Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 19:11, реферат
Культура есть специфический человеческий способ деятельности, направленный на создание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамическая система символов, идеалов, образцов, традиций, норм поведения, воплощаемая в социальном развитии человека, в его духовном мире. А это означает, что именно человек творит культуру, но одновременно и культура творит человека. Таким образом, в силу своей человекосотворенной и одновременно человекотворческой сущности культура во всех своих проявлениях, типах, видах, формах обращена к человеку как зеркало, смотрясь в которое, он стремиться глубже себя познать и понять, стать интереснее, привлекательнее, лучше.
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................................3
ГЛАВА 1. Идеал человека в культуре Древней Греции………………………………4
1.1.Эталон внешней красоты…………………………………………………………….4
1.2.Идеал-герой мифологии и эпоса……………………………………………………6
1.3.Выражение идеальной красоты через скульптуру………………………………...8
1.4.Идеал в философии………………………………………………………………....12
ГЛАВА 2. Образ человека в культуре Древнего Рима……………………………….15
1.1.Древний Рим – принцип подобия………………………………………………….15
1.2.Эталон внешней красоты…………………………………………………………..17
1.3.Идеал в скульптуре…………………………………………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................................20
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………………22
Приложение………………………………………………………………………….23-26
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА 1. Идеал человека в культуре Древней Греции………………………………4
1.1.Эталон внешней красоты……………………………………………………………
1.2.Идеал-герой мифологии и эпоса……………………………………………………6
1.3.Выражение идеальной
красоты через скульптуру………………
1.4.Идеал в философии………………………
ГЛАВА 2. Образ человека в культуре Древнего Рима……………………………….15
1.1.Древний Рим – принцип подобия………………………………………………….15
1.2.Эталон внешней красоты…………
1.3.Идеал в скульптуре……………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Культура есть специфический человеческий способ деятельности, направленный на создание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамическая система символов, идеалов, образцов, традиций, норм поведения, воплощаемая в социальном развитии человека, в его духовном мире. А это означает, что именно человек творит культуру, но одновременно и культура творит человека. Таким образом, в силу своей человекосотворенной и одновременно человекотворческой сущности культура во всех своих проявлениях, типах, видах, формах обращена к человеку как зеркало, смотрясь в которое, он стремиться глубже себя познать и понять, стать интереснее, привлекательнее, лучше.
Обращенность культуры к
человеку, оставаясь постоянной по
существу, в своих направлениях,
формах выражения все время
На первом, мифологическом
этапе своего развития в условиях
первобытных, примитивных человеческих
сообществ, она воссоздает человека
в его всеобщих, родовых качествах,
о чем свидетельствуют
На втором этапе исторического развития, в эпоху существования древних цивилизаций и их культур на передний план выступают и становятся доминирующими особенные черты определенной социальной общности, - отчетливо проявляющиеся в изображениях древнеегипетских воинов, индийских танцовщиц, древнегреческих героев или римских легионеров.
В данной работе мы рассмотрим образ человека как идеал в древнегреческой и древнеримской культуре.
1.1.Эталон внешней красоты
В Древней Греции огромную роль в воспитании гражданина и человека играла физическая культура, и естественным был культ тренированного тела. В основе идеала красоты лежит единство, гармония духа и тела. Греки считали величину, порядок и симметрию символом прекрасного. Идеально красивым был человек, у которого все части тела и черты лица находились в гармоничном сочетании.
Художники нашли и оставили после
себя меру прекрасного – так называемые
каноны и модули. Тело должно было иметь
мягкие и округлые формы. Эталоном красивого
тела у греков стала скульптура Афродиты
(Венеры). Эта красота выражалась
в цифрах: рост 164 см, окружность груди
86 см, талии – 69 см, бедер – 93 см. Прекрасным
считалось лицо, которое можно
было разделить на несколько равных
частей (три или четыре). При трех
разграничительные линии
По канонам греческой красоты
прекрасное лицо сочетало прямой нос,
большие глаза с широким
Юноши брили лицо и носили длинные завитые локоны, перехваченные обручем. Взрослые мужчины носили короткие волосы, круглую бородку и усы.
