Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 16:47, реферат
Актуальность, цели и задачи настоящего реферата обусловлены следующими положениями. Эпоха первобытного общества родового строя является временем формирования человека и человеческого общества и вся последующая история начиная с родового строя представляет период развития уже сформировавшегося общества ; грань , отделяющая эти периоды является более глубокой, чем рубежи между общественно-экономическими формацииями.
Загадка первобытной
культуры
1. Введение
Актуальность, цели
и задачи настоящего реферата обусловлены
следующими положениями. Эпоха первобытного
общества родового строя является временем
формирования человека и человеческого
общества и вся последующая история
начиная с родового строя представляет
период развития уже сформировавшегося
общества ; грань , отделяющая эти периоды
является более глубокой, чем рубежи между
общественно-экономическими формацииями.
Освоение различных
по характеру природных зон
Расслоение общества,
выделение из среды ранее равных
членов рода и племени богатой
и знатной верхушки находит свое
отражение в расслоение сверхъестественного
мира, в выделении из его среды более или
менее равных по значению сверхъестественных
существ нескольких особо могущественных
- богов.
Останки писменности
найдены в Египте и Мессопотамии,
относятся к концу IV-го - нач.III-го
тыс.до н.э. Письменности вначале предшествовали
средства, служившие запоминанию устных
сообщений (вампумы, кипу и пиктография).
2. Загадка зарождения
первобытной материальной
Обращение к
истокам культуры предполагает выяснение
того, каким образом на протяжении
сотен тысяч лет в ходе становления человеческого
общества формировалась первобытная культура,
заключающаяся в повседневной хозяйственной
деятельности людей, выработке трудовых
навыков, создании простейших орудий труда,
а также в первых образцах художественного
творчества и обрядовых действиях.
Уже в античном
мире сформировалось представление
о трех веках - каменном, бронзовом
и железном, последовательно сменявших
друг друга.
Каменный век.
Остановимся сначала
на периодизации истории первобытного
общества. Нижняя граница каменного века
(эпохи раннего палеолита) по мере появления
новых археологических данных отодвигается
в глубь веков, и сегодня ученые считают,
что эта эпоха началась около 2,5- 2 млн лет
назад. Из них около миллиона лет понадобилось
для того, чтобы развитие производственной
деятельности привело к превращению человекообразных
обезьян в предлюдей и еще столько же -.для
становления человека современного типа.
Накопленный современной наукой материал
позволяет утверждать, что развитие производственной
деятельности уже на первом этапе сопровождалось
развитием мышления и появлением языка,
которые возникли не одновременно, а с
разрывом примерно в 1 млн лет, что и обусловило
выделение второго этапа. К первому этапу
относится создание простейших каменных
орудий труда, возраст которых составляет
около 2 млн лет. Это осколки небольших
разбитых галек (поэтому самая древняя
культура получила название галечной),
кусков кварца или лавы. Такие орудия труда
- результат еще не сознательной, целенаправленной,
а условно-рефлекторной деятельности.
Принято считать, что биологическая эволюция
человека завершилась лишь 35-40 тыс. лет
назад и была связана с развитием языка
как средства общения и орудия понятийного
мышления.
В каменном веке
выделяют следующие основные периоды.
Палеолит (от греч.
palaios - древний + lithos - камень) - древнейший
период каменного века, когда первобытный
человек изготовлял свои орудия приемами
скалывания и оббивки камня. Начало
палеолита совпадает с
Мезолит (от греч.
mesos - средний, промежуточный + lithos - камень)
- эпоха каменного века, переходная
между палеолитом и неолитом; совпала
с окончательным угасанием оледенения
и установлением современного климата.
В Европе датирована с помощью радиуглеродного
метода - 10-7 тыс. лет до н. э. (Северная Европа
- до 6-5 тыс. лет до н. э., на Ближнем Востоке
- 12-9 тыс. лет до н. э.). В эпоху мезолита
возникли микролиты (небольшие каменные,
тщательно обработанные орудия) и оббитые
рубящие орудия, начали распространяться
лук и стрелы.
Неолит (от греч.
neos - новый + lithos - камень) - новый каменный
век, эпоха позднейшего каменного века,
завершающая стадия использования каменных
орудий труда. Большая часть культур неолита
Европы и Азии датируется 6-3 тысячелетием
до н. э. Важнейшая черта неолита - переход
от присваивающей к добывающей экономике
- «неолитическая революция» (начало скотоводства
и земледелия).
Энеолит (от греч.
aeneus - медь + lithos - камень) - халколит, медно-каменный
век, эпоха перехода от каменного
века к бронзовому. С IV тыс. до н. э. медные
и бронзовые орудия стали вытеснять
каменные.
Бронзовый век.
С конца IV тыс. до
н. э. до начала 1 тыс. до н. э. для более
чем тридцати культур бронза стала
основным материалом при производстве
орудий труда и боевого оружия.
В отличие от тугоплавкой меди,
требующей холодной ковки, бронза имеет
более низкую температуру плавления
(700-900° С), высокую твердость и прочность
при охлаждении. Орудия из бронзы отливались,
что дало возможность их массового производства.
Из бронзы изготовлялись топоры, серпы,
ножи, мотыги, стрелы, мечи, а также предметы
бытового обихода, скульптура и пр. Но
все же бронза оставалась редким и дорогим
материалом и использовалась в основном
для производства оружия и предметов роскоши.
Основные орудия труда по-прежнему изготовлялись
из камня и дерева.
В Азии бронзовый
век ознаменовался развитием ранее
возникших и появлением новых городских
цивилизаций - Месопотамия, Египет, Сирия,
Хараппа. Центром европейской культуры
эпохи бронзы была Эгейская (кикладская)
культура; за пределами Эгейского мира
в эту эпоху сохранились еще неолитические
культуры земледельцев и скотоводов.
