Икутсво

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:31, реферат

Краткое описание

В повседневном употреблении понятия “искусство” и “культура” тождественны. Однако понятие “культура” гораздо объемнее, чем понятие “искусство”. Оно включает всю систему искусств в целом и каждый его вид в отдельности, сам процесс создания произведений искусства на протяжении многих веков, процесс восприятия искусства, специализированные институты культуры (театры, музеи, концертные залы), в которых осуществляется хранение и трансляция художественных ценностей и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ1.docx

— 57.16 Кб (Скачать файл)

Искусство как наслаждение - мы обращаемся к искусству и для того, чтобы получить удовольствие. В зависимости от степени овладения “языками искусства”, люди получают удовольствие от фильмов А. Тарковского или триллеров, от “бульварной” детективной литературы или поэзии Гете и романов Достоевского, от “приятных для глаза” картин Ильи Глазунова или “закодированных” произведений Сальвадора Дали, от музыки Шопена в концертном зале или концерта любимой рок-группы. Наслаждение от художественных произведений - закономерное порождение восприятия эстетической организации звуков, форм, красок, движений. Но чувственное удовольствие можно считать лишь одной из граней более сложного эстетического восприятия [5 Internet].

Искусство - совокупность художественных ценностей - кроме того, в искусстве происходит накопление художественных ценностей. Однако, разделение ценностей на материальные и духовные и отнесение произведений искусства к духовным ценностям может рассматриваться как чисто условное. В реальной жизни этого разделения не существует, ведь и античная статуя, и Собор Парижской Богоматери, и “Подсолнухи” В. Ван Гога, без сомнения, тяготея к духовной сфере культуры, в то же самое время являются ценностями материальными.

Искусство как фактор духовно-нравственного развития личности - можно проследить определенную связь художника, создателя искусства, и общества. Художник осознанно или неосознанно выражает интересы определенных социальных слоев, групп, классов, партий; взгляды, настроения, мысли и чувства определенной культурно-исторической эпохи. Вспомним периоды, когда искусство было обращено к Богу, звало на баррикады, выполняло идеологические задачи тоталитарной власти. Подлинное искусство, считал немецкий философ И. Кант, является незаинтересованным, а русский мыслитель С. Булгаков утверждал, что истинное искусство свободно в своих путях и исканиях, оно “само себе довлеет, само по себе ищет, само себе закон”. В этом случае формула “искусство для искусства” верно отражает его права, самостоятельность, свободу от подчинения извне. Вместе с тем мы знаем огромное количество гениальных произведений, написанных по “заказу” (почти вся живопись эпохи Возрождения, музыка Баха, Моцарта и т.д.). Для истинного художника “заказ” - широкое поле для творчества, выражение своего “Я” (помните у А.С. Пушкина: “Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать”). Почему мы называем шедеврами иконы Андрея Рублева? Да именно потому, что он поднялся над канонами, регламентирующими религиозное иконописное искусство.

И, наконец, мы учимся у искусства  вечным ценностям - Истине, Добру и  Красоте. Искусство воспитывает  нас, “лепит” нашу нравственность. [2.с150].

Таким образом, социокультурные  смыслы искусства подразумевают  его бытие в культуре как способа  чувственно-образного постижения мира, аккумуляции художественно-эстетических ценностей, специфического средства коммуникации и компенсации бессознательных  импульсов, фактора духовно-нравственного  развития личности.

В чем же заключается тайна  искусства, что является критерием  художественности его произведений? Духовный мир, выражающий сущность человека - самый главный и самый интересный предмет искусства. Магическая притягательность искусства исходит от его формы, выступающей источником любования, наслаждения, игры духовных способностей человека. Это состояние художественного  восприятия не раз давало основание  утверждать слитность в художественном образе рационального и нерационального, эмоционального, неосознанного, интуитивно-психологического, говорить о взаимопереходе и взаимодополнительности этих сторон  [2.c151].

Вот где ключ к разгадке тайны искусства. Если псевдоискусство  подражает ему чисто внешне, рассчитано на внешний эффект, то истинно художественные произведения предполагают вдумчивое  прочтение, “ведь искусство возможно только тогда, когда существует потребность  самостоятельного построения образа - через освоение словаря, форм и содержательных элементов, и только тогда оно обеспечивает общение”[5 Internet].

