Искусство Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 17:02, контрольная работа

Краткое описание

По религиозным или политическим соображениям или просто чтобы выразить свои чувства и переживания, всегда и везде человек занимался этой загадочной деятельностью: созданием красоты.
Искусство всегда отвечает главным запросам того общества, в котором оно зародилось. Нуждаясь в посреднике между человеком и созданными им богами, цивилизации наделяют произведение искусства религиозной функцией, оно несет также политическую нагрузку.

Содержание

Введение
Основные черты культуры Древнего Египта
Место искусства в системе древнеегипетской культуры
Виды и жанры искусства
Пирамиды как символ Древнего Египта
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 249.38 Кб (Скачать файл)

Да и вообще не только в искусстве отдельные выдающиеся личности играли определенную роль. Вспомним хотя бы изобретателя уточненных водяных  часов Аменемхета или летописца  Джануни, вспомним и о том, каким  уважением были окружены в Египте личности тех «мудрецов», изречения  которых сохранялись из поколения  в поколение.

Таким образом, индивидуальное творчество в различных отраслях культуры – будь то изобразительное  искусство, наука, философия или  литература – несомненно имело место  в Древнем Египте, и талантливые  зодчие, скульпторы, живописцы и  «мудрецы» в определенной степени, безусловно, проявили свои личные способности, внося нечто новое в свою область творчества. (Мировая художественная культура. Древний Египет. «Лань» 2004. С. 294 - 299)

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВА  ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

 

Н. А. Померанцева:

В культуре каждой страны есть произведения искусства, определяющие ее лицо и обратную сущность. Древний Египет в представлении почти каждого связывается с гигантскими пирамидами, сфинксами, воплощающими собой неизреченную мудрость веков. И пожалуй, ни одно научное определение с такой ясностью и наглядностью не отражает специфику древнеегипетского искусства, как сами эти безмолвные хранители истории. Они несут в себе все: монументальность, лаконизм форм, геометричность, строгую логику конструктивного замысла, религиозно-философское осмысление мироздания, связанное с культом вечной жизни. Пирамиды с полным правом можно назвать символом Древнего Египта, отправной точкой его философско-религиозного мировоззрения. И не случайно, что они уже в древности были приписаны к семи чудесам света. Обращение к подобным памятникам – одна из ступеней на пути раскрытия образного смысла древнеегипетского искусства.

Художественные традиции древнейших культур складываются в  процессе образного восприятия мира. Уже на самом раннем этапе совершается  отбор приемов и средств, присущих именно данной культуре. Первое, что  выделяет памятники древнеегипетского  искусства, - это геометрическая простота форм; но при этом художники не отступали  от внешней узнаваемости, гармонично сочетая условность выражения с изобразительностью. Выявление мыслимой сущности образа приводило к обобщенной передаче объемов, однако условность не переходит в деформацию, и в древнеегипетском искусстве с самого раннего этапа его существования устанавливаются законы пропорциональной соразмерности. Геометризированная стилизация форм ранних памятников постепенно перерастает в геометрию незримую, присутствующую внутри композиции и специально не подчеркиваемую.

Общее в приемах работы древнеегипетских художников состоит  в том, что мастера стремились передать главное и существенное, опуская второстепенное. Этим самым произведение выигрывало в многогранности восприятия. (Мировая художественная культура. Древний Египет. «Лань» 2004. С. 293 - 294).

Б. М. Бернштейн:

Назначение древнеегипетского  искусства – будем называть это  искусство в согласии с традицией, - так вот, первым его назначением  была гробница. Это известие принадлежит  к историческим банальностям: древнеегипетский скульптурный портрет, рельеф, роспись не были адресованы живым, не были предназначены для рассматривания, интерпретаций, пониманий и эстетических наслаждений, их позднейшая судьба – получить место успокоения в Каирском музее, Лувре и т.п. – имеет чрезвычайно мало общего с их изначальной функцией: обеспечить вечную жизнь умершего в стране мертвых.

Древнеегипетский язык не знал слова, эквивалентного слову «художник». Одно из обозначений скульптора, изготовлявшего портретное изображение будущего покойника, было «санх» - «оживитель», «дающий  жизнь». Создатель этого предмета, «сделанного руками человеческими  из дерева и камня», в глазах его  современников и соплеменников  не «подражает», не «изображает», не «копирует», он дарует жизнь, т.е. ему и сделанному им предмету присвоена некоторая  творящая сила. Очевидно, исполненная  им вещь, невзирая на то, что она сделана  «искусственно» и что она преднамеренно  сделана подобной другому живому существу, а может быть – именно поэтому, не принадлежит к миру мертвых  символов, но причастна живой реальности.

Примечательно, что любая  роспись называлась по-египетски  словом «писание», «подпись»; для саркофагов и стен использовали также оборот «подписывать образами». Это естественно, если принять во внимание, что сами изображения восприняли некоторые  свойства письменности. В живописи и рельефе господствовал принцип, «который покоится скорее на понятийной, нежели на сценически-пространственной связи. Египетское изображение на плоскости  состоит из «фигуры» и «фона», но фон не принадлежит собственно картине, ничего не изображает. (Мировая художественная культура. Древний Египет. «Лань» 2004. С. 299 - 301).

