Досуговая деятельности как элемент жизнедеятельности молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 10:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ……………………………………………………………………
1.1 Понятие «молодежь»,ее специфика как социальной группы………..
1.2 Характеристика ценностных ориентаций российской молодёжи….
II. АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ДОСУГА…
2.1 Ориентиры молодежной культуры досуга……………………………….
2.2 Культура и сферы реализации молодежи………………………………
III. ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ……………………..
3.1 Факторы и процессы, оказывающие влияние на досуг современной молодежи………………………………………………………………………
3.2 Досуговая деятельности как элемент жизнедеятельности молодежи…..
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 92.48 Кб (Скачать файл)

По мнению специалиста в области социологии молодежи А. И. Ковалевой, в кризисном обществе, где социум не располагает достаточными условиями для своевременного полноценного участия молодежи в общественной жизни, происходит осложнение процесса социализации. Это проявляется в снижении социальных гарантий на получение молодыми людьми образования и профессии, на трудоустройство, на возможность участия в культурных, спортивных, оздоровительных программах, а также в снижении уровня жизни в стране.

Кроме вышеуказанных факторов, в той или иной степени влияющих на досуговую деятельность молодежи, следует выделить состояние самой сферы досуга, как элемента социально-экономической системы общества. От таких социальных условий, как доступность услуг рекреационного профиля, масштабы распространения культурно-просветительских и прочих учреждений, зависит характер включения различных групп населения, в том числе молодежи, в досуговую деятельность.

Также на характер и содержание досуга молодежи оказывает непосредственное влияние культура развития и функционирования соответствующих учреждений и предприятий (клубов, кинотеатров, стадионов, библиотек, дворцов культуры, культурно-досуговых центров и т.д.). При этом особое значение имеет творческая деятельность работников данных учреждений, их способность предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг.

 Т.А. Петрушенко говорит о необходимости создания модели городского культурного пространства, которая подразумевает творческую активность молодежи, их массовую включенность в высокую, профессиональную и самодеятельную культуру.

Таким образом, деятельность молодежи в свободное время определяется условиями жизнедеятельности, состоянием здоровья, как физического, так и психического, факторами окружающей среды, уровнем материальной обеспеченности, деятельностью сети культурно-досуговых учреждений. Кроме того, существенное влияние на процесс становления ценностных ориентаций молодежи в сфере досуговой деятельности оказывают общественные процессы.

Но, так или иначе, культура проведения свободного времени является, в первую очередь, результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей.

 

3.2 Досуговая деятельности как элемент жизнедеятельности молодежи.

Принцип системности, дает возможность рассматривать досуговую сферу жизнедеятельности как составной элемент, зависимый от свойств целого – системы более высокого уровня. Сфера досуга не является чем-то изолированным, четко ограниченным, отдельно стоящим по отношению к иным аспектам жизни студенческой молодежи.

От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность своим свободным временем и жизнью в целом.

Для молодых людей предпочтения в сфере досуга являются важнейшими характеристиками избираемого стиля жизни, выступают в качестве одного из главных критериев самоидентификации молодого человека с определенной группой или средой. Именно досуг в настоящее время оказывает ключевое воздействие на формирование личностных качеств студентов, их ценностные ориентации.

Досуг является необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Следует отметить, что «существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга. Но справедлива и обратная связь» .

Молодежный, в частности студенческий, досуг, словно перехватывая эстафету подросткового досуга, закрепляет, а во многом и закладывает в молодом человеке такие привычки и умения, которые затем будут всецело определять его отношение к свободному времени. Именно на этом этапе жизни человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, накапливается опыт организации свободного времени, возникает привязанность к тем или иным занятиям. Таким образом, наличие полноценной досуговой деятельности является одним из основных критериев формирования всесторонне, гармонически развитой личности.

Высший смысл истинного досуга состоит в том, чтобы «приблизить ценное, любимое и отделить или упразднить пустое, ненужное. В этом случае можно говорить о том, что досуг для молодого человека превращается в образ жизни» .

