Импрессиони́зм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 20:37, реферат

Краткое описание

Импрессиони́зм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве, зародившееся во Франции, во второй половине XIX века, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи нашли своё воплощение и в других видах искусства, например, в музыке.

Вложенные файлы: 1 файл

Инпрессионизм.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

Импрессиони́зм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве, зародившееся во Франции, во второй половине XIX века, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи нашли своё воплощение и в других видах искусства, например, в музыке.

История

Импрессионизм в наши дни является одним из самых  широко распространённых направлений  изобразительного искусства. Поэтому  импрессионистов XIX_века можно расценивать как основоположников современного искусства. Они сделали решающий шаг к индивидуализации художественного процесса, к его освобождению от каких-либо канонов и общих правил, хотя этот шаг никогда не был сознательной задачей кого-либо из них. Импрессионизм стал противопоставлять себя остальным течениям в живописи, и быстро сформировался в самостоятельное движение. Главное достижение импрессионизма - художественное исследование поведения цвета и света в атмосфере, исследование и передача на холсте их взаимодействия. Они стремились показать, что, например, хорошо освещённый солнцем предмет ярче, чем тот же предмет при комнатном освещении. Вот почему в картинах импрессионистов появились яркие цвета. Можно сказать, они вернули в живопись яркий цвет, считавшийся со времён классицизма, как правило, признаком вульгарности, лубочности и неумения профессионально работать с оттенками разных цветов. Однако стоит отметить, что задолго до импрессионистов большие пространства открытого, интенсивного яркого цвета уже применялись в фресковой живописи, особенно при росписи потолков церквей. Но это была не станковая живопись, и к тому же употребление интенсивного цвета в фресках не считалось противоречием существующим канонам, так как было визуально оправданно большим расстоянием между зрителями и произведением. Более того, цвет в фресках, в отличие от цвета на холсте, не мог сочетаться с светом, как на картинах импрессионистов, из-за самого материала, на котором писались фрески. На штукатурке объективно невозможно передать те же эффекты, что и на холсте.

Импрессионизм называют движением возврата к природе, которая является источником всех впечатлений. Художник стремился как можно  более ярко, выразительно и эмоционально передать свои впечатления на холсте, донести эти впечатления и энергетику обстановки до зрителя в полном объёме. Импрессионизм был течением, которое расширило не столько живописные возможности искусства (на этот счёт есть самые разные мнения), сколько рамки того, что стало в искусстве допустимым. Импрессионизм внёс абсолютное доверие субъективному видению художника, его индивидуальности. Эти два пути: возврат к природе и индивидуализация самого процесса восприятия в искусстве питают европейское искусство до сих пор, особенно на уровне обычных, не рейтинговых художников, перед которыми не стоит задача подчиниться законам рынка.

Истоки

Далёкие предшественники импрессионизма — уже художники Древней Греции и Рима, например, мастера т. н. «фаюмского портрета», I-IV вв. н. э. В эпоху Возрождения живописцы, как Франческа, Тициан, Веронезе, Лотто и Тинторетто решали сходные с импрессионизмом свето-цветовые проблемы и вырабатывали своеобразную импровизационную технику. В Голландии предтечей импрессионизма был Франс Халс; работы Яна Вермеера Делфтского по своей технике и особому вниманию к свето-цветовым проблемам ещё ближе к импрессионизму[источник не указан 534 дня; этот художник был заново открыт благодаря импрессионистам. Работы двух испанских классиков XVII века Диего Веласкеса и Эль Греко имеют тот же импрессионистический потенциал.

В конце XVIII и в начале XIX века в Англии бурно развивается искусство пейзажа в масляной и акварельной техниках, и такие живописцы, как Уильям Тёрнер и Джон Констебл внесли существенный вклад в будущее развитие и торжество пленэрной и динамичной живописи. В самой Франции не только пейзажисты «Барбизонской школы», но так же Эжен Делакруа и Гюстав Курбе открывают дорогу новым тенденциям.

Факторы, как появление и становление  фотографии, увлечение японским искусством, а также — современностью, своей эпохой, сыграли важную роль. В фотографии — ускользающие, прежде не замечаемые жесты, новый ритм, новые точки зрения, крупный план. Что касается японских мэтров, таких как Кацусика Хокусай, Хиросигэ, Утамаро, они прямо повлияли на живопись Эдуарда Мане, Клода Моне и Эдгара Дега.

Эволюция

Начало  поисков импрессионистов относится  к 1860 гг. В 1869 г. в Буживале К. Моне и О.Ренуар открывают спонтанно принцип разделения цветов в атмосфере, который станет основой революции в технике живописи.

Первая  важная выставка импрессионистов проходила  с 15 апреля по 15 мая 1874 г. в мастерской фотографа Надара. Там было представлено 30 художников, всего — 165 работ. Холст Моне — «Впечатление. Восходящее солнце» («Impression, soleil levant»), ныне в Музее Мармоттен, Париж, написанный в 1872 г. дал рождение термину «импрессионизм»: враждебный критик для смеха обозвал группу «импрессионистами». Художники, из вызова, приняли этот эпитет, впоследствии он прижился, потерял свой первоначальный отрицательный смысл и вошёл в обиход.

