Древние цивилизации Востока: культура Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 17:13, реферат

Краткое описание

С древних времен и до наших дней Восток неизменно привлекал к себе внимание философов, поэтов, художников, путешественников необычностью и загадочностью своей истории, культуры, религии, но прежде всего тем, что именно он стал колыбелью человеческой цивилизации. Еще древние римляне говорили: «Ех Oriente Lux» («Свет с Востока»).

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 33.11 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«ВОЛГОГРАДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет экономики и  управления

Кафедра истории, культуры и социологии

 

 

Контрольная работа по культурологии по теме № 4.13

«Древние цивилизации  Востока: культура Индии»

 

 

                                                         Выполнил:

студент группы

                                                             .

                                                                                Проверил:

 

 

 

Волгоград 2013

Введение

 

 

С древних времен и до наших дней Восток неизменно привлекал  к себе внимание философов, поэтов, художников, путешественников необычностью и загадочностью своей истории, культуры, религии, но прежде всего  тем, что именно он стал колыбелью  человеческой цивилизации. Еще древние  римляне говорили: «Ех Oriente Lux» («Свет с Востока»).

В интересующем нас контексте  Восток – это историко-культурологическое, цивилизационное понятие, позволяющее говорить о двух различных типах культуры – восточной и западной, о том, как возникала дихотомия Восток–Запад, что ее породило. Обращение к культурному наследию древних цивилизаций, концентрирующих знания и опыт наших далеких предков, помогает ответить на поставленные вопросы.

Как известно, история культуры началась на Востоке. В плодородных  долинах и предгорьях Ближнего Востока  зародились древнейшие очаги мировой  цивилизации. Правда, специалисты расходятся во мнениях относительно того, была ли ближневосточная зона антропогенеза (происхождения человека) единственной. Так, одни считали, что именно здесь около 40 тысячелетий назад появились первые люди типа homo sapiens, миграция которых в различные регионы послужила основой появления многочисленных расовых типов. По мнению других, древние культуры возникли почти одновременно в трех областях земного шара. Это, во-первых, шумеро-вавилонская, египетская и эгейская культуры VI тыс. до н.э.; во-вторых, доарийская культура долины Инда III тыс. до н.э. (связанная с Шумером); в-третьих, оставившая скудные следы архаическая культура Китая II тыс. до н.э..

Определенные сложности  возникают в процессе установления хронологии и периодизации истории  Древнего Востока. Прежде всего это связано с тем, что в каждой стране существовали свои весьма несовершенные способы определения прошедшего времени. Например, в государствах Двуречья было принято обозначать годы по выдающимся событиям (война, строительство), а в Египте счет лет велся по периодам царствования каждого фараона и возобновлялся с каждым новым правлением. Кроме того, хронологические рамки периодов радикальных трансформаций не совпадают для различных регионов и стран Древнего Востока.

В своей работе я попытаюсь  рассказать о цивилизации древнего Востока, о значении культуры, о культуре Индии и искусстве.

Также в своей работе представлю подробный список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие культуры, цивилизации

 

 

Цивилизация (от лат. — гражданский) — межэтническая культурно-историческая общность людей, основания и критерии для выделения которой, как правило, разнятся в зависимости от контекста и целей применения этого термина. Понятие цивилизации появилось еще в античную эпоху как определение качественного отличия античного общества от варварского окружения. Позднее, в эпоху Просвещения и в XIX в., термин «цивилизация» также использовался как характеристика высшей стадии социокультурного развития («дикость — варварство — цивилизация»).

Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere - возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.

Культура является предметом  изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики, политологии,этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.

В основном, под культурой  понимают человеческую деятельность в  её самых разных проявлениях, включая  все формы и способы человеческого  самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом  навыков и умений. 

 

 

 

 

Древняя цивилизация  Востока

 

 

Восточный тип – тип  циклического развития возник в глубокой древности, но главные черты Восточной  цивилизации были сформулированы и  обрели классическое выражение, прежде всего в Индии и Китае.

Культура и религия  народов Востока развивалась, переплетаясь, и обогащая друг друга.

Ментальность народов, относящихся  к этому типу, наделена особым своеобразием. Общественное сознание носит харизматический  характер: действительность воспринимается через чувственный опыт (слышу, ощущаю, вижу) и через веру в божественные силы. Это связано с тем, что  на Востоке боги, небесные силы воспринимаются как часть живой природы. Они  существуют рядом с человеком, участвуют  в его жизни, влияют на него. Человек, на свою очередь, влияет на живущих  рядом богов.