Система организации досуговой активности определяется интересами и потребностями молодых людей в свободное время. Нельзя не отметить, что потребности в сфере досуга имеют определенную последовательность проявления. Удовлетворения одной из них, как правило, порождает иную, что позволяет менять вид деятельности, обогащая досуг. В рассматриваемой сфере жизни «должен осуществляться последовательный переход от простых форм деятельности к более сложным, от пассивного отдыха – к активному, от физических форм рекреации – к духовным, от пассивного усвоения культурных ценностей – к творчеству и т.п.» . Так, по мере изменения социального положения человека, уровня его культуры, неизбежно происходят изменения и в структуре его досуга.

Исследователи (социологи, психологи, экономисты) установили прямую взаимосвязь между трудовой и досуговой сферами жизнедеятельности. Итак, Ю.А.Стрельцов замечает, «что любой вид свободной деятельности несет в себе как функцию восстановления сил, так и функцию развития знаний и способностей человека. Однако одна из этих функций является преобладающей, доминирующей: как вид деятельности, имеет свойство развивать человека либо преимущественно восстанавливать его силы»17 .

Любая деятельность, специализированная, коллективная, индивидуальная может быть глубоко личной для человека, если она наполнена для него жизненным смыслом и эмоционально окрашена. И, напротив, даже самые интимные человеческие отношения не обходятся без определенных рутинных, стандартизованных элементов и могут быть полностью поглощены ими, утратив свой жизненный смысл.

Эмоциональные потребности людей, их интересы, не одинаковы ни по содержанию, ни по интенсивности. Пока главные из них удовлетворяются, частичность отдельных форм деятельности не воспринимается человеком как трагедия. Но в том случае, если какая-то значимая для индивидуума потребность в течение длительного времени блокируется, не получает удовлетворения, возникают разного рода трудности и проблемы. Так, бессознательно пытаясь компенсировать данную неудовлетворенную потребность в другой, не предназначенной для этого сфере, человек предъявляет к ней завышенные требования, вкладывает в нее смысл, не соответствующий ее объективному значению. Человек, не удовлетворенный своим трудом, предъявляет повышенные требования к семье, досугу. Неумеющий отдыхать вкладывает все силы в работу. Но по мере повышения требований уменьшается способность к их удовлетворению, а, следовательно, неудача в одной области увеличивает вероятность неудовлетворенности и в другой. А поскольку, все виды деятельности суть разные формы человеческой коммуникации, эта неудовлетворенность собственной жизнью превращается в чувство отчуждения от других членов общества .

Таким образом, влияние досуга на личность и все сферы ее жизни безоговорочно и неминуемо. Варьируется лишь характер и степень вышеупомянутого влияния. Поскольку в современном обществе досуг становится основной сферой жизнедеятельности молодежи, можно говорить об определяющем влиянии данной сферы на все остальные.

Итак, на процесс самореализации молодежи в сфере досуговой деятельности оказывают влияние следующие факторы:

  • социальные характеристики студенчества;
  • процессы, происходящие в обществе;
  • общее состояние сферы досуга.

Выше упомянутое влияние может носить либо позитивный, либо негативный характер, то есть, либо способствовать самоактуализации молодежи, либо препятствовать ей. Несомненно, сочетание таких факторов как высокий уровень материального благосостояния, отсутствие нарушений в состоянии здоровья, регулярное и полноценное питание, отсутствие проблем в жилищно-бытовой сфере жизнедеятельности, наличие бюджета свободного времени заметно облегчает процесс самореализации молодежи в досуговой деятельности. Кроме того, положительное воздействие на данную сферу жизни оказывает наличие развитой системы культурно-просветительских учреждений и клубов по интересам. Но определяющее влияние на процесс самореализации оказывает желание, стремление личности направить собственную досуговую активность на раскрытие своего внутреннего творческого потенциала, на духовное совершенствование, на получение новых знаний и умений.

