Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:35, реферат
В истории тысячелетней культуры с “пяти Россий” (Н. Бердяев) - от Киевской Руси до императорской России ХIХ век занимает особое место. Во-первых, это тот взлет Духа, тот культурный подъем, который справедливо может считаться великим российским Ренессансом. Сорок русских писателей дали духовную пищу двум векам всего человечества! ХIХ век уникален прежде всего своим философско-нравственным поиском свободы, справедливости, человеческого братства и всемирного счастья. Во-вторых, долгое время эта гигантская целостность либо покрывалась “хрестоматийным глянцем”, либо упрощалась и выхолащивалась в угоду сиюминутному политизированному подходу. Уныло-примитивная абсолютизация революционного, маргинального направления создавала устойчиво негативный комплекс неприятия
В направлении
от предромантических и
В начале
ХХ в. Гоголь получает всемирное признание
и с этого момента становится
действующей и все более
Толстой сочетал форму психологического романа с размахом и много-фигурностью эпической фрески. Прошло более ста лет со дня появления в печати первой части романа, много поколений читателей сменилось за это время. И неизменно “Войну и мир” читают люди всех возрастов - от юношей до стариков. Вечным спутником человечества назвал этот роман современный писатель Ю. Нагибин, ибо “Война и мир”, посвященная одной из губительнейших войн Х1Х в. , утверждает нравственную идею торжества жизни над смертью, мира над войной, что приобрело колоссальную значимость в конце ХХ в.
Поражает
поистине титанический характер нравственных
исканий и другого великого русского
писателя - Достоевского, который в
отличие от Толстого не дает анализа
эпических масштабов. Он не дает описания
происходящего, он заставляет “уходить
в подполье”, дабы увидеть, что же
происходит в действительности, он
заставляет нас видеть себя в самом
себе. Благодаря потрясающей
Античный
нигилизм был связан со скептицизмом
и эпикурейством, его идеалом
была благородная безмятежность, достижение
спокойствия духа перед лицом
превратностей фортуны. Нигилизм Древней
Индии, который произвел столь глубокое
впечатление на Александра Македонского
и его окружение, в философском
отношении был несколько схож
с позицией древнегреческого философа
Пиррона из Элиды и выливался
в философское созерцание пустоты.
Для Нагарджуны и его последователей
нигилизм был преддверием религии.
Однако современный нигилизм, хотя
в его основе тоже лежит интеллектуальная
убежденность, не ведет ни к философской
бесстрастности, ни к благословенному
состоянию невозмутимости. Это скорее
неспособность создавать и
Достоевский искал избавления от нигилизма не в самоубийстве и не в отрицании, а в утверждении и радости. Ответом нигилизму, которым болен интеллигент, служит живительная “наивность” Дмитрия Карамазова, бьющая через край радость Алеши героев романа “Братья Карамазовы”, В невинности простых людей - опровержение нигилизма. Мир Достоевского - это мир мужчин, женщин и детей, одновременно заурядных и необычных. Одних обуревают заботы, других сладострастие, одни бедны и веселы, другие богаты и печальны. Это мир святых и злодеев, идиотов и гениев, благочестивых женщин и терзаемых своими отцами детей-ангелочков. Это мир преступников и добропорядочных граждан, но врата рая открыты всем: они могут спастись или обречь себя на вечное проклятие. В записных тетрадях Достоевского имеется самая сильная мысль, в которую сейчас все упирается, из которой все исходит: “бытие только тогда и есть, когда ему грозит небытие. Бытие только тогда и начинает быть, когда ему грозит небытие”. Миру грозит гибель, мир может - должен! - быть спасен красотой, красотой духовно-нравственного подвига - так прочитывается Достоевский сегодня, так заставляет нас прочитать его сама реальность нашего времени.
В ХIХ
в. , наряду с потрясающим развитием
литературы, наблюдается и ярчайшие
взлеты музыкальной культуры России,
причем музыка и литература находятся
во взаимодействии, что обогащает
те или иные художественные образы.