В моде была красота строгая и благородная. Прежде всего ценились голубые глаза, златокудрые волосы и светлая, блестящая кожа. Для придания лицу белизны привилегированные гречанки использовали белила, легкие румяна наносили кармином – красной краской из кошенили, применяли пудру и губную помаду. Для подведения глаз – копоть от сгорания специальной эссенции.
Женщины из народа, для которых косметические средства были малодоступными, накладывали на ночь маску из ячменного теста с яйцами и приправами.
1.2.Идеал – герой мифологии и эпоса
Древнегреческая литература - древнейшая из европейских литератур, у истоков которой (VIII в. до н.э.) находятся "Илиада" и "Одиссея", приписываемые слепому певцу Гомеру. В Гомеровский период почти все искусство эллинов обращено к мифам и их героям.
Эллинам первым удалось с помощью поэтического мышления, художественных средств объяснить природу и человека, показать их в многообразии и развитии. Древнегреческая литература полна разнообразных сюжетов о борьбе богов и героев со злом, несправедливостью, стремления к достижению гармонии в жизни. В ней рождается идея единства внешней и внутренней красоты, физического и духовного совершенства личности. Человек смертен, но бессмертна слава героев.
Достижение эпической
поэзии – создание цикличных историй,
и, как следствие, разработка нового
направления мифологической хронологии.
Таким образом, мифы древней Греции
разворачиваются как
Если период богов часто вызывает больший интерес у современных студентов, греческие авторы архаичной и классической эпохи отдавали явное предпочтение периоду героев, установлению хронологии и записи достижений человека после того, как были разъяснены вопросы о возникновении мира. Например, героические Илиада и Одиссея легко затмили прочие произведения, ориентированные на божественный период и по стилистике, и по популярности. Под влиянием Гомера "культ героизма" приводит к перестройке в духовной жизни, выраженной в разделении царства богов и царства мертвых (героев), охотников и олимпийцев. Легенды использовали схему четырех веков Человека (или рас): золотой, серебряный, бронзовый и железный. Эти расы и периоды являются отдельными творениями богов, произошедшим в Золотом веке, под правлением Хроноса, который создал расу Зевса. В бронзовом веке появились герои, а Гесиод – поэт, рассказывающий об этом, считал, что сам он жил в железном веке – самом худшем, поскольку он был наполнен злом, что объясняется мифом о Пандоре, которая выпустила на волю все пакости, спрятанные в ящике. «Метаморфозы» Овидия также используют концепцию четырех веков Гесиода.
Древняя Греция также имела отдельные культы для районов и даже поселений, где бытовали свои собственные культы, воспевающие второстепенных богов. Во многих городах почитали более известных богов, используя необычные местные обряды и связанные с ними странные мифы, которые были неизвестны в других странах. В героическую эпоху, культ героев (или полубогов) дополнил Геркулес. Геркулес (Геракл) – красивый, стройный, энергичный молодой человек, герой, которого Древняя Греция возвела в ранг святых. Он – смелый, сильный, очень волевой, в общем, почти идеал, недостатки которого – излишняя похотливость и прожорливость.
1.3.Выражение идеальной красоты через скульптуру
В период архаики развитие скульптуры определялось эстетическими запросами общества. Частые вооруженные столкновения народов друг с другом требовали от воинов большой физической силы. С юных лет греки занимались гимнастическими упражнениями, которые развивали крепость тела и стойкость духа. Древние эллины были уверены, что физическая красота свидетельствует о не менее красивом духе. Становлению такого мировоззрения во многом способствовали Олимпийские игры, победителей которых считали равными богам. Победители олимпийских игр всенародно прославлялись, в их честь воздвигались статуи.
Искусство периода архаики
характеризуется поисками формы, выражающей
эстетический идеал прекрасного
телом и духом гражданина полиса.
