значимых ценностей. Это частично объясняется упразднением идеологии особой общественной значимости труда и трудового воспитания. Однако большую роль для многих играет интересная работа. Вместе с тем, основным мотивом молодых людей , объясняющим выбор ими рабочего места является возможность получения большего дохода. Это связано с ослаблением в молодежном сознании связи между деньгами и работой в ее трудовом значении.8
Большинство представителей сегодняшней молодежи отводят довольно важную роль семье, считая ее непременным условием счастья. Сожительство как способ организации семейных отношений во многом уступает браку. Большая часть считает, что обязательным условием семейного счастья являются дети. Среди главных факторов, обеспечивающих устойчивость и стабильность семьи, молодые люди называют следующие: уважение и поддержка между супругами, супружеская верность, удовлетворенность сексуальными отношениями, достойный доход, нормальные жилищные условия, проживание отдельно от родителей и готовность обсуждать проблемы, возникающие между супругами. Набирает силу тенденция, в соответствии с которой роль женщины в материальном обеспечении семьи возрастает. Можно отметить возросшую роль материальных факторов в функционировании молодежной семьи.
Специфично и отношение современной молодежи к основным либерально-демократическим ценностям, таким как свобода слова, свобода вероисповедания, право на образование, право на жилье и т.д. Они воспринимаются молодыми людьми не как первостепенные ценности, значимые для общества, а как совершенно естественные составляющие нынешнего времени. Следует также отметить, что сфера досуга так же имеет огромную роль в жизни молодежи. Досуг является благоприятной почвой для испытания юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга молодежи гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь молодежи реализовать то лучшее, что в ней есть.
Ценностные ориентации определяют духовный стержень человека, выражают его отношение к миру и к самому себе, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, наполняют жизнь смыслом, представляют основной канал усвоения человеком духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения, являются системообразующим элементом мировоззрения.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
II. . АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ДОСУГА
2.1Ориентиры молодежной культуры досуга
Происходящие в жизни человеческих сообществ значимые изменения осуществляются в лоне культуры с присущими ей самобытностью и специфичностью. Изменения в культуре, т.е. формирование новых идей, ценностей, норм поведения вызываются группами причин: внутренними, возникающими и реализующимися в процессе саморазвития, самоорганизации культуры данного общества, и внешними.
Системный кризис в российском обществе привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Конкуренция на уровне массового сознания советских, национальных и так называемых западных ценностей не могла не повлиять на социальные и культурные установки молодежи и без того носящие крайне неустойчивый противоречивый характер. Молодежь оказалась под влиянием многосторонних процессов. С одной стороны, закономерных, связанных со становлением личных качеств, с другой, возникшего в обществе кризиса тотального характера.
Кризис, который продуктивно понимать не как упадок всего и вся, а как предел возможности прежней социокультурной системы, проявляется не только в экономике, политике, но и в духовной сфере, в культуре, в системе ценностных ориентации и установок молодежи.
Анализ реальной социокультурной ситуации в стране -предмет самостоятельного исследования. При всем разнообразии взглядов, подходов к пониманию состояния общества ситуация выбора ориентиров не вызывает возражения у большинства ученых самых разных социокультурных ориентации. Перед ситуацией выбора поставлена и современная молодежь. От того, какие ценности предпочтет сегодня молодежь, во многом будет зависеть то, какое будущее ждет российское общество.
Изучение ценностных ориентации молодежи в сфере досуга предоставляет возможность выявить не только степень ее адаптации к новым социальным условиям, но и ее инновационный потенциал. Именно в сфере досуга молодежь проигрывает на модельном уровне все возможные варианты своего будущего поведения, в том числе вносимые бурно меняющейся реальностью инновационные моменты, для которых еще не существует одобренных обществом форм поведения.
Для утверждения статуса своей самостоятельности молодежь самоорганизуется в неформальные образования. Под неформальными образованиями можно понимать определенные типы молодежного сообщества, возникшего и существующего для удовлетворения потребностей и интересов его членов, чья деятельность не регламентирована правовыми документами и не подотчетна государственным организациям. По оценкам некоторых специалистов-исследователей, около 50% молодежи до 30 лет входят в неформальные объединения. В этих группах собственной субкультурой идет достаточно творческий процесс принятия, переработки, отторжения официальной культуры и разработки образцов, стандартов, стиля собственной микрокультуры. В этом смысле подобные группы являются своеобразными субъектами культуры, способными в известной мере и при определенных обстоятельствах повлиять на развитие и изменение культуры общества.
Информация о работе Досуговая деятельности как элемент жизнедеятельности молодежи