Железный век.
Железный век
завершает историю первобытного
и раннеклассового общества.
Культура железного
века характеризуется развитием
технологии обработки металла и
массовым изготовлением железных орудий.
Железо окончательно вытеснило камень,
что не смогли сделать ни медь, ни бронза.
По сравнению с предыдущими железный век
значительно короче. Он наступил в Европе,
Сирии, Малой Азии, Закавказье, Индии в
начале 1 тыс. до н.э. и завершился (ранний
железный век) в 1 в. до н.э. Отдельные предметы
из железа были известны в Египте еще в
III тыс. до н. э., а способ получения железа
из руды был открыт во II тыс. до н. э., но
широкое распространение этого материала
началось в IX-VII вв. до н. э., когда из железа
научились получать сталь.
Это привело
к техническому перевороту: стали
расширяться посевные территории) создаваться
мелиоративные сооружения. Интенсивно
стали развиваться кузнечное
и оружейное ремесла. Появление
железных орудий труда способствовало
созданию судов, колесниц и других транспортных
средств. К началу нашей эры были известны
основные виды ремесел и сельскохозяйственные
орудия, которые служили человеку в средние
века и новое время.
3. Особенности
восприятия природы в
В первобытной
культуре деятельность человека носила
синкретический, нерасчлененный характер,
что обусловливало формирование своеобразного
образа природы. Эта деятельность характеризовалась,
во-первых, единством человека и осваиваемой
им природной среды, во-вторых, неосознанностью
различий между реальностью и вымыслом)
в-третьих, отсутствием развитых форм
социального самосознания, порожденном
аморфностью социальной организации и,
в-четвертых, доминированием чувственного
восприятия и базирующегося на нем воображения.
Практическое
освоение природы в первобытной культуре
проходило в двух формах хозяйствования:
присваивающего и производящего. Присваивающая
форма хозяйствования явилась самой первой
исторической формой общения человека
с природой. Носители культуры этого периода
пользовались самыми примитивными орудиями
труда, при помощи которых они могли потреблять
лишь то, что произвела сама природа.
Второй тип
хозяйствования был связан уже с
применением орудий труда созидательно-
Процесс жизни
воспринимался первобытным
Земля с составляющими
ее предметами представлялась первобытному
человеку живой, одушевленной) все из себя
производящей и все собой питающей, включая
небо, которое она тоже рождает из себя.
Как женщина в период матриархата являлась
главой рода, матерью) кормилицей и воспитательницей,
так и земля понималась как источник, живородящее
лоно всего мира, богов, демонов и людей.
Демоны первоначально
представлялись как некая злая (или,
реже, - благодетельная), безымянная, безликая,
мгновенно возникающая и
Демон еще не
имел фигуры и лица, никакого вообще
очертания, его нельзя было назвать
по имени, вступить с ним в контакт.
Внезапно нахлынув неизвестно откуда,
он мгновенно производит катастрофическое
действие - и тут же бесследно
исчезает.
Позднее первобытный
человек индивидуализировал безличных
демонов. Они начали представляться в
его сознании как существа материальные,
чувственные, то есть обладающие телесной
оболочкой. Но наделяя, например, силы
земли такой оболочкой, многие народы
по-прежнему присваивали им вид чудовищ
и страшилищ.
Так, древнегреческий
поэт и философ Гесиод в «Теогонии»
излагает архаическое предание о
порождении Небом-Ураном и Землей-Геей
титанов, циклопов и сторуких. У последних
чудовищность подчеркнута особенно:
у каждого из них по 100 рук и 50 голов.
Среди порождений Геи были и эринии - страшные,
седые окровавленные старухи с собачьими
головами и со змеями в распущенных волосах.
В дальнейшем происходит
трансформация восприятия демонов
и богов к их антропоморфическому,
то есть очеловеченному образу. Именно
у греков этот антропоморфизм достиг своего
наивысшего оформления и выразился в целой
системе художественных и пластических
образов. Например, Деметра - богиня культурного
земледелия и Артемида - богиня охоты,
несмотря на то, что они служили покровительницами
древних видов деятельности, представлялись
уже не чудовищами, а величественно-прекрасными
женщинами-богинями)
Преображается
вся природа, которая раньше была
наполнена страшными и непонятными для
человека силами. Власть человека над
природой значительно возросла, он уже
умел не только прятаться от нее, но и более
уверенно ориентироваться в ней, умел
находить в ней красоту, использовать
природу для своих надобностей. Если раньше
нимфы рек и озер (океаниды) или нимфы морей
(нереиды) - это воплощение дикости и хаоса,
то теперь природа предстает умиротворенной,
поэтизируется. Так, нимфы становятся
в художественной культуре предметом
поэтического любования.
Интуитивно созданный
мифологическим сознанием порядок у греков
назывался космосом. В дальнейшем у античного
человека появляется настоятельная потребность
к осмыслению этого живого космоса. На
смену интуитивному восприятию приходит
осознание и рефлексия, то есть философия
как особое знание, которое обособляется
от мифа и магии, хотя часто внешне сохраняет
такую связь.
В интеллектуальных
конструкциях древнегреческих философов
космос перестает пониматься антропоморфически,
но продолжает восприниматься живым, материальным
и одушевленным. Для античного понимания
космоса важна идея вечного возвращения,
вечного рождения его как живого организма.
Движение его представляется не прямолинейным)
а круговым. В этом подвижном, живом, видимом
и слышимом целом человек не противопоставляется
природе, а мыслится как одна из ее частей.