Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 19:11, реферат
Культура есть специфический человеческий способ деятельности, направленный на создание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамическая система символов, идеалов, образцов, традиций, норм поведения, воплощаемая в социальном развитии человека, в его духовном мире. А это означает, что именно человек творит культуру, но одновременно и культура творит человека. Таким образом, в силу своей человекосотворенной и одновременно человекотворческой сущности культура во всех своих проявлениях, типах, видах, формах обращена к человеку как зеркало, смотрясь в которое, он стремиться глубже себя познать и понять, стать интереснее, привлекательнее, лучше.
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................................3
ГЛАВА 1. Идеал человека в культуре Древней Греции………………………………4
1.1.Эталон внешней красоты…………………………………………………………….4
1.2.Идеал-герой мифологии и эпоса……………………………………………………6
1.3.Выражение идеальной красоты через скульптуру………………………………...8
1.4.Идеал в философии………………………………………………………………....12
ГЛАВА 2. Образ человека в культуре Древнего Рима……………………………….15
1.1.Древний Рим – принцип подобия………………………………………………….15
1.2.Эталон внешней красоты…………………………………………………………..17
1.3.Идеал в скульптуре…………………………………………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................................20
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………………22
Приложение………………………………………………………………………….23-26
Наиболее известен среди работ Мирона из Элевтер "Дискобол" (около 460-450 гг. до н. э), изображающий атлета в момент наивысшего напряжения перед броском диска. Его рука отведена назад, еще момент - и юноша пустит снаряд далеко вперед. Мирон, которого волновала проблема изображения движения, улавливает тот момент, который лежит между замахиванием и самим броском. Это переходное состояние позволяет скульптору не запечатлевать какое-то определенное движение атлета, а передать всю мощь внутреннего напряжения, необходимого для победы. Физическое, а значит, и внутреннее совершенство этих статуй утверждает мысль о человеке как о мериле всего сущего.
Смерть Фидия (431 г. до н.э.) и затем Перикла совпала с концом высокой классики, эстетический идеал которой выражен в словах Перикла: "Мы любим прекрасное, соединенное с простотою, и мудрость без изнеженности".
1.4.Идеал человека в философии
Особое место в
Признавая огромную роль древневосточных культур в дальнейшем развитии человечества, следует признать именно Древнюю Грецию в качестве той ступени социального развития, на которой рождается философия. Рождение философии сопровождалось разложением мифа. От него философия унаследовала целостно-мировоззренческое восприятие мира. Но вместе с тем, в процессе своего развития, философия вбирала в себя различные предшествующие научные знания, бытовые описания. В результате довольно четко оформился отличительный признак философии – стремление к мудрости, к постижению мира и места человека в нем. Именно не мудрость сама по себе, а любовь к мудрости, стремление к ней как постоянное состояние человеческого духа.
Древние греки очень высоко ценили разум, знание, мудрость и презирали невежество. В греческий период античность породила колоссальное количество ученых, мыслителей, развивавших разнообразные направления в познании и применении знаний (Фалес, Гераклит, Пифагор, Архимед, Эвклид, Сократ, Платон и т. д. и т. п.). Философия развивалась в пределах полисов как свободные объединения, школы, например, милетская школа (VI в. до н.э.), положившая начало материалистическому направлению в философии, эгейская школа (VI-V вв. до н. э.) и др. Свобода размышления была почти ничем не стеснена. Гениальные догадки, правда, соседствовали с нелепыми представлениями. Скажем, разрабатывавший учение об атомах, философ Демокрит, считал, что магнит притягивает потому, что имеет душу.
Развитие древнегреческой
В общем для Древней Греции характерно создание идеала развития человека к совершенству; человека в единстве его телесности и духовности, чувственности и разумности. Недаром в Древней Греции идеальный человек - это человек калонагатийный (от "калон" - прекрасный и "агатон" - добрый, благородный), прекрасный во всем: и телом и делами, и мыслями и их выражением, и чувствами и поведением.
Причем, в плане его внешнего обнаружения, выражения в жизни, в реальных отношениях между людьми идеал этот должен был быть вполне очевиден. Эллин в реализуемом идеале бытия и поведения, с точки зрения древнегреческой философии, должен был стремиться к культуре (хотя самого слова "культура" еще не было). И двигаться, и говорить, и мыслить, и чувствовать следовало свободно, с ориентацией на других людей, в границах меры, выявляя, таким образом, свою человеческую сущность. Так, в древности, во время погребальных обрядов женщины в скорби рвали волосы на голове, царапали ногтями лица, громко рыдали. В классический период Древней Греции такое поведение считалось недостойным и безобразным. Любые аффекты требовали человеческого оформления. Скорбь ведь может проявиться и как дикая и как облагороженная. К последнему, к облагораживанию жизни во всех ее проявлениях тяготело античное общество, хотя бы в устремленности. Далеко не во всем и не всегда это тяготение выявилось в реальной жизни древнегреческих полисов. Изображение древнегреческой культуры есть некая ее идеализация. Но, во-первых, кое-что видимо проявлялось все-таки в этой жизни как высокая культура. А во-вторых, наличие самой вот такой возвышенной, хотя бы теоретической, мировоззренческой устремленности к культуре - это уже завоевание человеческого духа.