Представление об историческом времени на Востоке имеет меньшие  особенности: прошлое, настоящее и  будущее существуют как бы одновременно, вместе.

Человек живет одновременно и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Такое понимание  времени объясняется тем, что  на Востоке душа считается бессмертной, меняется только форма ее существования. Отсюда особое представление о предках: умершие предки существуют в настоящем, но в другой форме, и влияют на человека. Не родившиеся потомки существуют также  и в настоящем, но в другой форме. Проблема “отцов и детей” на Востоке, поэтому не возникла.

Цель существования обществ  понимается на Востоке как движение и приближение к высшему божественному  идеалу. А жизнь воспринимается бесконечным  спектаклем, в котором участвуют  и люди, и боги. Постижение высшего сакрального смысла, а не реализация конкретных целей – главная ценность бытия народов Востока. Общества Востока построены на принципах коллективизма. Личностное начало развито слабо, личные интересы полностью подчинены общине. Общество построено на особом типе связей вертикального характера. Горизонтальные связи между общинами не развиты. Власть единого правителя ничем не ограничена, человек зависел от бюрократии и чиновников, управляющих от имени властелина.

Государственная машина восточного деспотизма обезличена, личная инициатива и ответственность исключались: здесь не могли возникнуть партии, борьба идей.

Изменения в таких обществах  происходили медленно, опыт многих поколений канонизировали как высшую общественную ценность. Авторитет старшего поколения был очень высок.

Развитие в странах  Востока идет циклами. Графически этот путь можно изобразить в виде пружины, где каждый виток – это один цикл развития, от одного витка к  другому – это шаг поступательного  движения. Но при таком медленном, циклическом развитии общество имело  высокоразвитую науку, культуру, философию, тончайшее искусство, богатейшую духовную жизнь. Однако человек, личность на Востоке  не имели собственной ценности. Человек  – песчинка на берегу океана вечности, от него ничего не зависело. Символ восточной  культуры – человек в лодке  без весел, течение реки определяло жизнь человека.

 

 

 

 

Индийская цивилизация  и ее культура

 

Древнеиндийская цивилизация – одна из самых величайших и таинственных на Востоке. На ее основе сформировался индо-буддийский тип культуры, отличающийся оригинальностью и своеобразием и существующий до настоящего времени, причем не только на территории Индии.

Цивилизация на полуострове  Индостан возникла позднее шумерской и египетской. К середине III тыс. до н. э. относится возникновение культурно-исторического комплекса, получившего в науке название «индийская цивилизация». Расцвет ее связывают с «культурой Хараппы», названной так по первому и самому крупному из обнаруженных городов этой цивилизации.

Индия - один из древнейших очагов человеческой цивилизации с высоким  уровнем культуры. Индийская культура является одной из самых величественных и оригинальных культур, сформировавшихся на нашей планете. Достижения древних  индийцев в самых различных областях - литературе, искусстве, науке, философии, вошли в золотой фонд мировой  цивилизации и оказали немалое  воздействие на дальнейшее развитие культуры не только в самой Индии, но и ряда других стран.

 

 

 

 

 

 

 

Наука Индии

 

 

В глубокой древности в  Индии начинает складываться богатая  и своеобразная наука. Со второй половины III тысячелетия до н. э. здесь известна письменность, насчитывающая около 400 пиктографов (рисунок, отображающий содержание чего-либо) и слоговых знаков. В древнейших источниках сохранились упоминания об агрикультуре (удобрения, севообороте, вредителях хлебов, орудия земледелия из железа и прочее), обработке металла (олова, меди, свинца, серебра, золота), медицине (анатомии, патологии, терапии, хирургии и т.д.), геометрии (соотношение сторон прямоугольника при построении жертвенников), шахматах.

Подлинный подъем и расцвет  индийская культура и наука достигли в IV-II вв. до н. э. - VIII в. н. э. В этот период индийскими учеными была создана десятичная система исчисления, современное начертание цифр (позже названных в несколько измененной форме арабскими). Были известны извлечения квадратного и кубического корней, исчисление числа р (3,1416…), арифметическая и геометрическая прогрессии, основы тригонометрии и алгебры. Астрономы довольно точно исчисляли движение небесных тел. Двенадцать месяцев (по 30 дней в каждом) года делились на шесть сезонов. Каждые пять лет добавлялся 13-й месяц. Известна была разница в длине дня и ночи в разных широтах земного шара. Древнеиндийские астрономы знали о шарообразности Земли, предполагали о ее вращении вокруг своей оси. Знания химии позволили изготавливать кислоты, краски, лекарства, духи, цемент, соли металлов, сложные препараты из ртути и т.д.

