Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 17:13, реферат
С древних времен и до наших дней Восток неизменно привлекал к себе внимание философов, поэтов, художников, путешественников необычностью и загадочностью своей истории, культуры, религии, но прежде всего тем, что именно он стал колыбелью человеческой цивилизации. Еще древние римляне говорили: «Ех Oriente Lux» («Свет с Востока»).
Философия и религия
Незыблемое деление общества
на замкнутые социальные группы с
разными правами и
Период разложения первобытнообщинного строя определил зарождение верования людей в могущественность природы, обожествление ее сил и явлений. Своеобразным отражением ранней стадии индуизма стала ведическая религия. Главным принципом этой религии было обожествление природы как целого (сообщество богов-небожителей) и отдельных явлений природной и социальной жизни: Индра - бог грозы, могущественный воин; Варуна - бог мирового порядка и справедливости; Агни - бог огня и домашнего очага; Сома - бог священного напитка. Всего к высшим ведическим божествам принято относить 33 бога. За богами не закреплялись атрибутивно определенные функции. Этой открытостью, незавершенностью ведийской мифологии объясняется ее дальнейшее развитие «в направлении создания больших спекулятивных, теологических и натурфилософских концепций. Здесь ставятся вопросы о едином и творении мира, о назначении человека, то есть выдвигаются и обсуждаются вопросы космологии (устройства мира), теологии (учения о боге), сотериологии (учения о спасении). В данном контексте принципиальным выступает то обстоятельство, что, переходя от единства мира к его многообразию, усматривается единый закон развертывания этого многообразия (одновременно космический, социальный и моральный). Важность этого закона состоит в том, что он, с одной стороны, открывает путь к микрокосмосу - где господствует закон воздаяния за доброе и злое - карма, с другой - включает социо-природный порядок в порядок космический. Идея кармы, как идея вечного круговорота жизни, перерождения души (сансары) направляли размышление о жизненном пути в русло самосовершенствования: твое перерождение определяется суммой хорошего и плохого в жизни предыдущей. С этим многие современные ученые связывают характерные для всей индийской культуры признание родственности всего живого в природе, неутилитарное отношение к ней, стремление к изменению не внешнего мира, а внутреннего - самоограничение, самосовершенствование.
Последующее формирование классового общества сопровождалось изменением прежних верований первобытной общины. В I тысячелетии до н. э. новую стадию развития индуизма начинает определять брахманизм. Эта религия использовалась для оправдания общественного неравенства. В основе этого вероучения - признание страданий, людских бедствий несущественными, ибо весь мир - всего лишь иллюзия. Подлинная реальность существования мирового духа (Брахмы). Жрецы (брахманы) утверждали, что безропотность в труде, покорность, отсутствие зависти к знатным и богатым позволят душе умершего возродиться в телесной оболочке более высокого общественного положения, и наоборот.
В конце I тысячелетия в результате развития ведической религии, брахманизма, процесса дальнейшей ассимиляции народных верований сформировалась одно из наиболее крупных по числу последователей религий мира - индуизм. Основных направлений индуизма два: вишнуизм и шиванизм. Для первого характерно учение об аватарах (нисхождениях в мир) Вишну. Канонических аватар 10. Из них наиболее значимы восьмая и девятая аватары: в восьмом нисхождении Вишну принял облик Кришны, в девятом - Будды. Шива, представляющий функцию разрушения, в то же время олицетворяет и творческое начало вечно изменяющегося мира, в котором разрушение предшествует созиданию. Индуизм свидетельствует о важнейших культурных ориентация в духовной жизни Индии: в нем почитание в повседневных обрядах и ритуалах отводится «личным богам» - Вишну и Шиве, покровительствующим основным сферам человеческой жизни и поддерживающим и помогающим обращающемуся к ним за помощью человеку.
В VI веке до н.э. идеологией относительно развитого рабовладельческого общества становится буддизм, который наряду с христианством и исламом стал одной из великих мировых религий. Его рассвет пришелся на V век до н. э. - начало I тысячелетия н.э.
