Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 14:55, реферат
Человек осваивает окружающий мир не только с помощью разума в форме научных истин, но и посредством чувств, чувственных переживаний. Эстетическое постижение мира, наряду с религией, наукой и другими формами общественного познания, занимает одно из важных мест в иерархии духовных ценностей.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Общее понятие искусства…………………………………………………….4-5
2. Гипотезы генезиса искусства………………………………………………..6-8
3. Социальные функции искусства ……………………………………………9-11
4. Проявление искусства в различных сферах культуры…………………….12-15
5. Классификация искусств…………………………………………………….16-18
6.Направления, течения и стили в искусстве в историческом развитии…….19-22
Заключение……………………………………………………………………..23
Список использованной литературы…………………………………………24
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Факультет экономики и права
Направление подготовки 080100.62 «Финансы и кредит»
Профиль подготовки бакалавр
Кафедра истории и культуры
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Культурология»
на тему:
«ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ»
Автор работы:
студент 1 курса, 712 группа
очной формы обучения
Ирина Александровна Попова
Подпись ________________
Руководитель работы:
Ольга Васильевна Руденко
Оценка ___________________
Подпись __________________
«____»____________20____г.
Хабаровск 2012
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1.Общее понятие искусства…………………………………………………….
2. Гипотезы генезиса
искусства………………………………………………..
3. Социальные функции искусства ……………………………………………9-11
4. Проявление искусства в различных сферах культуры…………………….12-15
5. Классификация
искусств…………………………………………………….
6.Направления, течения
и стили в искусстве в
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………24
Введение.
Человек осваивает окружающий
мир не только с помощью разума
в форме научных истин, но и
посредством чувств, чувственных
переживаний. Эстетическое постижение
мира, наряду с религией, наукой и
другими формами общественного
познания, занимает одно из важных
мест в иерархии духовных ценностей.
Основатель эстетики как науки -
немецкий ученый А. Баумгартен (1714-1762),
определял эстетическое как
способность чувственного познания,
которое достигает совершенства
в искусстве. Центральными ее понятиями
являются красота, отожествляемая с
совершенством чувственного познания,
предполагающим «развитость» ощущений,
эмоций, памяти, интуиции, остроумия, воображения,
и искусство как наивысшее
ее выражение. Эстетическое отношение
человека к окружающей действительности,
понимаемое часто как способность
воспринимать красоту, гармонию и совершенство
форм, отнюдь не исчерпывается лишь
прекрасным и его художественным
отражением в искусстве. Эстетика равно
проявляет интерес к
Способность к эстетическому переживанию, эстетической оценке формировалась в процессе активного освоения человеком окружающей действительности, приспособления к своим нуждам природных сил, условий и факторов социального взаимодействия, их очеловечивания, приложения к ним «человеческой меры». Эта способность к эстетическому освоению мира наиболее ярко проявлялась в художественном творчестве, в искусстве.
1.Общее понятие искусства.
Существует множество
определений искусства. Назовем
основные подходы к пониманию
этого явления. Во-первых, искусство
- это специфический вид
Если попытаться лаконично
определить, что такое искусство,
то можно сказать, что это "образ"
- образ мира и человека, переработанный
в сознании художника и выраженный
им в звуках, красках, формах. В художественных
образах отражается не только действительность,
но и мироощущение, мировоззрение
культурных эпох. Исследователи, пытаясь
понять природу искусства, видели в
нем и реализацию инстинкта украшения
и подражания природе, и средство
общения между людьми и источник
познания мира, и своеобразное кодирование
информации об исторических периодах
и народах, рассматривали искусство
как текст и знаковую систему,
как игру, удовольствие, проявление
иррационального и
2.Гипотезы генезиса искусства.
Самые древние из известных
нам художественных произведений принадлежат
к эпохе позднего (верхнего) палеолита
(20 - 30 тыс. лет до н.э.). Стремление понять
свое место в окружающем мире прочитывается
в тех образах, что донесли
до нас гравированные и живописные
изображения на камне из Бурделя,
Эль Парналло, Истюрица, палеолитические
"венеры", живопись и петроглифы
(изображения, выбитые, выцарапанные или
высеченные на камне) пещер Ласко, Альтамиры,
Нио, наскальное искусство Северной
Африки и Сахары. До открытия в 1879 г.