Если, например, Пушкин в своей поэме
“Руслан и Людмила” дал органическое
решение идеи национального патриотизма,
найдя для ее воплощения соответствующие
национальные формы, то М. Глинка обнаружил
в волшебно-сказочном
В своей поэме Пушкин, как известно, свернул масштабы классической эпопеи, порой пародируя ее стиль: “Я не Омер.... Он может воспевать один Обеды греческих дружин”; Глинка же пошел по иному пути - при помощи колоссального картинного “разбухания” его опера вырастает изнутри до многонациональной музыкальной эпопеи. Ее герои из патриархальной Руси попадают в мир Востока, их судьбы сплетаются с магией северного мудреца Финна. Здесь пушкинский сюжет переосмысливается в сюжет драмы, опера Глинки - прекрасный пример воплощения той гармонии равнодействующих сил, которая фиксируется в сознании музыкантов как “руслановское” начало, т. е. романтическое начало.
Значительное
влияние на развитие музыкальной
культуры России прошлого века оказало
творчество Гоголя, неразрывно связанное
с проблемой народности. Гоголевские
сюжеты легли в основу опер “Майская
ночь” и “Ночь перед
Сюжет
“Садко” построен на различных
вариантах новгородской былины повествованиях
о чудесном обогащении гусляра, его
странствиях и приключениях. “Снегурочку”
Римский-Корсаков определяет как оперу-сказку,
назвав её картинкой из Безначальной
и Бесконечной Летописи Берендеева
царства”. В операх подобного рода
Римский-Корсаков использует мифологическую
и философскую символику. Если “Снегурочка”
связана с культом Ярилы (солнца),
то в “Младе” представлен целый
пантеон древнеславянских божеств.
Здесь развертываются ритуальные и
народно-обрядовые сцены, связанные
с культом Радегаста (Перуна) и
Купалы, ведут борьбу волшебные силы
добра и зла, а герой подвергается
“соблазнам” из-за козней Морены и
Чернобога. В содержание эстетического
идеала Римского-Корсакова, который
лежит в основе его музыкального
творчества, в качестве безусловной
ценности входит категория прекрасного
в искусстве. Образы высоко-поэтического
мира его опер весьма наглядно показывают,
что искусство представляет собой
действенную силу, что оно покоряет
и преображает человека, что оно
несет в себе жизнь и радость.
Подобная функция искусства соединялась
у Римского-Корсакова с
Существенно
то, что Чайковскому помогали переносить
пушкинские образы в новую по времени
психологическую среду
Н. Римский-Корсаков,
выступавший тогда основным хранителем
творческих идей знаменитой “могучей
кучки” (в нее входили М. Балакирев,
М. Мусоргский, П. Кюи, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков),
создал полную лиризма оперу “Царская
невеста”. Новые черты русской
музыки начала ХХ в. нашли наибольшее
выражение в творчестве С. Рахманинова
и А. Скрябина. В их творчестве отразилась
идейная атмосфера
В качестве примера рассмотрим творчество В. И. Вернадского - гения русской науки, основателя геохимии, биогеохимии, радиологии.
Его
учение о биосфере и ноосфере в
наши дни быстро входит в различные
разделы естествознания, особенно в
физическую географию, геохимию ландшафта,
геологию нефти и газа, рудных месторождений,
гидрогеологию, почвоведение, в биологические
науки и медицину. История науки
знает немало выдающихся исследователей
отдельных направлений
С “Русскими
сезонами” связан расцвет творчества
многих деятелей в области музыки,
живописи и танца. Одним из крупнейших
новаторов русского балета начала ХХ
в. был М. Фокин, который утверждал
драматургию как идейную основу
балетного спектакля и
Конец
ХIХ - начало ХХ в. является русским философским
Ренессансом, “золотым веком” русской
философии. Существенно отметить, что
философская мысль серебряного
века русской культуры, представляющая
собой золотой самородок, сама явилась
на свет как преемница и
Именно
так сложились отношения между
русской классикой и