Икутсво

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:31, реферат

Краткое описание

В повседневном употреблении понятия “искусство” и “культура” тождественны. Однако понятие “культура” гораздо объемнее, чем понятие “искусство”. Оно включает всю систему искусств в целом и каждый его вид в отдельности, сам процесс создания произведений искусства на протяжении многих веков, процесс восприятия искусства, специализированные институты культуры (театры, музеи, концертные залы), в которых осуществляется хранение и трансляция художественных ценностей и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ1.docx

— 57.16 Кб (Скачать файл)

Кроме того, наступила эпоха  технического и промышленного переворотов, эпоха великих географических открытий, колониальных захватов и активного  внедрения машинного производства. Очевидность определяющей роли человека во всех этих процессах и стала  причиной переосмысления роли культуры. Её начали рассматривать как особую самостоятельную сферу человеческой жизни [6Internet].

Особенно большое внимание стали уделять понятию "культура”  мыслители Просвещения.

Просветители способствовали тому, чтобы и чувственное отношение  человека к действительности стало  предметом разумного, или научного, познания. Немецкий философ А. Г. Баумгартен назвал науку о совершенном чувственном  познании "эстетика”. Этот термин некоторыми мыслителями стал позже употребляться как синоним культуры вообще [6 Internet].

Однако именно в XVIII веке возникают и предпосылки принципиально  иного понимания значения культуры. Родоначальником критического отношения к культуре выступил французский мыслитель Жан-Жак Руссо. Культура легко превращается в свою противоположность, если в ней начинает преобладать материально-вещественное, массовое, количественное начало.

Культуру часто называют  "второй природой”. Такое понимание  было характерно еще для Демокрита, который называл мир человеческого  творчества "второй натурой”. Но, противопоставляя природу и культуру, нельзя забывать, что культура – прежде всего природный  феномен хотя бы потому, что ее творец, человек – биологическое создание. Без природы не было бы культуры, потому что человек творит на природном  ландшафте. Он пользуется ресурсами  природы, он раскрывает собственный  природный потенциал. Но если бы человек  не переступил пределов природы, он остался бы без культуры [6 Internet].

Культура, следовательно, есть прежде всего акт преодоления природы, выхода за границы инстинкта, сотворение того, что создается вне природы. Культура возникает потому, что человек преодолевает органическую предопределенность своего вида.

Природа и культура действительно  противостоят друг другу. Но, по выражению  русского философа П.А. Флоренского, они  существуют не вне друг друга, а лишь друг с другом. Ведь культура никогда  не дается нам без стихийной подосновы  своей, служащей ей средой и материей. В основе всякого явления культуры лежит некое природное явление, возделываемое культурой. Человек  как носитель культуры не творит ничего, но лишь образует и преобразует стихийное. Человеческие творения возникают первоначально  в мысли, в духе и лишь затем  объективируются в знаки и  предметы [6 Internet].

Наиболее традиционным является представление о культуре как  о совокупном результате деятельности человека. Некоторые авторы включают в понятие культуры и саму деятельность. Иные полагают, что культура – это  не всякая деятельность, а лишь "технологическая” и ее основа – средства и механизмы. Одни ученые относят к культуре только творчество, другие же включают в нее все виды деятельности независимо от характера получаемого результата и т.д.

"То, что люди делают  с собой, с природой, как ведут  себя по отношению к окружающим, есть культура, созданный ею мир.  Широкое понятие культуры охватывает  выраженный в языке, символах  и представленный в человеке  мир, противостоящий природе”, –  такое определение дает культуре  современный немецкий философ,  автор книги "Культура постмодернизма”  Петер  Козловски. Определение  дано на основе глубоких размышлений  о сути культуры и ее роли  в современном мире. Книга Козловски  – это лишь одно из многочисленных  доказательств того, что изучение  феномена культуры еще далеко  не закончено. Скорее, наоборот, в  культуре многие ученые сейчас  усматривают едва ли не единственную  возможность преодолеть многочисленные  кризисные явления, характерные  для человеческой жизни конца  ХХ века  [6 Internet].