 

 

Литература Индии

 

 

С конца II - начала I тысячелетий  до н.э. дошли до наших дней памятники древнеиндийской литературы - веды, созданные на древнеиндийском (ведийском) языке. Ведическая литература представлена сборниками гимнов и жертвенных формул. Вплотную к ведической литературе примыкают «Священные предания», включающие сутры - руководство по древним ритуалам, законодательству и правилам домашней жизни.

Ценнейшим для изучения древнеиндийских общественно-экономических отношений, а также культуры и науки первой половины I тысячелетия до н.э. служит эпическая литература. Ее основными памятниками стали «Махабхарата» и «Рамаяна», записанные на санскрите в первых веках н. э., но в своей основе существовавшие уже в IV веке до н. э.

Сюжетная основа «Махабхараты» («Великой войны потомков Бхараты»), состоящей из 107 тысяч двустиший, - борьба за власть внутри одного из самых могущественных царских родов Северной Индии, потомков мифического царя Бхараты. Древнее сказание о кровопролитной войне со временем обросло множеством дополнительных эпизодов, содержащих различные сказания и легенды, рассуждения на религиозно-философские и другие темы. «Махабхарата», по сути, стала не поэмой, а огромным сборником древнеиндийского эпоса. Поэма «Рамаяна» отличается большой стройностью композиции и тщательной обработкой. Она включает в себя 24 тысячи двустиший, повествующих о победе царевича Рамы над царем демонов Раваной. Уже более двух тысяч лет обе эти поэмы чрезвычайно популярны. Их герои - Кришна («Махабхарата») и Рама («Рамаяна») - обожествлены и считаются воплощением Вишну - одного из важнейших божество современного индуизма.

Образцы народной мудрости содержат многочисленные индийские  народные сказки, басни, рассказы. В  них простые люди обладают смелостью, честностью, находчивостью, а власть имущие зачастую показаны критически, с юмором.

На основе народных и культовых  образов в Древней Индии сложилась  драматургия. Ее родоначальником стала  танцевальная пантомима, сопровождаемая комментарием сказителя; позднее заговорили и актеры. Подлинным классиком  древнеиндийской драматургии и  лирической поэзии признан Калидаса (IV-V века). В его драмах, сюжеты которых  заимствованы из эпоса, раскрыт внутренний мир героев.

Заметна по объему и исторической значимости каноническая религиозная  литература, жизнеописания Будды, религиозные  трактаты. О высоком уровне древнеиндийской  литературы свидетельствуют также  труды по теоретическим вопросам поэзии и литературы вообще, по тщательно  разработанным грамматикам санскритского  языка и другое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Искусство и зодчество.

 

 

Значительное значение в  художественной культуре Древней Индии  занимала музыка. Будучи неотъемлемой частью народного празднества, театр  «сангит» выражал единство пения, инструментальной музыки, богатого мимикой и жестами танца.

Совершенства достигло древнеиндийское изобразительное искусство (ваяние, художественные ремесла, фресковая живопись), а также зодчество. Ему присущи богатство и пластическая выразительность образов, смелость творческой фантазии, сложность и многообразие композиций, мастерство передачи движений и чувств.

Изобразительное искусство  и архитектура Древней Индии  обогатились городскими постройками  из кирпича и скульптурой (изображением животных, людей, божеств), расписной  керамикой, ювелирными изделиями. Монументальность форм сочеталась с роскошью отделки, фасады дворцов украшались балконами  и арками. Статуи божеств и людей  отличались неподвижностью поз, монументальностью  и мощью тяжеловесных форм. Во многих древнеиндийских текстах описываются  загородные парки с искусственными водоемами, фонтанами, а также ландшафтные  парки. С распространением буддизма стали создавать культовые сооружения - ступы, которые служили для хранения реликвий самого Будды. Широкое распространение  получила монументальная скульптура из камня. И сегодня эти статуи поражают монументальностью образа, законченностью и совершенством форм.

Династия Гуптов (IV-Vвв. до н.э.) оставила искусству Индии небольшие, гармоничные, изящные по форме храмы. Изобилие скульптуры, резьбы и росписей свидетельствуют о богатстве и роскоши. Правдивая и меткая наблюдательность в бытовых сценах, изображениях животных, архитектуре сочеталась с большим декоративным мастерством, своеобразной ритмичностью, красочностью, свободой в построении многофигурных сцен, в основе которых лежали реалистические народные тенденции.

Информация о работе Древние цивилизации Востока: культура Индии