У импрессионистов  не было общей цели, но была общая  амбиция: понимание роли света, который  влияет на форму и объект. Свет становится принципиальным элементом их живописи. Контурный рисунок, как и светотень, отсутствует у импрессионистов; глубина не передаётся перспективой, но смягчением цветовых тонов. Преимущество отдавалось живым цветам солнечного спектра. Чёрные, коричневые и серые цветовые тона в общем игнорируются, не включаются в палитру. Чистые цвета часто кладутся на холст без предварительного смешивания на палитре и воспринимаются зрителем согласно системе оптического смешения, открытой французским химиком М. Э. Шеврёль; цвета взаимодействуют согласно закону дополнительных цветов; цветные прикосновения дробятся, рассыпаются на многочисленные «запятые», нанесённые одни возле других. Глаз зрителя самостоятельно проделывает все эти преобразования, а не воспринимает уже готовое изображение.

В стиле  импрессионизма писали Эдуард Мане, Э. Дега, К. Моне, О.Ренуар, А. Сислей, К. Писсарро, Базиль, Моризо. Американская ветвь импрессионизма включает таких художников, как Джон Сингер Сарджент и Альфред Морер. Особым уважением французских импрессионистов пользовался американский художник Джеймс Уистлер. В выставках импрессионистов иногда участвовали О. Редон, Ж. Сёра; пейзажи в духе импрессионизма писал и К. Малевич. Что касается Э. Мане, он не участвовал в выставках импрессионистов и редко писал с натуры; в его палитре сохранялись традиционные чёрные и серые цветовые тона. Творчество Гогена, П. Сезанна и Ж. Сёра было уже реакцией против импрессионизма. В точном смысле этого термина представителями движения были Моне, Ренуар, Сислей и Б. Моризо.

Влияние на живопись и искусство

Импрессионизм, несмотря на свою кратковременность (периодические  выставки импрессионистов продолжались до 1886 г.; всего было восемь выставок), является одним из кульминационных моментов кризиса между новой эстетикой и традиционными вкусами, между новаторами и академистами, между официальным искусством и нонконформизмом, — говоря современным языком.

Импрессионизм часто называют последним крупным  европейским стилем в живописи. Это  не совсем так, потому что экспрессионизм и сюрреализм получили в итоге  не менее широкое распространение  в среде живописцев, а абстракционизм оказался настолько плодотворен в скульптуре и архитектуре, что в живописи он оказался слитым со скульптурой и архитектурой в некий единый монументальный стиль, по своей мощи, выразительности и лаконичности форм не уступавший классике. Но значение импрессионизма, в отличие от других стилей, не сводится к самим признакам импрессионизма, как стиля. Это значение намного глубже и шире, потому что импрессионизм ознаменовал в европейском искусстве окончательное освобождение от канонов, обязательных для всех. Импрессионизм начал глобальный процесс превращения объективных художественных критериев в индивидуальное толкование и содержания, и формы произведения искусства. Этот процесс, крайне противоречивый, неоднозначный и сложный, продолжается до сих пор. С одной стороны, появилась возможность свободно, ни с чем не считаясь, выражать свою индивидуальность в живописи и других видах искусства. С другой, критерии качества художественного произведения оказались в итоге настолько размытыми, что, фактически, качество стало определяться только одним: рыночной ценой данного произведения на данный момент. Это привело к тому, что рынок произведений искусства стал формироваться не профессиональными экспертами, а профессиональными маркетологами, выстраивающими работу с продвижением произведений искусства точно так же, как с любым другим видом потребительских товаров. Резко снизились профессиональные требования к представителям изобразительных искусств, упало значение школы, профессионального обучения, сохранившись в основном в сфере промышленного дизайна, где любые эксперименты жёстко ограничены способностью массового потребителя воспринимать необычные подходы и формы.

Импрессионизм питал французскую живопись вплоть до начала XX века и оказал существенное влияние на живопись других стран: США, Германии, Бельгии, Италии, Англии.

В России влияние импрессионизма испытали К. Коровин (наиболее близкий по своей эстетике к импрессионистам), ранний В. Серов, а также — И. Грабарь.

Эдга́р-Жермен-Илер де Га, или Эдга́р Дега́ (19 июля 1834, Париж 27 сентября 1917) — французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения.

Эдуа́рд Мане́ (фр. Édouard Manet, 23 января 1832, Париж30 апреля 1883, Париж) — французский художник, один из родоначальников импрессионизма. 

Пьер  Огю́ст Ренуа́р (фр. Pierre-Auguste Renoir; 25 февраля 1841, Лимож2 декабря 1919, Кань-сюр-Мер) — французский живописец, график и скульптор, один из основателей импрессионизма.

Информация о работе Импрессиони́зм