В связи со всем этим, столь мощно и своеобразно, наряду с культурой нравственной, в единстве с ней, в Древней Греции развилась культура эстетическая и художественная.
В VI в. до н.э., когда Греция стала ведущей силой в восточном и западном Средиземноморье, выдвинулась активная новая сила на Апеннинском полуострове - молодое римское государство, сформировавшееся в процессе борьбы. Существует мнение о том, что римская культура вторична по отношению к греческой, что римляне не создали ничего значительного, поскольку они следовали греческим образцам в разных сферах культурной практики. Такова точка зрения О. Шпенглера, А. Тойнби и др.
Действительно, греки оказали сильное влияние на Рим в разных сферах культуры. Но, во-первых, римляне отбирали то, что соответствовало их ценностям, воплощенным, в том числе и в "римском мифе", ставящем Рим, римские культурные традиции выше других народов. Во-вторых, они перерабатывали инокультурные элементы по-своему, в соответствии с римскими традициями, внося немало специфического. В-третьих, культура Древнего Рима - это явление сложное и многообразное, отличающееся пестротой форм, направлений, что имеет историко-культурные корни.
Древняя Греция (Родос, Крит и пр. острова) и ее мифология стали хорошим примером для многих мировых произведений и даже для новой мифологии, почти полностью повторяющей греческую. Наверное, как вы уже догадались, это был Древний Рим – римская мифология родилась через синкретизацию образов, чьим создателем была Греция – Родос и пр. острова в частности. Это произошло потому, что римляне не имели собственной мифологии, а наследование греческих мифологических традиций заставило римских богов принять характеристики их греческих эквивалентов. Боги Зевс и Юпитер являются примером того, как происходило это мифологическое перекрытие. В дополнение к комбинации этих двух мифологических традиций, ассоциированность римлян с восточными религиями привела к дальнейшей синкретизации, и не только Греция (фото изделий с изображениями богов Рима и Греции можно увидеть в соответствующем разделе) влияла на них. Например, в Риме ввели культ Солнца после успешных кампаний в Сирии, азиатское божество Митра и второе – Баал, были объединены с Аполлоном и Гелиосом в одном образе, смешивались обряды и сложные атрибуты. Традиционная литературная мифология все чаще находилась в отрыве от фактической религиозной практики. Сохранившиеся до наших времен датируемые вторым веком коллекции орфических гимнов и сатурналий находятся под влиянием теории рационализма и синкретических тенденций. Орфические песнопения, представляющие собой набор классических поэтических композиций, приписываемых Орфею, это тоже известный миф. В действительности, эти стихи, скорее всего, составляли несколько разных поэтов, и в них содержатся сведения о доисторической европейской мифологии.
1.2.Эталон внешней красоты
В Древнем Риме был культ светлой кожи и белокурых волос. Апулей считал, что вряд ли Вулкан женился бы на Венере, а Марс влюбился в нее, если бы она не была златокудрой. Жены римских патрициев для ухода за кожей, кроме отбеливающих мазей, средств против сухости кожи, морщин и веснушек, применяли молоко, сливки и молочнокислые продукты. Во время путешествий, помимо свиты, их сопровождали стада ослиц, в молоке которых они купались. Римлянки уже знали секрет обесцвечивания волос. Волосы протирали губкой, смоченной маслом из козьего молока и золой букового дерева, а затем обесцвечивались на солнце.
Светлые вьющиеся волосы считались
идеалом красоты, и римские парикмахеры
придумывали самые
Римляне были знатоками гигиены, они широко практиковали массаж и частые купания в банях (термах), где имелась холодная и горячая вода, ванны, парные, комнаты отдыха и гимнастические залы.
1.3.Идеал в скульптуре
Скульптура Рима складывалась также вод воздействием традиций разных народов, особенно греков, этрусков, по-своему переплавляя их. Ввозились из покоренных стран ценности, статуи, прежде всего из Греции. Но римские ваятели внесли свой, своеобразный вклад в скульптуру. В Риме наибольшее распространение получили скульптура и скульптурный рельеф, в основном исторический. В римской пластике нет установки на воплощение идеала человека, прекрасного и нравственно совершенного, как в Греции. Главная отличительная черта римской скульптуры - ее портретность, отличающаяся яркой реалистичностью. Ваятель стремился передать облик человека так, как он есть. Скульптурные изображения подчас не просто правдивы, но разоблачительны.
