Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 16:47, реферат
Актуальность, цели и задачи настоящего реферата обусловлены следующими положениями. Эпоха первобытного общества родового строя является временем формирования человека и человеческого общества и вся последующая история начиная с родового строя представляет период развития уже сформировавшегося общества ; грань , отделяющая эти периоды является более глубокой, чем рубежи между общественно-экономическими формацииями.
В своих воспоминаниях
известный художник Петров-Водкин рассказывает,
как был открыт его талант. В
школе он рисовал плохо, но однажды
на уроке рисования от нечего делать заштриховал
часть листа бумаги. Случайно увидев его
работу, учитель взял лист бумаги и, отойдя
подальше к доске, спросил: «Дети, что это
такое?»-«Дыра»,-последовал уверенный
ответ. Учитель сделал несколько шагов
вперед, и дети поразились-они увидели:
это лишь штриховка, создающая, однако,
полную иллюзию, что бумага порвана в одном
месте. Что пережили и поняли в этот миг
дети? Восхищение от «искусства» (мастерства)
их товарищи, создавшего настоящий предмет-дыру
в бумаге с помощью условного материала,
следов грифеля. Удивление, что-«предмет»,
созданный карандашом, может быть столь
реальным, настоящим, недоумение-как возможно
такое чудо. Опять восхищение и т. п.
Этот случай
помогает понять, что происходит в
любой реальности. Человек невольно
поддается иллюзии (встречается с предметом),
в той или иной мере обнаруживает свое
заблуждение (понимает иллюзорность, мнимость
предмета), восхищается тем, что столь
убедительная иллюзия создана человеком
как бы из ничего и снова отдается иллюзии
(переживает предмет).
Но сначала
маленький ребенок просто играет
с «материалом искусства» (красками,
линиями, кружочками), как с простыми
предметами. Он довольно быстро обнаруживает
прелесть этой игры и богатые возможности
действий с таким «материалом». Например,
линии, кружки, цветовые мазки можно повторять,
изменять, соединять друг с другом, строить
из них интересные необычные сооружения.
Поскольку отдельные линии (кружок, пятно)
воспринимаются ребенком неотделимо от
предмета, обозначенного этой линией,
всякое действие с изображениями осознается
и переживается им как жизнь (бытие соответствующия
предметов). Как бы живописное искусство
ни стояло высоко, следы этого этапа сохраняются.
Вот детский рисунок солнца кружок с расходящимися
в разные стороны прямыми лучами. С точки
зрения обыденного опыта, связь между
диском солнца и его лучами, конечно, существует,
но она не прямая. Она дана человеку в множестве
жизненных ситуаций (где наблюдается закат
солнца или прохождение солнечных лучей
через окна облаков) и во множестве речевых
и литературных высказываний. В детском
рисунке диск солнца, однако, прямо сведен,
соединен с лучами; соприкосновение самих
лучей служит в рисунке основанием для
бытийного сходства явлений. Но ведь как
явления диск солнца и его лучи вовсе не
похожи друг на друга. Что же их объединяет
в живописной, поэтической реальности?
Вероятно, множество жизненных ситуаций,
где они встречались вместе, и множество
высказываний, где они вместе фигурировали.
Следовательно, сводя воедино диск солнца
и его лучи, гений ребенка заставляет детское
сознание извлекать из своих глубин все
это множество переживаний и впечатлений,
и не просто извлекать, но и по-новому структурировать.
В результате перед ребенком рождается
новый мир, где диск солнца прямо соединен
с солнечными лучами. Подобно тому, как
во сне на основе прожитого опыта психика
воссоздает волнующие человека события
(особый мир сновидений), в искусстве из
этого опыта, направляемого и структурируемого
произведением живописного искусства,
создается не менее волнующий мир. Если
в обычной жизни или в сновидениях события
происходят сами собой, наплывая на нас,
захватывая сознание, то в искусстве «мотор
движения» находится в самом человеке
и произведении.
6. Заключение
В результате выполненного
нами реферативного исследования мы можем
сделать вывод о том, что материальная
культура первобытного строя отличается
местными своеобразными особенностями
и сосредоточением на определенной ограниченной
территории, общность ее состоит в том
по комплексу признаков: общности археологических
памятников относящихся к одному времени.
По форме или орнаменту керамики, по обряду
погребению или по той местности, где впервые
найдены наиболее типичные памятники
или по комплексу признаков. Часто материальная
культура первобытного строя отражает
обособленно существование древних племен
и народов. Различие между племенами лучше
всего обнаруживаются по обряду погребения
керамики украшениям, ив меньшей степени-
по типу жилищ или по орудиям труда .
Иногда удается
связать определенную археологическую
культуру с известными из писменных источников
племенами (например, латенскую культуру-
с кельтам) . Однако далеко не всегда сходство
материальной культуры отражает этничную
общность или общность по происхождению.
В сходных социальных и географических
условиях при наличии примитивной техники
могли возникнуть сходные явления в быту
и материальной культуре различных племен
не зависимо . Кроме того отдельные элементы
культуры могут заимствоваться в результате
распространения идей или переселения
народа, носителя этой культуры. Представление
о археологической культуре изучение
ее возникновения, распространения и исчезновения
позволяет реконструировать историю племен
и народов в эпохи, предшествующие возникновению
письменных источников.
Нахождение в пещерах
наскальных рисунков и фресков (датируемых,
начиная от 40-20 тыс. лет до и. э.) свидетельствуют
о возникновении рисования: профильные
изображения животных (на которых охотились
архаические народы), выполненные, что
важно, примерно в натуральную величину,
размеры изображения людей и животных
увеличиваются и уменьшаются, а контуры
фигур заполняются (прорисовываются глаза,
ноздри животных, окраска их шкур, у людей-одежда,
татуировка и т. д.). Наряду с миниатюрными,
в этот период встречаются и довольно
внушительные изображения.
Список литературы
1.Актуальные
проблемы культуры XX века: М., 1993.
2. Вебер М.
Протестантская этика и дух
капитализма. // Он же. Избр. произведения.
М., 1990.
3. Виндельбанд
В. История новой философии
в ее связи с общей культурой
и отдельными науками: В 2 т.
СПб., 1993.
4. Гердер И.Г.
Идеи к философии истории
5. Зезиш М.Р.,
Кошман Л.В., Шульгин B.C. История
русской культуры. М., 1990.
6. История культуры
России. М., 1993.
7. Камю А. Бунтующий
человек. М., 1990.
8. Сборник статей.
Культурология. М., 1993.
9. Мириманов
В.Б. Первобытное и
10. Новая технократическая
волна на Западе. М., 1986.
11. Ольденбург С.Ф.
О России и русской философской культуре.
М., 1990.
12. Проблема человека
в западной философии. М., 1988.
13. Сорокин П.А.
Человек. Цивилизация.
14. Швейцер А.
Культура и этика. М., 1973.
15. Шпенглер О.
Закат Европы. Новосибирск, 1993.
16. Никольский
Н.В. Загадка первобытной