Искусство влияет на жизнь, так как оно несет в себе сильный воспитательный момент, ведь все идеи искусства выражаются в  эмоциональной форме. Кроме того, искусство устанавливает «связь времен», предполагает общение во времени  и в пространстве между народами, странами и континентами и разными  эпохами. Оно может быть игрой, фантазией, вымыслом и при этом осуществлять в себе функции познания, утверждения  нравственных норм, выражения эстетического  начала. Соединяя в себе реальность и вымысел, объективное состояние  мира и субъективный взгляд на него человека, искусство становится особой формой знания, способного воссоздать целостную картину мира. Но если для науки получение знания является основной целью, то в искусстве, помимо самого знания, заключено еще и  отношение к нему. Только в искусстве  мы сталкиваемся и с осмыслением  того, о чем идет речь в художественном произведении, и с отношением к  нему автора, и с действующей моделью  мира, как его понимает художник [5 Internet].

Как и каждый вид культуры, искусство имеет особую знаковую систему - выразительные средства его  разных видов. Эта знаковая система  образует не только особый «язык» искусства, но и создает «новую реальность», не обязательно совпадающую с  той, которая называется окружающим миром. В этой «новой реальности»  утверждаются ценности, выработанные обществом в различных видах  своей деятельности, а также те ценности, которые создает духовный мир художника. Вместе с ценностями искусство несет в себе идеалы своего времени, общества, социальной среды; одновременно оно само может формировать идеалы будущего или переосмыслять идеалы прошлого и настоящего [5 Internet].

В культуре существуют два  способа образного отражения  мира: реалистический и условный. Уже  в самых ранних дошедших до нас  художественных произведениях палеолита  присутствуют оба. Первобытные художники  были прекрасными мастерами реалистического  изображения, неплохо разбирались  в анатомии животных, могли передать движение с исключительной выразительностью. В условных образах фиксируется  попытка обобщения, желание выйти  за рамки простого подобия, соответствия природе. В искусстве оба способа  отражения действительности присутствуют всегда, либо параллельно, либо один из них является ведущим.

В искусстве оба способа  отражения действительности присутствуют всегда, либо параллельно, либо один из них является ведущим. Необходимо отметить, что реалистическое искусство не просто слепок с действительности; его художественные образы представляют жизнь как бы в концентрированном  виде, фокусируют наиболее значимые для  данной культурной эпохи персонажи, события, чувства, идеи, проблемы. Условное искусство дает больше возможностей для расширения и интерпретации  содержания художественных образов, может быть символическим [5 Internet].

В современной художественной культуре реалистическое и условное искусство существуют параллельно: в театральном искусстве - направление, идущее от К.С. Станиславского, стремившегося  к правдоподобному воплощению на сцене “жизни человеческого духа”, и направление, представленное сторонниками “условного театра”, “монтажа аттракционов”, созданное В.Э. Мейерхольдом; в кино - фильмы реалистические (как мы говорим  “жизненные”) и условные, с подтекстом, с использованием специально подбираемой  режиссером символики (А.Тарковский, Ф. Феллини). В литературе и живописи на рубеже XIX - XX веков появляется новое художественное направление - символизм (П. Верлен, М. Метерлинк, А. Рембо, А. Блок, А. Белый, М. Врубель, М. Чюрленис и др.). Однако, в широком смысле вся живопись модернизма (сюрреализм, кубизм, экспрессионизм, абстракционизм, фовизм и др.) может рассматриваться как символическое воссоздание отношений человек - мир в наш противоречивый век с сенсационными научными открытиями, достижениями техники, войнами, экологическими катастрофами и кризисом духовности [2.c 154].

Одна из особенностей искусства  заключается в том, что при  его посредстве каждый из нас прикасается  не только к фактам и действиям, которые  легли в основание произведения, но и к внутреннему миру, личности и гению автора, к психологическим  особенностям народа, создавшего свое искусство. В повседневной реальной жизни эта сторона обычно скрыта от окружающих, поэтому человек, не понимающий искусства, лишен целой  Вселенной и в любом виде деятельности оказывается ограниченным. Искусство  вырабатывает эстетический вкус, ибо  одно из его функциональных предназначений - быть носителем эстетических идеалов. И, наконец, искусство побуждает  к творчеству, заставляя сопереживать, «участвовать» в творческом процессе если не создания произведения, то, во всяком случае, понимания, проникновения  в сущность вещей, и делает это  без формул и методик, требующих  специальных навыков. С другой стороны, оно предлагает свою систему видения  мира, вскрывает связи, не доступные  науке, развивая способность каждого  к ассоциативному мышлению, без чего нет никакого творчества [5 Internet].