В скульптуре для этого наиболее подходили величественный стиль Фидия и атлетическая красота статуй Поликлета, греческих скульпторов, на которых стали ориентироваться скульпторы римские. Но они превосходили греков в тонкостях деталей и отделки мраморных статуй. И кроме общей идеализации, в статуях, в частности портретных, сказывалась особенность римской художественной культуры, - нацеленность на выявление портретного сходства с острыми изобразительными характеристиками. Эта особенность, видимо, связана с римской традицией изготовления "имагинас", точных скульптурных изображений умерших старших. Римляне создали свой жанр портрета в скульптуре - портретные статуи (традиции этрусков). Это тип статуи "тогатус", изображающий оратора в тоге, и бюсты, отличавшиеся простотой и правдивостью образа. Реализм римского скульптурного портрета, органично сочетающийся с элементами идеализации образов, до сих пор производит чрезвычайно сильное впечатление. Римские скульпторы стремились схватить и изобразить самое характерное в человеке, вплоть до выражения особенностей его внутреннего, духовного мира, душевного настроя.
Достижением римской скульптуры является портрет. Начало этому жанру в Европе положили этрусски, у которых изображение головы покойного прикрывало урну с прахом; в этой традиции - не только стремление сохранить память об облике человека, но и отношение к великой личности как социально значимому идеалу. Индивидуализация черт исключала возможность эстетического любования, поэтому в жанре скульптурного портрета на первый план вышла идея красоты духовной. Поскольку духовные, нравственные идеалы в обществе подвергались постоянному пересмотру, эволюционировал и портрет. Скульптурным образам республиканской эпохи свойственны лаконичные формы, резкость линий. Императорский Рим Августа вернулся к художественным идеалам Греции, привнеся в них постепенно свою рассудочность, парадность и помпезность. В дальнейшем эти две тенденции соединились, и родился новый жанр - смелые обобщенные портреты, которые передавали индивидуальные черты и в то же время создавали целостный образ личности. Портрет сделал доступным внутренний мир человека. Скульпторы отказались от фронтальных композиций и постепенно - от излишней детализации: в лице выделялось самое характерное, скупые линии и крупные формы делали портрет монументальным и экспрессивным одновременно. Изменялся портрет и по передаваемому настроению: от силы и жестокости в эпоху борьбы с варварами - до религиозной покорности судьбе к V в. н.э.
Скульптурные портреты передают индивидуальность человека с удивительной беспристрастностью, обнажая даже непривлекательные черты изображаемого лица. Здесь и правители, и простой люд. Например, явственно обнаруживается хищность банкира Юкунды, свирепость и подозрительность императора Каракаллы. Величайшим образцом римской скульптуры стала конная статуя Марка Аврелия, голова юного Августа. Его называли философом на троне. Во взгляде, в выражении лица скульптор пытается передать внутреннюю жизнь Августа. Портретная скульптура смыкается с рельефной скульптурой. Ряд триумфальных рельефов украшает Алтарь мира, арку Тита.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Древнегреческая культура внесла неоценимый вклад в развитие мировой цивилизации. Многие историки отмечают блестящие достижения Древней Эллады в различных областях: философии, литературе, искусстве, архитектуре, физической культуре. Она является колыбелью Олимпийского движения, которое пережило свое второе рождение в конце XIX века и продолжает бурно развиваться и в настоящее время.
Древнегреческая культура, особенно в период V-IV вв. до н.э. представляла идеал человека как сочетание телесной красоты с богатым духовным и интеллектуальным содержанием. Неслучайно в программы Олимпийских игр входили не только соревнования атлетов, но и конкурсы (аргоны) среди музыкантов и поэтов. Дух аргона проникал всюду, пронизывая наиболее важные сферы деятельности человеческого общества.
Педагогические идеи и естественно-научные основы физического воспитания в Древней Греции базировались исключительно на эмпирических данных. Вместе с тем, средства и методы развития физических возможностей человека были достаточно эффективными. В стране создавались гимназии для телесного и духовного воспитания молодежи. Точку зрения древних греков на физическую культуру наиболее ясно выражали их философы, которые считали, что «образ жизни свободного человека» не мыслим без занятий гимнастикой. Как заявлял Сократ: «Было бы безобразием по собственному назначению состариться так, чтобы ранее не видеть по самому себе, каким способно быть человеческое тело в полноте своей красоты и силы». Человека, не умеющего ни читать, ни плавать греки именовали «телесным и умственным калекой», а идеалом считали гражданина, имеющего «тело атлета и ум мудреца».
Изучение древнегреческой
Информация о работе Идеал человек в античной культуре и искусстве