росписей в испанской пещере Альтамира
дворянином Марселино де Саутуолла
среди этнографов и археологов бытовало
мнение, что первобытный человек
был лишен всякой духовности и
занимался только поиском пищи. Некоторые
ученые до сих пор упрощенно подходят
к оценке образов первобытного художественного
творчества. Однако уже английский
исследователь первобытного искусства
Анри Брейль в начале века заговорил
о настоящей "цивилизации каменного
века", проследив эволюцию первобытного
искусства от простейших спиралей и
отпечатков рук на глине через
гравированные изображения
Говоря о первобытном
искусстве, необходимо иметь в виду,
что сознание первобытного человека
представляло неразрывный синкретический
(от греч. synkretismos - соединение) комплекс,
и все в дальнейшем развившиеся
в самостоятельные формы
Существуют и другие точки зрения на происхождение искусства. Одна из них связана с игровой концепцией культуры и восходит к идеям Ф. Шиллера, И. Канта, Г. Спенсера. Наиболее законченно эта точка зрения выражена в книге голландского культуролога Йохана Хейзинги (1872 - 1945) "Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры". Еще Г. Спенсер утверждал, что искусство берет свое начало в тех же импульсах, которые побуждают к играм. Искусство в этом случае рассматривается как "незаинтересованная игра". И. Хейзинга пошел в исследовании игрового элемента дальше. Игра, как и искусство, есть деятельность непринужденно-свободная и творческая. Если игра в ее первозданном виде присуща ребенку, то игровое начало не только включено в жизнь отдельного человека, но и в жизнь социума. Элементы игры проявляются в различных ритуалах, обрядах, присутствуют в празднествах, где фактически непосредственная веселая игра сливается с самой жизнью (вспомним взаимосвязь средневекового карнавала с искрометным смехом Ф. Рабле, блестяще показанную нашим отечественным литературоведом М. Бахтиным). И. Хейзинга в своей книге показал наличие игрового начала в самых разнообразных проявлениях культуры: праве, философии, науке, религии, особо останавливаясь на соотношении игры и поэзии, игры и искусства. "Игра-состязание как импульс, более старый, чем сама культура, издревле заполняла жизнь, и подобно дрожжам, побуждала расти формы архаической культуры,- пишет в своей книге И. Хейзинг. - Культ разворачивается в священной игре. Поэзия родилась в игре и стала жить благодаря игровым формам. Музыка и танец были сплошной игрой. Мудрость и знание находили свое выражение в освященных состязаниях... Вывод должен был следовать один: культура в ее древнейших фазах "играется". Она не происходит из игры, как живой плод, который отделяется от материнского тела; она разворачивается в игре и как игра"'. Игра, по мнению Хейзинги, является критерием оценки всех культурных явлений, в том числе искусства, родственного ей по своей природе. Таким образом, игра рассматривается как импульс возникновения искусства, а игровая природа как одна из граней его существования.
Следующая концепция, связанная с генезисом искусства, носит название "имитативной теории". В ней утверждается, что в искусстве проявляется инстинкт подражания (Лукреций Кар, О. Конт, Ж.Л. Даламбер и др.). Античный мыслитель Демокрит считал, что искусство возникает из непосредственного подражания животным (именно в античности появляется термин "мимезис" - подражание). Наблюдая за действиями животных, насекомых, птиц, люди научились "от паука -ткачеству и штопке, от ласточки -постройке домов, от певчих птиц - лебедя и соловья - пению". Аристотель, рассматривая проблему мимезиса, считал, что в искусстве не просто создаются образы реально существующих предметов или явлений, но и заложен импульс к сравнению с ними.
Некоторые ученые рассматривают
искусство как реализацию "инстинкта
украшения", средство полового привлечения
(Ч. Дарвин, О. Вейнигер, К. Грос и др.).
По-видимому, это один из возможных
многочисленных вариантов ответа на
вопрос о происхождении искусства,
ведь нательные украшения и
Если рассматривать данную
проблему в контексте генезиса культуры
в целом, то очевидно, что многие
идеи и теории можно экстраполировать
в область искусства. Так, в качестве
импульсов для возникновения
искусства могут выступать
3. Социальные функции искусства.
Познавательная (гносеологическая) функция. Отражая действительность, искусство является одним из способов познания духовного мира людей, психологии классов, наций, отдельных личностей и общественных отношений. Специфика этой функции искусства – в обращенности к внутреннему миру человека, стремлении проникнуть в сферу сокровенной духовности и нравственных побуждений личности.
Аксиологическая функция искусства заключается в оценке его воздействия на личность в контексте определения идеалов (или отрицания определенных парадигм), т. е. обобщенных представлений о совершенстве духовного развития, о той нормативной модели, ориентация на которую и стремление к которой задается художником как представителем социума.
Коммуникативная функция. Обобщая и концентрируя в себе многообразный опыт жизнедеятельности людей разных эпох, стран и поколений, выражая их чувства, вкус, идеал, взгляды на мир, их мироощущение и мировоззрение, искусство является одним из универсальных средств связи, общения между людьми, обогащения духовного мира отдельного человека опытом всего человечества. Классические произведения объединяют культуры и эпохи, раздвигают горизонты человеческого мировоззрения. "Искусство, всякое искусство, – писал Л. Н. Толстой, – само по себе имеет свойство соединять людей. Всякое искусство делает то, что люди, воспринимающие чувство, переданное художником и, во-вторых, со всеми людьми, получившими то же впечатление".
Гедонистическая функция
заключается в том, что подлинное
искусство несет людям
Эстетическая функция. По
своей природе искусство –
это высшая форма освоения мира "по
законам красоты". Оно, по сути, возникло
как отображение