 

ВИДЫ И ЖАНРЫ  ИСКУССТВА

 

Высокого уровня в Древнем Египте достигли различные виды искусства, для них характерен необычайный  расцвет. Раннее изобретение письменности способствовало развитию высокохудожественной словесности во всех ее основных литературных жанрах. До нас дошли древние мифы, сказки, повести, басни, дидактические  произведения, философские диалоги, гимны, молитвы, плачи, эпитафии, любовная лирика. С древности, прежде всего  в связи с культовыми действиями и церемониями, развивались музыка, изобразительное искусство, скульптура и архитектура. В более поздний  период развивается религиозная  драма и появляется светский театр. Есть основания предполагать, что  в Древнем Египте существовали даже труппы бродячих актеров. Высокого художественного  уровня достигли древнеегипетская живопись, скульптура и монументальная архитектура. До сих пор поражают зрителя мастерством  статуя писца Каи, скульптурные портреты царицы Хатшепсут, фараона Эхнатона и удивительный своей одухотворенной красотой образ Нефертити, великолепные аллеи сфинксов и колоссальные храмы в Луксоре, Карнаке и других местах.

 
Рис. 1:Бюст царицы Нефертити

Нефертити — супруга фараона XVIII династии Аменхотепа IV (Эхнатона) (Новое царство). В египетском музее Берлина хранится раскрашенный бюст Нефертити, запечатлевший совершенную красоту царицы: стройная шея, горделивая, свободная посадка головы, строгие, точеные черты и безупречный овал лица. На шее у царицы ожерелье, на голове — высокий царский головной убор.  

 

Рис. 2: Храм в Луксоре 15 в. До н.э.

Неудивительно, что столь высокий  уровень искусства и его почетное место в древнеегипетском обществе привели к появлению первых эстетических суждений, зафиксированных в письменных источниках. У древних египтян, видимо, впервые в истории культуры мы находим уже высоко развитое чувство  красоты, прекрасного. Искусство как  искание и выявление одного только идеально-прекрасного было неизвестно в Древнем Египте. Древний египтянин  любил красоту в природе, он хотел  быть окруженным такой красотой у  себя дома и за его стенами. Вот  почему предметы обихода в домах  богатых людей всюду обнаруживают бессознательную красоту линий  и тонкое соблюдение пропорций. Древние  египтяне стремились придать красоту  всем предметам, но эти предметы, от первого до последнего, служили какой-нибудь полезной цели; они не были расположены  делать прекрасную вещь исключительно  ради ее красоты. Так, в скульптуре преобладало  практическое начало — великолепные статуи Древнего царства были сделаны  не для украшения рыночной площади, а для того, чтобы быть замурованными в гробницах, где они могли быть полезны для умершего в загробной жизни. Этой же цели служила и настенная живопись в гробницах, и пирамиды.

Египетские мастера создали  множество прекрасных, простых и  величественных скульптур, ничего подобного  не знала ни одна из позднейших эпох. Изваяния из окрашенного дерева или  шлифованного камня отличает особое достоинство. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела, и с выставленной вперёд левой ногой. Несмотря на идеализацию, портреты верно передавали неповторимые черты человека. В изображениях простых  людей было больше жизни и движения, нежели в торжественных статуях  властителей.

Стены и колонны египетских зданий украшали рельефы и росписи, которые  легко узнать по своеобразным приёмам  изображения человека. Каждая часть  фигуры была представлена в своём  повороте так, чтобы её было видно  как можно полнее: ступни ног и  голова в виде сбоку, а глаза и  плечи- спереди. Дело тут было не в  неумении, а в строгом соблюдении определённых правил. Длинными полосами следовали друг за другом серии изображений, очерченных врезанными контурными линиями  и окрашенных в красиво подобранные  тона; им сопутствовали иероглифы - знаки - картинки письма древних египтян. По большей части здесь показаны события из жизни фараонов и вельмож, встречаются также и сцены  труда. Полагают, что изображены не столько действительные, сколько  желаемые события, поскольку египтяне верили, что изображённое непременно должно исполниться.

Древние египтяне не знали перспективы, дальние предметы они изображали просто над ближними. Несмотря на некоторую  наивность, их рельефы и росписи  подкупают тонкостью и изяществом. Особенно пленительны стройные женщины  в лёгких льняных одеяниях, украшенные многочисленными драгоценностями.

Древний Египет является, по всей видимости, родиной световой религии и эстетики света. Обожествленный солнечный свет (бог солнца Ра, Амон-Ра, Атон) постоянно  почитался высшим благом и высшей красотой у древних египтян. В  гимне, посвященном Ра, божественный свет стоит в тесной связи с  красотой:

Все спящие поклоняются твоей красоте,  
Когда твой свет озаряет их лица.  
Приходишь ты, и вновь покрывает их тьма, 
И каждый вновь ложится в свой гроб.