Понимание термина “культура” остается по-прежнему неоднозначным  в силу многообразия и сложности обозначаемого им явления [2.c 30].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2

ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

 

Сегодня невозможно однозначно ответить на вопрос, для чего человеку нужно искусство. Одни утверждают, что  искусство существует для украшения  жизни – эти люди упорно стремятся  к открытию Красоты как вечного  закона бытия. Действительно, Красота  волновала человека: он пытался уловить  ее в природе, в окружающих людях, выявить какие-либо критерии, а затем  зафиксировать ее. В истории искусства  можно найти миллиарды «свидетелей» (картин, скульптур, миниатюр, стихотворений, песен) таких встреч с Красотой. Другие считают, что искусство должно воспитывать  человека – они ищут в произведениях  Добро, Пользу, Справедливость. А третьи убеждены, что искусство является способом познания мира, поэтому их цель в искусстве – открытие и  фиксация Истины. Так получается, что  искусство способно удовлетворить весьма разнообразные интересы [4 Internet].

 В чем же отличие  искусства от других феноменов  культуры, которые также предоставляют  человеку возможность реализовать  свои потребности? Ответ на  этот вопрос следует искать  в неразрывной связи искусства  с реальностью. Жизнь человека  полна изменчивости: человек оказывается  втянутым в это вечное изменение  внешней действительности и внутреннего  мира. Человек может искать способы  приспособления или преодоления  этой изменчивости: накапливая и  применяя знания, он выстраивает  вокруг себя мир культуры, защищающий  его от непредсказуемости природы.  Так деятельность человека превращается  в борьбу за выживание. Но  человек открыл для себя иной  способ существования – не  приспосабливаться и бороться  с окружающей реальностью, но  играть с ней. Умение играть, присущее даже животным, человек  начинает использовать не только  как способ научения чему-то  или передачи знания и т.д., но как универсальный способ  сосуществования человека с миром и другими людьми [4 Internet].

Вопрос о происхождении  и сущности искусства чрезвычайно  сложен. Он находит в науке неоднозначные  толкования:

- искусство – одна  из форм познания и отображения  реального мира (марксизм);

- корни искусства лежат  не в материальной сфере, а  в сознании людей или дарованы  им «свыше» («искусство ради  искусства» – идеализм);

- искусство – игра, бесцельная  деятельность, в которой проявляется  свойственный человеку избыток  физических и духовных сил  (Ф. Шиллер);

- искусство – игра, вызванная  биологически заложенным в человеке  стремлением к красоте (Г.Спенсер);

- художник создаёт произведения  искусства инстинктивно, как паук, который плетёт паутину, не  осознавая цели (А.Шопенгауэр);

- искусство происходит  из религии, в первую очередь,  из магических верований (С.Рейнак);

- творческий процесс позволяет  человеку уйти от действительности  в фантастический мир и таким  образом удовлетворить унаследованные  от древнейших предков сексуальные  и агрессивные влечения, которые  приходилось скрывать в цивилизованном  обществе (Ф.Ницше) [5 Internet].

Каждая из этих версий имеет  своё рациональное зерно, однако, ни одну из них нельзя признать абсолютной. Если рассматривать данную проблему в контексте генезиса культуры в целом, то очевидно, что многие идеи и теории можно экстраполировать в область искусства. Так, в качестве импульсов для возникновения искусства могут выступать рефлексия, труд, расово- антропологические особенности, процесс сигнификации, коммуникации, внеземные и сверхъестественные источники [2.c 147].

Происхождение такого яркого и сложного феномена человеческой деятельности, как искусство, является следствием многих объективных и субъективных причин. Оно зарождалось как часть  единой жизнедеятельности и возникло в коллективе из присущей человеку потребности общения, передачи своих мыслей и чувствований [5 Internet].