В это время появляются два
основных типа одиночной скульптуры
- обнаженного юноши (курос) и задрапированной
женщины (кора) с характерной, так
называемой архаической улыбкой. Кроме
того, появляются скульптурные многофигурные
композиции и рельефы. Образ человека,
сложившийся в архаическом
Таким предстает перед нами образ прекрасного человека, нашедший свое воплощение в статуях (куросах). Почти все подобные скульптуры однотипны: как правило, это фигура в полный рост, имеющая упрощенный геометризированный силуэт. Статичность позы передается особой постановкой ног - выдвинутая вперед левая нога и отставленная назад правая. Подчеркивая атлетичность сложения тела: широкие плечи, узкие бедра, скульптор схематично намечает грудные мышцы, диафрагму и мышцы живота. Углы губ чуть приподняты, что позволило исследователям ввести термин "архаическая улыбка", глаза широко открыты. Четкая фронтальность, подчеркнутые плоскости фаса и профиля, статика позы, разработка волос напоминают древнеегипетские статуи. Но улыбка, устремленный вдаль взгляд создают впечатление жизнерадостности, открытости человека перед миром, счастья познания его, что составляет глубокую гуманистическую идею греческого искусства.
Если в скульптурном изображении мужской фигуры решалась проблема обнаженного тела, то в женской - проблема задрапированного.
Коры - это были изображения юных жриц Афины, которые обычно помещали на Акрополе. Девушек изображали неподвижно стоящими в длинных пеплосах, перехваченных поясом. Голову коры с длинными волнистыми волосами мог украшать венок, в ушах были серьги, а в левой руке она держала венок или ветку. Скульптор удивительно передает лицо юной жрицы с миндалевидными глазами, тонкими дугами бровей, неуловимой улыбкой. Уже в ранних архаических корах видно, как скульптор стремился под их одеждой - хитонами и пеплосом - как можно точнее промоделировать тело. Глаза удлиненные, широко раскрытые, "архаическая улыбка" еле намечена. Как правило, коры раскрашивались: при розовато-красных волосах брови и ресницы могли быть черными, одежда яркая, очень нарядная.
Лица куросов и кор не индивидуализировались, а обобщались. В мужских фигурах подчеркнуты статикой позы сдержанность, мужество, сила. Сдержанность, благородство при подчеркнутой женственности, нежности мы наблюдаем в образах кор. Все это выражало нравственный идеал греков в период архаики, а в искусстве той эпохи эстетический и этический идеалы сливались.
Главной задачей искусства V в. до н.э. было правдивое изображение человека, сильного, энергичного, полного достоинства и равновесия душевных сил - победителя в персидских войнах, свободного гражданина полиса, в котором нравственная красота неотделима от физической. И в этом смысле искусство греков V-IV в. до н.э. справедливо стали называть классикой, оно явилось образцом для подражания.
В искусстве в полной мере воплотился идеал человека-героя, совершенного физически и нравственно. Большинство скульптур дошли до нас в поздних римских копиях. Из сохранившихся греческих оригиналов есть знаменитая статуя "Дельфийского возничего", созданная около 470 г. до н.э. Молодой человек изображен в рост в длинном хитоне, перехваченном поясом на талии, с вожжами в руках. Струящиеся складки его одежды напоминают каннелюры дорической колонны, лицо полно сдержанной силы, спокойствия, торжественности и благородства, линии лба, носа, бровей и губ безупречны по рисунку. Идеально прекрасный образ не лишен, однако, жизненности. В зрачки глаз были вставлены цветные камни, в результате его лицо обретает необычайную живость, одухотворенность. Этот образ, полный гармонии, олицетворяет идеал совершенного человека, равного героям эпоса.
В это время достигает расцвета реалистическая скульптура, выполнявшаяся в основном из мрамора, который, как и в архаическую эпоху, раскрашивали, и бронзы. Монументальность, стремление к гармонии, пропорциональности, созданию идеальных образов богов и людей отличают творчество великих скульпторов V в. до н.э.: Фидия (середина V в. до н. э) - статуи "Афина - воительница", "Афина-Парфеносо для Парфенона в Афинах, "Зевс" - для храма в Олимпии; Мирона (V в. до н. э) - знаменитый "Дискобол", Поликлета (2-я пол. V в. до н. э) - статуя "Гера", выполненная из золота и слоновой кости, "Дорифор" "Копьеносец", "Раненая амазонка". (Скульптура Поликлета "Дорифор" настолько поразила современников гармонией пропорций, что была признана каноном идеального телосложения). В сохранившихся фрагментах сочинения "Канон" Поликлет вывел цифровой закон идеальных пропорциональных соотношений человеческого тела.
Информация о работе Идеал человек в античной культуре и искусстве