Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:59, доклад
Современная Япония расположена на архипелаге, который тянется с севера на юг вдоль восточного побережья Азиатского континента; ее главные острова: Хоккайдо (наименее населенный) – на севере, Хонсю и Сикоку – в центре и Кюсю на юге. Кроме них имеется также более трех тысяч небольших островов. Площадь Японии – около 400 тыс. кв. км, население – 120 миллионов человек.
Национальная психология японцев, как и любой другой этнической общности, формируется под влиянием прошлого опыта и новых веяний, причем прошлое в этом процессе играет исключительно важную роль.
В XX веке Япония стала занимать лидирующее место по многих показателям. Открылась возможность изучить причины такого экономического чуда. Во многом повлияла на это положение страны на мировой арене духовная жизнь японцев, их взаимоотношения в обществе, отношение к труду, взгляд на культурные ценности.
Введение
Японский национальный характер
Японцы в повседневной жизни
Социальная регуляция поведения в Японии
Чайная церемония
Особенности общения в Японии
Заключение
Содержание
Введение
Японский национальный характер
Японцы в повседневной жизни
Социальная регуляция поведения в Японии
Чайная церемония
Особенности общения в Японии
Заключение
Введение
Япония – древнее,
самобытное государство.
Первые сведения о
японцах содержатся в
Согласно японской
системе верований – синтоизму,
Современная Япония
расположена на архипелаге, который
тянется с севера на юг вдоль
восточного побережья
Национальная психология японцев, как и любой другой этнической общности, формируется под влиянием прошлого опыта и новых веяний, причем прошлое в этом процессе играет исключительно важную роль.
В XX веке Япония стала занимать лидирующее место по многих показателям. Открылась возможность изучить причины такого экономического чуда. Во многом повлияла на это положение страны на мировой арене духовная жизнь японцев, их взаимоотношения в обществе, отношение к труду, взгляд на культурные ценности.
В данной курсовой работе я постаралась раскрыть некоторые обстоятельства и причины, приведшие Японию к тому положению среди стран мира, путем детального рассмотрения ее духовной жизни, а так же:
Японский национальный характер
Японцы в повседневной жизни
Социальная регуляция поведения в Японии
Чайная церемония
Особенности общения в Японии
Для расскрытия этих тем мною были использованы материалы исторических публикаций Берндт Ю. «Лики Японии»;
Овчинников В. «Ветка сакуры»;
И интернет источники
Японский национальный характер
Трудолюбие и связанное
с ним усердие во всех сферах
трудовой деятельности –
Известно стремление
японцев рано (в пятьдесят или
в пятьдесят с небольшим лет)
удаляться от дел и
На протяжении многих
веков в Японии
В японском языке имеются эстетические понятия ханами – любование цветами, цукими – любование луной и юкими – любование снегом, выражающие существенную часть повседневной жизни. Традиция поклонения прекрасному передается от поколения к поколению. Она оказывается во всем, проявляется в чувствах, словах и поступках. Сами японцы считают, что присущее им особое чувство красоты – их национальное достояние, которым иностранцы могут только восхищаться.
Повышенная восприимчивость
к красоте сделала японцев
чрезвычайно эмоциональными. Им
свойственно смотреть на все
с точки зрения личного
Вообще традиция, точнее,
традиционализм проник в
Японцы во всем видят
смысл, уносящий корнями в
В современной Японии
с большим вниманием относятся
к традициям, к далекому
Японцы перенимали
у других то, что представляло
для них интерес на каждом
конкретном этапе их
Особенности и социальные
последствия научно-
Научно-техническая революция в Японии совпала с переходом от преимущественно экстенсивной модели развития к преимущественно интенсивной, который заметно запоздал здесь по сравнению с большинством индустриально развитых стран и совершался ускоренными темпами, так как Японии не нужно было проходить последовательно все фазы и стадии такого перехода. Используя опыт, технику, научные достижения и открытия других стран, Япония проделывает этот переход по-иному, в соответствии с особенностями своего исторического развития.
Претерпев поражение во Второй Мировой войне Япония оказалась в экономическом отношении отброшенной на 20-30 лет назад. Перед нею встала очень сложная задача: необходимо было наряду с восстановлением экономики сразу же начать серьезную перестройку хозяйства, и в первую очередь структурную перестройку промышленности. При этом надо учесть, что в предвоенные годы экономика Японии развивалась в условиях относительной замкнутости, а послевоенная обстановка диктовала необходимость приспособления к международному разделению труда, к мировому рынку.
В обстановке НТР, развернувшейся
в мире особенно широко в 50-60 годы, задача
преодоления Японией
Начало использования
иностранного опыта относится к
50-м годам, когда в Японии стали
развиваться отрасли
Япония заметно опередила
западноевропейские страны и лишь немногим
уступает США по числу научных
работников. Большую роль в деле
подготовки научных и инженерно-
При рассмотрении общей картины
НТР в Японии нельзя не отметить
два характерных
Во-вторых очень большую роль сыграло и продолжает играть активное заимствование зарубежного научно-технического и производственного опыта – как путем приобретения лицензий, так и в других формах, в частности посредством прямых закупок необходимой техники.
Оба отмеченных обстоятельства действуют не независимо, а как бы подкрепляя друг друга. Иными словами, на ряде направлений концентрируются силы и ресурсы не только самой Японии, но и лучшие достижения мировой научно-технической мысли, что, естественно, обеспечивает получение здесь наиболее значительного эффекта.
Есть, однако, и такие области, где Япония ограничивается довольно небольшими масштабами научно-технической деятельности, полагаясь в основном на импорт готовой продукции из-за рубежа или ее производство по лицензиям.
\
Япония и Запад
Прагматический подход к японской культуре как одному из основных популярных факторов успеха Японии в конкурентной борьбе с Западом стал популярен не только среди японских, но и среди западных ученых. Интерес к Японии на Западе был велик и раньше, но если прежде он подогревался «загадочностью» культуры страны, конкурирующей с западными державами, то в наши дни этот интерес переходит и в область практики.
В конце 60-х – начале 70-х годов резко возрос интерес японцев к своей национальной самобытности о масштабах которого можно судить как по количеству выходивших ежегодно книг и статей и обилию дискуссий на эту тему, так и по свидетельствам японских и иностранных наблюдателей и ученых, утверждавших, что такого живого интереса к своей культуре и такого желания писать о себе, как у японцев, нет ни у одного восточного и западного народа.
Казалось, будто бы некая
бацилла вызвала настоящую
Эта, появившаяся еще во времена первых «бумов» антитеза «японское –западное», присутствует во всех культурологических исследованиях о Японии. Для характеристики японской культуры неприемлемы «европоцентристские» концепции и теории, поскольку в Японии западный человек сталкивается не с новой системой идей, а с другим миром.
В культурологических теориях общего уровня, выявляющих основной характер культуры, ее этос. Мы не найдем прямого единодушия японских и западных культурологов-японоведов. И дело не только в том, что они несут на себе печать специфических научных интересов их авторов, дело еще и в том, что история оставила на них свой значительный след. Так, например, случилось с предложенной американским культурологом Р. Бенедикт классификацией японской культуры как «культуры стыда» и западной (американской) как «культуры вины». Пытаясь объяснить преданность японцев социально предписанным ролям и их высокую озабоченность исполнением долга и обязанностей. Она пришла к выводу, что в отличие от американцев, мотивирующих свое моральное и этическое поведение чувством вины, японцы руководствуются чувством стыда. «Стыд в японской этике обладает такой же силой власти как «чистая совесть», «бытие с богом» и «избавление от грехов» в западной этике».