Самые древние из известных  нам художественных произведений принадлежат  к эпохе позднего (верхнего) палеолита (20 - 30 тыс. лет до н.э.). Стремление понять свое место в окружающем мире прочитывается  в тех образах, что донесли  до нас гравированные и живописные изображения на камне из Бурделя, Эль Парналло, Истюрица, палеолитические “венеры”, живопись и петроглифы (изображения, выбитые, выцарапанные или высеченные на камне) пещер Ласко, Альтамиры, Нио, наскальное искусство Северной Африки и Сахары. До открытия в 1879 г. росписей в испанской пещере Альтамира дворянином Марселино де Саутуолла среди этнографов и археологов бытовало мнение, что первобытный человек был лишен всякой духовности и занимался только поиском пищи. Однако, уже английский исследователь первобытного искусства Анри Брейль в начале века заговорил о настоящей “цивилизации каменного века”, проследив эволюцию первобытного искусства от простейших спиралей и отпечатков рук на глине через гравированные изображения животных на костях, камне и роге к полихромным (многоцветным) росписям в пещерах на огромных пространствах Европы и Азии [2.c 145]

Говоря о первобытном  искусстве, необходимо иметь в виду, что сознание первобытного человека представляло неразрывный синкретический (от греч. synkretismos - соединение) комплекс, и все в дальнейшем развившиеся в самостоятельные формы культуры существовали как единое целое, были взаимосвязаны между собой. Искусство, фиксируя ту меру социальности, которая свойственна Homo Sapiens, становилось и средством общения между людьми и закрепляло свойственную ему способность давать обобщенную картину мира в художественных образах. Известный исследователь психологии искусства Л.С. Выготский пришел к такому выводу: “... искусство есть общественная техника чувства, орудие общества, посредством которого он вовлекает в круг социальной жизни интимные и самые личные стороны нашего существа.” [2.c146]

Существуют и другие точки  зрения на происхождение искусства:

Игровая концепция 

Одна из них связана  с игровой концепцией культуры и  восходит к идеям Ф. Шиллера, И. Канта, Г. Спенсера. Наиболее закончено эта точка зрения выражена в книге голландского культуролога Йохана Хейзинги (1872 - 1945) “Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры”. Еще Г. Спенсер утверждал, что искусство берет свое начало в тех же испульсах, которые побуждают к играм. Искусство в этом случае рассматривается как “незаинтересованная игра”. Й. Хейзинга пошел в исследовании игрового элемента дальше. Игра, как и искусство, есть деятельность непринужденно-свободная и творческая. Если игра в ее первозданном виде присуща ребенку (животные тоже “играют”), то игровое начало не только включено в жизнь отдельного человека, но и в жизнь социума. Элементы игры проявляются в различных ритуалах, обрядах, присутствуют в праздненствах, где фактически непосредственная веселая игра сливается с самой жизнью (вспомним взаимосвязь средневекового карнавала с искрометным смехом Ф. Рабле, блестяще показанную нашим отечественным литературоведом М. Бахтиным). Й. Хейзинга в своей книге показал наличие игрового начала в самых разнообразных проявлениях культуры: праве, философии, науке, религии, особо останавливаясь на соотношении игры и поэзии, игры и искусства. Игра, по мнению Хейзинги, является критерием оценки всех культурных явлений, в том числе искусства, родственного ей по своей природе. Таким образом, игра рассматривается как импульс возникновения искусства, а игровая природа как одна из граней его существования [5 Internet].