Таким образом, культура - целостная  система, элементы которой не существуют изолированно друг от друга. Они все  взаимодействуют между собой  и с культурой в целом. В  различные культурно-исторические эпохи на первый план выдвигались  те виды искусства, которые наиболее полно выражали данную эпоху. Мы говорим: античная скульптура, средневековая  архитектура, живопись Возрождения, подчеркивая, что данные вида искусства были доминирующими, а остальные существовали под их влиянием. Современные представления о мире усложняются, что позволяет говорить о «полифоничности» современной культуры, т.е. это и ее «романизация», и «музыкализация», и «видеолизация», и зрелищность. Отдельные виды художественного творчества сегодня не существуют изолированно друг от друга, что выражается в появлении новых синтетических жанров искусства (симфонии-балеты, мюзиклы), и в интегративности художественного мышления, в расширении художественной сферы (светомузыка, цветомузыкальные фильмы, художественного конструирования, компьютерной графики) [5 Internet].

В искусстве естественно  и свободно происходит отказ от прошлых  завоеваний и находок, когда они  не выражают нового мироощущения человека в культуре. Совершенствуются приемы, технологии, способы извлечения звука, цвета, расширяются границы художественной сферы, но само искусство не меняет своей сущности, не становится более  или менее прогрессивным.

Развитие искусства происходит в рамках динамических изменений  всей культуры. Выяснение закономерностей  динамики художественной культуры - одна из актуальных задач современной  культурологии. Но сколько бы ни пытались ученые постичь искусство, в нем  всегда будет оставаться та тайна, которую  невозможно охватить только рациональными  методами. Искусство дарует художникам «волны вдохновенья», радуя нас своей непредсказуемостью [5 Internet].

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Процесс развития искусства  непрерывен, разомкнут, соотнесён с  общей социальной историей, не повторяя ее буквально; высшие из достижений искусство  последующими этапами развития не перекрываются.

Искусство имеет исторически  стабильные и мобильные свойства, сохраняет в сознании фундаментальные  общие ценности и реагирует на особенности конкретных исторических периодов, крупных социальных групп. При зарождении искусства его  элементы синкретически слитны и  не выделены из общей социальной деятельности; впоследствии, не утратив связей с  многообразием социума, искусство  выработало собственные структуру, системы жанров, стилей, форм, языка (языков). Общие для искусства законы преломляются через знаковые системы (системы выразительных средств) вербальные, цветовые, звуковые и др., образуя виды искусства (художественная литература, живопись, музыка и др.), которые постоянно взаимодействуют между собой, формируя в т.ч. виды синтетические (театр, киноискусство и др.) [5 Internet].

Специфика искусства, позволяющая  отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и  выражает действительность в художественно-образной форме. Она является результатом  конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно - реализацией  исторического культурного опыта  человечества. Художественный образ  выступает не просто как внешнее  сходство с действительностью, а  проявляется в виде творческого  отношения к этой действительности, как способ домыслить, дополнить  реальную жизнь.

Уровень развития и активность функционирования искусства в обществе являются важной характеристикой культуры в целом [5 Internet].

Таким образом, развитие искусства  происходит в рамках динамических изменений  всей культуры. Выяснение закономерностей  динамики художественной культуры - одна из актуальных задач современной культурологии. Но сколько бы ни пытались ученые постичь искусство, в нем всегда будет оставаться та тайна, которую невозможно охватить только рациональными методами. Как неугомонный “кастальский ключ”, оно дарует художникам “волны вдохновенья”, радуя нас своей непредсказуемостью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Быстрова А. Н.   Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е   издание, исправленное и дополненное.— М.: Издательство Фёдора    Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002.—             712 с.

2. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Н.Г. Багдасарьян, Г.В. Иванченко, А.В. Литвинцева и др.; Под ред. Н.Г.Багдасарьян.—.4-е изд., испр.— М.: Высш. шк., 2002.— 511 с.

3. Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2-х тт. – Т. 1 – СПб., 1998.

4. Internet источник - http://hghltd.yandex.net/yandbtm, 03.01.2013,19:15.

5. Internet источник - http://www.allbest.ru/ , 04.01.2013, 11:11.

6. Internet источник - http://zahori.ucoz.ru/publ/kultura_kak_fenomen/1-1-0-4 , 03.01.2013,19:17

 


Информация о работе Икутсво