Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:35, реферат
В истории тысячелетней культуры с “пяти Россий” (Н. Бердяев) - от Киевской Руси до императорской России ХIХ век занимает особое место. Во-первых, это тот взлет Духа, тот культурный подъем, который справедливо может считаться великим российским Ренессансом. Сорок русских писателей дали духовную пищу двум векам всего человечества! ХIХ век уникален прежде всего своим философско-нравственным поиском свободы, справедливости, человеческого братства и всемирного счастья. Во-вторых, долгое время эта гигантская целостность либо покрывалась “хрестоматийным глянцем”, либо упрощалась и выхолащивалась в угоду сиюминутному политизированному подходу. Уныло-примитивная абсолютизация революционного, маргинального направления создавала устойчиво негативный комплекс неприятия
“ЗОЛОТОЙ” ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
В истории
тысячелетней культуры с “пяти Россий”
(Н. Бердяев) - от Киевской Руси до императорской
России ХIХ век занимает особое место.
Во-первых, это тот взлет Духа,
тот культурный подъем, который справедливо
может считаться великим
Настало
время объемного, научного подхода
к русской культуре. В-третьих, ХIХ
век это тот трагически-
Сегодня
вокруг русской культуры ХIХ века
идет острейшая идеологическая, политическая,
культурно-духовная борьба. Наметилась
опасная тенденция замены “плюса”
на “минус”, одних имен на другие в
угоду одностороннему, “черно-белому”
подходу. Есть такие, кто ответственность
за 1917 год и тоталитаризм сталинщины
возлагают на русскую интеллигенцию
и литературу ХIХ века. Третьи объявляют
духовный взлет ХIХ века лишь проявлением
“бесконечного тупика”
Между “золотым” и “серебряным” веками русской культуры находится этап, который может быть охарактеризован социокультурной доминантой - “народ и социум” (шестидесятые - семидесятые годы). Именно на этом этапе завязываются те трагические “узлы” русской истории и культуры, которые все еще не развязанные и сегодня: устремленность к внешним изменениям, к ломке традиции, революционному решению назревших проблем, одиночество интеллигенции и ее утопизм, исчерпанность “цепи” насилий.... ХIХ век - это и надежда на сильную государственность просвещенных монахов, которым истину “с улыбкой” говорит художник-философ, и европейские порядки, освоенные и “привитые” России, и объединение славян под руку России, и “ускорение” истории, все еще патриархальной, страны и вера в “птицу-тройку”, способную своим завораживающим движением удивить и восхитить другие народы и государства.
Ни
один век не знал стольких теорий, учений,
вариантов обновления и “спасения”
России, никогда державу не сотрясали
столь многочисленные общественные
движения - революционеров-разночинцев,
нигилистов, анархистов, атеистов, богоискателей,
народников, марксистов. ХIХ век - это
Пушкин и Чаадаев, Гоголь и Герцен,
Хомяков и Аксаков, Сперанский и
Уваров, Ушинский и Михайловский, Чернышевский
и Лавров, Достоевский и Толстой,
Леонтьев, Соловьев. Эсхатология и
мессианство, философия истории
и апокалипсис, религиозная метафизика
и атеизм философия ненасилия
и террор, русский социализм и
писк земного Града.... Все это
вместил трагический и
ХIХ
век как культурная эпоха - это
и новый уровень переплавки европейского
опыта в культурном диалоге столетий,
и поиск себя в дилемме “Запад
- Восток”. Чаадаев провидчески писал
о таинстве России, призванный дать
миру “какой-нибудь важный урок.... ”. Он
же считал Запад - ““актерами””, а
русских - “зрителями”, вторым судить
об историческом действии, разворачивающемся
в Европе. Особый путь российского
евразиийства, сохранения “самосути”
при любых попытках “воплощений”
и пересадки культур, активно
выразил их век. Его культурное пространство
до отказа заполнилось новыми направлениями
и стилями. Неоантичность и
Тип человека и русский менталитет ХIХ века. Никогда раньше и позже его менталитет, его - внимание и деятельность не достигают таких трагических, апокалипсических глубин. Никогда его стремление достигнуть земного Града не было столь целеустремленным и настойчивым, никогда “бессистемная система”- Русского мудрствования не поднималась до таких великих художественных откровений, надолго опережая многие европейские открытия ХХ века. ХIХ век выразил со всей определенностью, что русская революция - явление не политическое, а метафизическое.
Это - новая “сфера”, вариант религиозного сознания, характер, который, по мысли Н. Бердяева, проявился затем в “красной религии” советского периода. Далее, русская идея как концентрат духовности принимает форму всеобщего стремления к утверждению российской исключительности, предопределенности, миссианства, всечеловечности как синонима русскости. Именно так говорит о ней Достоевский в своей известной речи о Пушкине 1880 года. Западники и славянофилы, революционеры-разночинцы и либералы, нигилисты и народники вкладывают в русскую идею свой культурно-политический смысл, рождая невиданную конфронтационность нравственной и политической культуру в традициях российской двоичности: икона топор, вера - знание, революционер - контрреволюционер; жертва - эгоизм, наши– не наши. Каждой из альтернатив соответствует свой тип культурного человека, сознания, “дела”, социального бытия, нравственно-общественного идеала, смысла жизни, устремленности в будущего Наконец, главным в русской идее ХIХ века, по мысли Н. Бердяева, выступает осмысление особого пути Роcсии, исторического места ее в дилемме “Запад - Восток”. Своего последнего слова в этом национально-ментальном раздумье русский народ еще не сказал и сегодня. Россия - великое евразийство, ее путь между Западом и Востоком, переплавка опыта которых не мешает её “самости”. Это особое христианство, ставшее православием, это особый тип власти, освященной Христом, “дом” Богородицы, это особый тип лидера - пророка, это особый тип человека - ищущего, томимого духовной жаждой, с культом праведников и странников, юродивых и скитальцев, это тип покаянной духовности, настойчивости стремления решить “чем жив человек? ”, как соотнесено добро и зло и на бытовом, и на космическом уровне. Не случайно, трагическая история России как бы воплотилась в подлинно народных православных праздниках - Пасхе (Воскресенье), Троице (выход из извечной двоичности), Преображении (Свет) . К концу века в русской идее усиливаются мотивы покаяния, философии и культуры ненасилия, которые явились естественной реакцией.
Консервативный характер политической культуры царской России, экономические противоречия и взлет культуры. Особенности русской культуры. Золотой век русской культуры. Пушкин, Лермонтов и Гоголь. Нравственные искания Толстого и Достоевского. Рассвет музыкальной культуры: Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский и др. Достижения русской науки. “Серебряный век” русской культуры. “Мир искусства”, русский символизм. “Золотой век” русской философии. Увеличивается число писателей поэтов, художников, композиторов, ученых из непривилегированных сословий, в частности из крепостного крестьянства, но преимущественно из среды разночинцев.
В Х1Х
в. ведущей областью русской культуры
становится литература, чему способствовала,
прежде всего, ее тесная связь с прогрессивно-
освободительной идеологией. Ода
Пушкина “Вольность”, его “Послание
в Сибирь” декабристам и “