Имитативная теория

Следующая концепция, связанная  с генезисом искусства, носит  название “имитативной теории”. В ней утверждается, что в искусстве проявляется инстинкт подражания (Лукреций Кар, О. Конт, Ж.Л. Даламбер и др.). Античный мыслитель Демокрит считал, что искусство возникает из непосредственного подражания животным (именно в античности появляется термин “мимезис” - подражание). Наблюдая за действиями животных, насекомых, птиц, люди научились “от паука - ткачеству и штопке, от ласточки - постройке домов, от певчих птиц - лебедя и соловья - пению”. Аристотель , рассматривая проблему мимезиса, считал, что в искусстве не просто создаются образы реально существующих предметов или явлений, но и заложен импульс к сравнению с ними[5 Internet].

Реализация инстинкта  украшения

Некоторые ученые рассматривают  искусство как реализацию “инстинкта украшения”, средство полового привлечения (Ч. Дарвин, О. Вейнигер, К. Грос и др.). И, по-видимому, это один из возможных многочисленных вариантов ответа на вопрос о происхождении искусства, ведь нательные украшения и раскраска тела существуют сегодня в культуре племенных народов.

Л.С. Выготский утверждал: “Если бы искусство... умело только вызывать в нас веселость или  грусть, оно никогда не сохранилось  бы и не приобрело того значения, которое за ним необходимо признать”. Различные подходы к пониманию  искусства и его возникновения  свидетельствуют о множественности  его социокультурных смыслов:

Искусство как форма познания - мы читаем книги, смотрим фильмы, слушаем музыку, восхищаемся грандиозными архитектурными сооружениями и тем самым расширяем наши знания о мире и о человеке, его чувствах и мировоззрении. Русский литературный критик В.Г. Белинский отмечал, что истина открылась человечеству впервые в искусстве, а немецкий философ Ф. Шеллинг считал искусство высшей формой познания.

Искусство как способ коммуникации - искусство может рассматриваться как способ коммуникации: в нем закрепляется связь между человеком и обществом; благодаря искусству человек может переноситься в другие эпохи и страны, общаться с другими поколениями, людьми (пусть даже вымышленными) в чьих образах художник отразил не только свои собственные представления, но и современные ему взгляды, настроения, чувства [5 Internet].

Искусство как  способ компенсации - воспринимая художественные произведения, мы живем вместе с любимыми героями, качествами которых не обладаем, с детских лет примеряя для себя полюбившиеся образы: это могут быть сказочные персонажи, носители доброго начала. Позднее все нереализованные возможности и скрытые желания компенсируются при общении с искусством.

Искусство - сфера эстетического - в культуре существует некая сфера “эстетического” (от греч. aisthetikos - чувствующий, относящийся к чувственному восприятию). Именно здесь раскрывается суть прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического. Эта сфера - проекция эстетических явлений в природе: открывая для себя искусство, человек видел и бездонное небо над головой, и красоту восходов и закатов солнца, и мощь разбушевавшейся стихии. Русский философ В. Соловьев подметил, что “красота, разлитая в природе в ее формах и красках, на картине является сосредоточенною, сгущенною, подчеркнутою”. Для обозначения эстетического воздействия искусства на человека в античной философии появляется термин “катарсис”(греч. katharsis - очищение). В рамках пифагорейской школы существовала теория и практика излечения телесных недугов, очищения души от вредных страстей (гнева, страха, ревности) с помощью определенных музыкальных ладов. Аристотель понимал под катарсисом очищение через страх и сострадание: в психике человека под воздействием песнопений, музыки, античной трагедии возникают сильнейшие аффекты, результатом которых становится облегчение и очищение, связанное с удовольствием. В дальнейшем существовали разные интерпретации этого термина: под катарсисом понимали очищение страстей (от чрезмерностей), очищение от страстей (их устранение), возбуждение страстей, восстановление гармонии духовного мира человека. Л.С. Выготский считал, что катарсис может рассматриваться как завершающая фаза сложного психофизиологического процесса восприятия произведения искусства: в психике человека происходит разряд эмоций, нервной энергии, “самосгорание” противоположно направленных аффектов [5 Internet].

Информация о работе Икутсво