Получение определенных результатов, достижение поставленных целей в сфере досуговой активности способствует появлению новых стремлений и задач, в процессе решения которых неизбежно происходит расширение социальных связей индивидуума. Достижение поставленных человеком целей, как правило, сопровождается эмоциональным, душевным подъемом, который оказывает положительное влияние на все прочие сферы жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Заключение

 

           Очень часто приходится слышать  от старшего поколения, что наша  жизнь  сегодня не та, что прежде, что  наше  общество  должно  измениться.  Но  что нужно сделать  для этого? В первую очередь, только  из  глубокой  убеждённости всех  и  каждого  в  том,  что  общество  нуждается  в  коренном  обновлении, вырастает энергия массового  созидания, без которой немыслим  крутой  перелом во всех сферах  общественной жизни.  Процесс  обновления  также  предполагает  небывалое повышение  удельного  веса  творческого  потенциала,  которым  так богата юность. Образ  территории действительно накладывает  некоторые социальные различия  в поведенческие и духовные  аспекты жизни всего населения, и молодежи в частности.

Представляя собой основу будущего общества, молодежь заслуживает к себе самого непосредственного внимания.  

У молодёжи всегда самые близкие и непосредственные  отношения с  будущим  общества,   поэтому   необходимо   взять   курс   на   повышение ответственности и самостоятельности, расширения прав молодёжи.  И,  наконец, залог успешного разрешения проблем - в нерасторжимом единстве слова и  дела.

 

На мой взгляд, молодежь и ее ценностные ориентиры являются большой, сложной и актуальной проблемой, которой в социологической литературе посвящено много работ. Можно сделать вывод о том, что исследования в этой области социологии необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. А связь таких аспектов проблем молодежи, как молодежная субкультура и молодежная агрессивность очевидна. Только тщательные и систематические исследования в области развития социальной работы с молодежью могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой молодежная культура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современной молодежи. Также необходимо понять, что молодому человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, узнать, на что он способен, утвердиться в обществе.

ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ – общие представления, разделяемые общей частью молодежи, относительно того, что является желательным, правильным и полезным. Радикальные политико-экономические преобразования влекут за собой изменения ценностно-нормативной базы и общества в целом, и отдельных социальных групп. В первую очередь это касается молодого поколения. Молодежь, не отягощенная грузом предубеждений старых ориентиров, с одной стороны, быстрее адаптируется к новым условиям, и соответственно имеет больше шансов на реализацию активной жизненной стратегии и достижении успеха, а с другой стороны – она более подвержена деструктивному влиянию последствий макросоциальных процессов. Конфликтное самосознание молодежи следствие хаоса, существующего в общественной жизни современной России. Сегодняшнюю ситуацию в стране можно определить как период между старой системой ценностей, которая дает существенные сбои, и новой системой ценностей, которая только зарождается. Это время, когда молодым людям на пороге жизни уже не навязан готовый идеал, а каждому приходится самому определять для себя смысл и направление своей жизни. Молодость – это период проб и ошибок, примеривания социальных ролей, период выбора. Игнорирование в ходе экономических реформ, состояние в котором находится молодежное сознание, и сформировавшихся в нем устойчивых тенденций способно приостановить и даже полностью заблокировать продвижение по пути преобразований и превратить их в нечто отличное от первоначального замысла.

Всестороннее изучение молодого поколения имеют принципиальное значение для корректировки государственной молодежной политики, для создания действенных и эффективных программ, способствующих вхождению этого поколения в социум. Анализу подвергаются молодежные движения, молодежная субкультура, трудовая и общественная активность молодежи, процесс вступления молодежи в самостоятельную трудовую жизнь, изменения в ценностных ориентациях, объединения молодежи в рамках субкультур, социально-психологические особенности молодежной возрастной группы и т.д. Социологию называют наукой XXI века. Исследования и научные разработки последних пяти лет по молодежной проблематике дали обществу понимание многих процессов, происходящих в молодежной среде. Ученые говорят о дифференцированном подходе в работе с подростками, молодыми людьми, молодыми семьями и т.д. Социология дает нам понимание молодежи как части нашего общества, к которой «взрослое сообщество» относится либо с испугом, либо с раздражением, либо с непониманием. Тогда как инновационное общество, заинтересованное в своем будущем, должно создать условия для самореализации молодежи и корректно осуществлять социальный контроль над молодежью.

Информация о работе Досуговая деятельности как элемент жизнедеятельности молодежи