. За красотой богов, воспеваемой  в египетской мифологии, ясно  ощущается любовь древних египтян  к красоте материального мира, любовь к жизни. 

Художественное мышление египтян  с древнейших времен в результате длительной практики выработало развитую систему канонов: канон пропорций, цветовой канон, иконографический канон. Здесь, пожалуй, впервые в истории канон становится важнейшим эстетическим принципом, определяющим творческую деятельность художника. Художественный эффект в каноническом искусстве достигался за счет незначительного варьирования форм внутри канонической схемы.

Несмотря на широко распространенную мысль о загробной жизни, на атмосферу  религиозности и иррационализма, господствующую в обществе, древние египтяне сумели выработать замечательные принципы нравственного поведения индивида, гуманизма. Книги мудрости Аменемоне свидетельствуют о весьма высоком уровне морали. Верховный принцип древнеегипетской этики воплощался в «Маат», особом качестве мира, созданном богами в момент творения (в нем содержатся такие идеи, как «порядок», «истина», «справедливость» и «добродетель»), оно раскрывало волю богов. Индивид стремился действовать в соответствии с божественной волей, потому что это был единственный способ гармонизировать отношения с богами.

 

ПИРАМИДЫ КАК  СИМВОЛ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

 

Египетские пирамиды — величайшие архитектурные памятники, которые историки относят к эпохе Древнего Египта, среди которых одно из «семи чудес света» — пирамида Хеопса. Пирамиды представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы (отсюда и название), использовавшиеся в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Всего в Египте было обнаружено 118 пирамид.

 Комплекс пирамиды Джосера был построен в Саккара примерно за 2600 лет до н.э. Считается, что пирамиды возникли именно в это время, тогда и было положено начало их строительству. Это важное событие не только в истории египетского искусства и архитектуры – это исторический момент в жизни всей человеческой цивилизации. Впервые за всю свою историю человек начал использовать камень для строительства архитектурного ансамбля. Строителем и архитектором первой пирамиды был Имхотеп выдающийся мастер и самый крупный ученый Древнего Египта. Он был одним из высших сановников фараона Джосера, верховным жрецом из Гелиополя.

Рис. 3: Ступенчатая пирамида в Саккаре.

 

Первая пирамида — ступенчатая пирамида Джосера, с виду напоминает несколько поставленных друг на друга мастаб уменьшающегося размера. Скорее всего, именно таков и был замысел архитектора этой пирамиды, Имхотепа. Имхотеп разработал способ кладки из тёсаного камня. Впоследствии египтяне глубоко почитали зодчего первой пирамиды, и даже обожествили его. Он считался сыном бога Птаха, покровителя искусств и ремёсел. Пирамида Джосера расположена в Саккаре, к северо-востоку от древнего Мемфиса, в 15 км от Гизы. Её высота составляет 62 м.

Пирамида завершает всю  архитектурную композицию царского захоронения. Но почему местом последнего пристанища египетского царя стала  именно пирамида?

Эту огромную гробницу пирамидой  стали называть древние греки. Так  называют ее и в наши дни. Само слово  произошло от геометрического определения. Египтяне называли пирамиду мер, это  слово произошло от глагола иар, что значит «подниматься», и обозначает, как мы думаем, место вознесения. Таким образом, ступенчатая пирамида служила огромной лестницей, по которой  усопший фараон восходил на небеса.

Это предположение подтверждают и «Тексты пирамид», один из которых рассказывает о том, как была изготовлена для фараона лестница, по которой он поднялся на небо. Понятие «дороги в небо» тесно взаимосвязано с существованием настоящих пирамид.

Пирамиды четвертой и  пятой династий тесно связаны  с культом солнца, они считались  символами света, силы солнца. Пирамиды могли отождествляться и с  самим солнцем.

В течении нескольких династий происходили изменения формы  царских гробниц от мастабы и  ступенчатой пирамиды до правильной формы четырехугольной пирамиды. Было бы неверно свести все это  к техническим вопросам. Изменение  строительных форм шло параллельно  а переменами в религиозной жизни, вере египтян в загробную жизнь, с возникновением абсолютной власти «фараона-бога». В архаичные времена огромная мастаба царя была призвана обеспечить усопшему удобства, к которым он привык в земной жизни, считалось, что душа умершего будет продолжать жить в гробнице. В годы правления фараона Джосера власть царя стала абсолютной, фараон превратился из самого крупного вельможи в единовластного правителя. Естественно, что гробница фараона должна была возвышаться над всеми остальными гробницами. Именно в это время родилась вера в то, что душа царя возносится на небо, его загробная жизнь проходит между пирамидой на земле и небесами. Поэтому пирамиду Джосера окружает целый комплекс различных зданий. Сама пирамида служит фараону лестницей в небо. Постройки комплекса пирамиды Джосера символизировали город Мемфис, столицу страны. Фараоны четвертой династии уже величали себя «фараонами-богами», после смерти они становились богами, отождествлялись с богом солнца, над их могилой возвышалась правильная по форме пирамида – символ солнца.

Информация о работе Искусство Древнего Египта