В центре буддизма - учение о «четырех благородных истинах»: страдании, его причинах, состоянии освобождения и пути к нему. В предельно кратком изложении они выглядят следующим образом:
1. Сущность жизни есть страдание.
2. Причина страданий - желания и привязанности.
3. Чтобы избавиться от
страданий, надо с корнем
4. Для этого существует
путь внутреннего
Следует стремиться к идеалу - нирване. Смысл нирваны в том, что она ставит человека по ту сторону необходимости, и в этом значении нирвана равна свободе. Однако в нирване нам открывается лишь негативная сторона свободы - это свобода, взятая лишь как отрицание всякой зависимости, «свобода от…». Подлинная же свобода не только отрицает, но и утверждает - утверждает бытие человека как личности, его самоценное достоинство и неисчерпаемые творческие силы. Но открытие личности лежало за пределами духовного горизонта той далекой эпохи, и поэтому полная свобода открылась Будде как полнота отрицания: нирвана лежит не только по ту сторону необходимости, но и по ту сторону всякого бытия. Нирвана освобождает человека не только от необходимости, но и от собственного «Я», от всякого положительного содержания и потому не может быть вполне адекватно выражена ни в слове, ни в образе. Иными словами, в нирване мы видим трагедию свободы, не обнаруживающей в себе никакого положительного содержания.
В буддизм, с самого его начале, не было ни молитв, ни специфических обрядов. И самое главное, здесь не было Бога, того самого Бога, который сосредоточивал всю полноту жизненных смыслов. Правда, буддизм не отрицал существование множества почитаемых ранее богов и демонов, но выше их всех по святости и силе стоял просветленный аспект, навсегда сбросивший иго кармы.
Исследователи обращают внимание на то, что ранний буддизм обращается непосредственно к индивиду, от него самого зависит «освобождение». Человек поставлен в условия выбора пути, рефлексии, самоуглубления. Предполагаемый путь: праведное решение; праведное слово; праведное дело; праведная жизнь; праведное стремление; праведное воспоминание; праведное самоуглубление. Этот путь формирует особый тип культуры психической деятельности, особого отношения к миру, главным следствием которого выступает терпимость, ненанесение вреда окружающему миру. Рефлексия, личностный выбор позволяют сформировать в буддизме особый тип культурных ориентаций личности, органически включенной в мировой порядок, своей психической деятельности, поддерживающей этот порядок.
Заключение
Культура Древнего Востока
внесла огромный вклад в развитие
мировой культуры. Дошедшие до нас
памятники архитектуры и
На почве древневосточной
культуры впервые появились и
стали развиваться категории
научного мышления, велик вклад в
развитие астрономии, теоретической
математики. Именно поэтому древневосточная
философия и наука сыграли
столь важную роль в возникновении
науки нового времени, развитии техники.
В целом же культура Древнего Востока
явилась основой для
Делая этот проект я узнал, что в цивилизации Индии развитие личности происходит в самососредоточении, самопознании, гармонии с природой и окружающим миром, а не в преобразовании его.
Культура Индии развивалась не такими шагами как на Западе, но она уверенно шла вперед ни чем не уступая европейской культуре.
В своей работе я рассказал о цивилизации древнего Востока, о понятии культуры и цивилизации , о культуре, философии, религии, искусстве Индии.
Также в своей работе представил подробный список использованной литературы.
Список использованной литературы
1. Аверинцев, С. С. Древние цивилизации / С. С. Аверинцев. – М.: 1989 – 548 с.
2. Васильев, Л. С. История Востока. В 2-х т. / Л. С. Васильев. – М. – 2001. – 438 с.
3. История Древнего мира. Древний Восток. Египет, Шумер, Вавилон, Западная Азия.
– Минск. – 1999. – 830 с.
4. Рубинштейн, Р.И. Египетская мифология / Р. И. Рубенштейн // Мифы народов мира.
- Т.1. - М., 1999. – С. 420-427.
5.Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. - М. –1987. – С.32-37, 79-92.
Информация о работе Древние цивилизации Востока: культура Индии